Цель урока: познакомить учащихся с графическими возможностями, показать основные приёмы построения графических объектов и провести проверку и отладку программы при помощи ПК. Задачи: ? продолжить работу по формированию знаний, умений и навыков; ? рассмотреть правила работы с различными операторами; ? познакомить учащихся с правилами построения командных строк; ? формировать умения грамотно и правильно излагать свои мысли, грамотно использовать терминологию; ? воспитывать ответственность, аккуратность, бережливость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учимся рисовать в среде программирования QBasic»
Информатика и ИКТ.«Программирование на языке Бейсик». - 7
Тема:«Учимся рисовать в среде программирования QBasic». Дата________________
Цель: Познакомить учащихся с графическими возможностями, показать основные приёмы построения графических объектов и провести проверку и отладку программы при помощи ПК.
Задачи:
Продолжить работу по формированию знаний, умений и навыков
Рассмотреть правила работы с различными операторами.
Познакомить учащихся с правилами построения командных строк.
Формировать умения грамотно и правильно излагать свои мысли, грамотно использовать терминологию.
Расскажите о механизме выполнения программы записанной на языке программирования.
В чём основное назначение трансляторов? Типы трансляторов.
Новый материал.
Ребята! Попробуйте перечислить основные фигуры, из которых можно построить изображение.
Линия, квадрат, круг, эллипс, дуга.
Если мы уже определили фигуры, то остаётся их записать на языке программирования. А для этого нам необходимо рассмотреть основные графические возможности языка программирования.
Начнём с координатной плоскости. Она хранится в памяти компьютера, а точнее в я программе языка программирования и для нашей программы она выглядит так:
X
Рисуем в режиме Screen 12
Y
НАРИСОВАТЬ ЛИНИЮ
НАРИСОВАТЬ КВАДРАТ (ПРЯМОУГОЛЬНИК)
Н
Любой рисунок на компьютере можно легко закрасить, но при этом необходимо соблюсти некоторые правила:
Закрашиваемый контур должен быть замкнут.
Координата, указанная для закраски должна принадлежать контуру (лежать внутри него).
Цвет контура и цвет закраски должен совпадать.
Paint (x,y),c
АРИСОВАТЬ КРУГ
Практическая работа.
Нарисуй в тетраде паровозик (смотри карточку) и составь программу. Помни, что программа начинается с указания выбранного графического режима – SCREEN 12.
Если в тетрадке программа составлена, то проверь её на компьютере.
Рефлексия.
Рассмотри внимательно рисунок и ответь на следующие вопросы:
Что удалось лучше?
В чём были наибольшие трудности?
На что в следующий раз следует обратить особое внимание?
Итог урока.
Дома: стр. 200-203. Разработать проект «Дом в котором я живу».
Параметры х и у — координаты центра фигуры, параметр радиус — радиус окружности, параметр цвет — цвет фигуры, параметры начало дуги и конец дуги указывают на начальный и конечный углы рисования дуги в радианах, параметром отношение задается отношение длин полуосей эллипса. Служебное слово STEP служит указателем на относительность координат центра окружности. Рис. 8.2 рисует программа 8.5.
Программа 8.5
SCREEN 12
CIRCLE (100, 100), 50
CIRCLE (250, 100), 50, , , , .3 CIRCLE (250,100),50,4,P,2*P,0.3
CIRCLE (250, 300), 75, , , , 3
CIRCLE (400, 200), 100, , .8, 2.4
CIRCLE (400, 250), 100, , -4, -5.5 END
Координаты центра окружности в строке 2 относительны к координатам центра в строке 1. Это приращения к координатам центра в строке 1. Операторы в строках 3 и 4 рисуют эллипсы. Если отношение полуосей эллипса меньше единицы (строка 3), то радиус задается в точках экрана по оси х, иначе — по оси у (рис. 8.2 (3, 4)). Начало и конец дуги отсчитываются в радианах против часовой стрелки. Если перед их значениями поставить знак минус, то от концов дуги к центру будут проведены радиусы (строка 6).
Простейшие операторы графики — это операторы PSET и PRESET. Они ставят точки на экране.
PSET и PRESET— операторы графики
Если в тетрадке программа составлена, то проверь её на компьютере.
Задание На координатной плоскости нарисуйте СНЕГОВИКА и составьте программу рисования данного объекта.
* LINE— оператор графики
Строит линии и прямоугольники.
Синтаксис: LINE [[STEP] (х1, у1)] — [STEP] (х2, у2) [, [цвет] [, В [F]]]
Параметры (xl, yl) и (х2, у2) — координаты концов отрезка прямой линии или координаты противоположных углов прямоугольника. Значения координат должны укладываться в размеры экрана, задаваемые оператором SCREEN. Параметр цвет указывает на цвет рисованной фигуры.
Параметр В (box — прямоугольник) устанавливает режим рисования прямоугольника. Параметр BF (filled box — закрашенный прямоугольник) обеспечивает закраску прямоугольника внутри. Ключевое слово STEP указывает на то, что координаты отсчи-тываются от текущей позиции графического курсора, то есть являются приращениями. Следующий рис. 8.1 изобразит на экране монитора программа 8.4.
