Урок познакомит с понятием мощности алфавита и историей кодирования информации, позволит актуализировать прежние знания по темам «Единицы измерения информации» и «Двоичная система счисления».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Представление числовой и текстовой информации»
План-конспект урока
Тема: «Представление числовой и текстовой информации»
Предмет: информатика, 7 класс
по учебнику Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ, Питер, 2009
Цели урока:
Обучающая: познакомить с понятием мощности алфавита и историей кодирования информации, актуализировать прежние знания по темам «Единицы измерения информации» и «Двоичная система счисления»;
Воспитательная: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, воспитание информационной культуры у учащихся;
Развивающая: развить умение определять и анализировать объем информации.
Программно – дидактическое обеспечение урока: ПК, проектор, экран.
Тип урока: комбинированный урок, лекция +решение познавательных задач.
Ход урока:
Слайд 1
Орг. момент:
Приветствие.
Проверка присутствующих.
Сообщение темы урока.
Слайд 2
Актуализация знаний предыдущего урока:
Что такое информация?
Какие виды информации вы знаете?
Способы получения информации?
Свойства информации?
Формы представления информации?
Слайд 4
Вспомним способы восприятия и формы представления информации.
Слайд 5
Изучение нового материала:
(Курсивом выделена информация, предназначенная для записи в тетрадь)
Независимо от формы представления и способа передачи информация всегда передается с помощью какого-либо языка. Существует язык математики, физики, химии, язык глухонемых, в мире насчитывается около 10 000 разных языков и диалектов.
Основу любого языка составляет алфавит -конечный набор знаков любой природы, из которых формируется сообщение.
Мощность алфавита — количество символов алфавита.
Слайд 6
Языки
формальные естественные
С появлением языка, а затем и знаковых систем расширились возможности общения между людьми. Каждый народ имеет свой язык, состоящий из набора символов, кроме того существуют различные формальные языки. Представление информации с помощью какого-либо языка часто называют кодированием.
Слайд 7
Код – набор символов для представления информации.
Кодирование – процесс представления информации в виде кода.
Водитель передает сигнал с помощью гудка, кодом является наличие или отсутствие гудка. Светофор передает сигнал с помощью цвета, код определяю цвета – красный, желтый, зеленый. В основу естественного языка, на котором общаются люди, тоже положен код, только в этом случае он называется алфавитным. При разговоре этот код передается звуками, при письме – буквами.
По мере развития техники появлялись различные способы кодирования информации. Во второй половине XIX века американский изобретатель Самюэль Морзе изобрел удивительный код, который служит человечеству до сих пор. Кодом служат три сигнала: длинный (тире), короткий (точка) и отсутствие сигнала (пауза) для разделения букв.
Слайд 8
Люди всегда искали способы быстрой передачи информации – для этого посылали гонцов, использовали почтовых голубей, у народов существовали разные способы оповещения о надвигающейся опасности: барабанный бой, дым костров, флаги и т.д. Однако использование всего этого требовало предварительной договоренности о понимании принимаемого сообщения.
Знаменитый ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц еще в XVII веке предложил уникальную и простую систему представления чисел, с помощью 0 и 1. Он занялся исследованием математических законов применительно к двоичной системе счисления. Лейбницу первому пришла мысль использовать двоичную систему в вычислительном устройстве.
Слайд 9
В 1816 году английский математик Джордж Буль подхватил идею Лейбница и создал универсальный логический язык, с помощью которого предложил кодировать высказывания, а затем оперировать с ними как с числами.
В 1867 году американский ученый Чарльз Сандерс Пирс применил законы математической логики для описания электрических переключательных схем.
Слайд 10
Достижения всех ученых и изобретателей, вносивших свой вклад в развитие двоичной логики и информатики на протяжении многих лет, нашли воплощение только в середине XX века, когда была создана первая цифровая вычислительная машина.
В основе современного компьютера лежат законы математики и логики двоичной системы счисления.
С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение: есть сигнал – 1, нет сигнала – 0. Двоичный алфавит содержит 2 символа, его мощность равна двум.
Символы двоичного кода принято называть двоичными цифрами или битами. Бит является минимальной единицей измерения объема информации.
Бит – наименьшая единица измерения объема информации.
Более крупной единицей измерения объема является 1 байт, состоящий из 8 бит. Также принято использовать следующие единицы измерения объема информации:
1 Кбайт (один килобайт) = 210 байт = 1024 байта; 1 Мбайт (один мегабайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайта; 1 Гбайт (один гигабайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайта. В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как: 1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта = 240 байта, 1 Петабайт (Пб) = 1024 Тбайта = 250 байта.
Для преобразования информации в двоичные коды и обратно в компьютере должно быть организовано 2 процесса:
кодирование – преобразование информации в машинную форму, т.е. в двоичный код.
декодирование – преобразование двоичного кода в форму, понятную человеку.
Чтобы определить объем информации в сообщении при алфавитном подходе, нужно последовательно решить задачи:
Определить количество информации (i) в одном символе по формуле 2i = N, где N — мощность алфавита
Определить количество символов в сообщении (m)
Вычислить объем информации по формуле: V = i * m.
Слайд 11
Например, если текстовое сообщение, закодированное по двоичной системе, содержит 100 символов, то его информационный объем составляет 100 бит.
Перевод из десятичной системы счисления в двоичную:
Допустим, дано двоичное число 110001. Для перевода в десятичное просто запишите его справа налево как сумму по разрядам следующим образом:
Решение задач, закрепление пройденного материала.
Слайд 12
Перевести число 86 из десятичной системы счисления в двоичную.
Перевести число 01001110 из двоичной системы счисления в десятичную.
Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по двоичной системе и содержащего 376 символов?
Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по десятичной системе и содержащего 100 символов?
Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по восьмеричной системе и содержащего 25 символов?
Домашнее задание.
Слайд 13
Укажите правильный порядок возрастания единиц измерения объема информации:
А) бит, байт, гигабайт, килобайт;
Б) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт;
В) бит, терабайт, петабайт, мегабайт;
Г) байт, мегабайт, бит, терабайт.
На странице содержится 30 строк по 60 символов в каждой. Информация представлена в двоичном коде. Определить информационный объем страницы в битах и байтах.