В программе 8.4 номер строки соответствует номеру фигуры на рис. 8.1. Отрезок прямой 3 в качестве начальной точки использует конечную точку отрезка 2. Возможность такой записи (строка 3) упрощает программу. В строке 4 использованы относительные координаты. Числа, записанные в позициях х и у, прибавляются к координатам предыдущей точки. В абсолютных координатах строка 4 имеет следующий вид:
LINE (150+50, 350+0) — (200+50, 350-200) = LINE (200, 350) - (250, 150).
Операторы в строках 5 и 6 рисуют прямоугольники.
* DRAW— оператор графики
Обеспечивает перемещение текущей позиции точки экрана, рисование линий, окраску линий рисунка, поворот и масштабирование рисунка. Синтаксис: DRAW"команды"
Параметр команды записывается в кавычках и выступает как символьное выражение. Поэтому к нему применимы все правила работы с символьными операторами и функциями. Например, команды могут «собираться» с помощью операции конкатенация.
Команды перемещения и черчения можно разделить на «жесткие» и «мягкие». Жесткие команды перемещают текущую точку или чертят линию только параллельно осям координат и под углом 45° к ним. Команда представляет собой латинскую букву, указывающую направление черчения, и записанное рядом целое число п, задающее количество окрашиваемых в этом направлении точек. Перечислим жесткие команды:
Un............ вверх;
Dn............ вниз;
Ln............ влево;
Rn............вправо;
En............ по диагонали вверх и вправо;
Fn............ по диагонали вниз и вправо;
Gn............ по диагонали вниз и влево;
Нп............по диагонали вверх и влево.
* Построение графиков функций
Задача построения графиков функций ставится при исследовании функций, демонстрации их поведения. Она тесно связана с задачей табуляции функций. При построении графика функции у = f(x) также требуется вычислять значения функции у при различных значениях аргумента х, после чего на экране ставятся точки с координатами (х, у). Множество точек, получаемых, например, с помощью оператора PSET(x, у) образуют график функции. Итак, имеем: PSET (х, у)
При построении графиков приходится делать выбор следующих параметров.
Выбор начала координат
График функции может находиться в одном из квадрантов декартовой системы координат или в их совокупности. Если заранее, хотя бы ориентировочно, известно поведение функции, то выбор начала координат не вызывает затруднений. Если же поведение функции неизвестно, то вначале естественно выбрать начало координат в центре экрана, а затем, увидев график функции, выполнить коррекцию.
Смещение начала координат по координате х обозначим величиной А, по координате у — величиной В. В результате получаем: PSET (х+А, у+В).
Изменение масштаба отображения графика функции
Рассмотрим такой пример. Пусть требуется построить график функции у = SIN(x) на интервале изменения аргумента х от -6,28 до 6,28. Без изменения масштаба длина графика (по оси х) будет равна 12-ти точкам, а высота графика над осью х будет равна одной точке (максимальное значение функции sin х). Такой график на экране трудно заметить. Для расширения или сужения графика по координате х и увеличения или уменьшения его амплитуды по координате у введем масштабные множители С и D(рис. 8.4). PSET(x*C+A, y*D+B).
Выбор способа отображения и шага изменения аргумента
Кроме оператора PSET, можно использовать оператор LINE (х, у). В этом случае график выглядит в виде ломаной линии. Наглядность графика зависит от шага изменения аргумента х, что влияет на плотность точек на графике. Шаг изменения аргумента можно подобрать опытным путем:
SCREEN 12
FOR x = -6.28 ТО 6.28 STEP .01
PSET ( хМО+320, -SIN(x)*100+240) NEXT
Оформление графика функции
На экране желательно показать координатные оси с обозначениями. Хорошо смотрится и помогает в анализе функции координатная сетка, нарисованная одним из неярких цветов. График функции также можно закрасить, но более ярким цветом. В правом верхнем углу экрана печатается формула функции. Там же можно отпечатать диапазон изменения аргумента.
Обеспечение работоспособности программы
При написании программ построения графиков функций следует пользоваться теми же приемами анализа функций на особые точки, что и при табуляции функций.
Оформление программы
При написании любой программы не следует забывать о записи названия программы, фамилии и имени ее автора. Не будут лишними краткие комментарии к некоторым из строк программы. В программе построения графиков функций удобно пользоваться функцией пользователя FN f(x), которая позволяет записывать формулу функции в программе один раз при ее определении.
Программа 8.10
REM Пример программы отображения графика функции SIN(x)
DEF fny (x) = SIN(x)
SCREEN 12
LOCATE 3, 50: PRINT "у = sin(x)"
LINE (20, 240)-(620, 240): LOCATE 15, 76: PRINT "x"
LINE (320, 20)-(320, 460): LOCATE 1, 40: PRINT "y"
FOR x = -6.28 TO 6.28 STEP .03
PSET (x*30+320, -fny(x)*80+240), 14 NEXTx END
Дидактическая карта по тема:«Графические возможности языка программирования».
Практическая работа.
Нарисуй в тетраде паровозик (смотри карточку) и составь программу. Помни,
что программа начинается с указания выбранного графического режима
– SCREEN 12.
Если в тетрадке программа составлена, то проверь её на компьютере.
Рефлексия.
Рассмотри внимательно рисунок и ответь на следующие вопросы:
Что удалось лучше?
Автор:Пахарькова Лариса Николаевна МБОУ «СОШ № 39», г. Норильска