Тема урока: Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
Цели:
- углубить представления учащихся о формах представления информации;
- акцентировать внимание учащихся на тексте, как одной из наиболее распространенных форм представления информации;
- акцентировать внимание учащихся на смысловом аспекте  текста.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Личностные:  
- чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- осознание своих возможностей;
- умение вести сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в коллективе;
Метапредметные:
- основы ИКТ - компетентности;
- умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;
- самоконтроль;
- формирование умения самостоятельной работы с материалом;
Предметные:
- общее представление о тексте как форме представления информации;
- умение создавать несложные текстовые документы на родном языке;
- сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации;
Основные понятия:
	- Текст;
- Текстовая информация;
- Текстовый документ;
Используемые на уроке средства ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
Организационная структура урока.
Приемы и методы ТРИЗ
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
УУД
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Подготовка к работе.
Личностные:
Самоконтроль;
Регулятивные: умение регулировать свои действия;
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
2. Актуализация знаний.
«Да-нетка»
-Актуализирует и обобщает имеющиеся у учащихся знания по теме. Я загадала объект, это способ кодирования информации. Угадайте его, задавая мне вопросы, на которые я могу ответить да и нет.
Задают вопросы, сужая поле, чтобы назвать задуманный объект.
Личностные:
Развитие грамотной речи;
3.Формулирование темы урока через исследовательскую деятельность.
- ты часто читаешь книги?
- в какой форме может быть представлена информация в книгах?
-какой формы представления информации больше?
- зачем мы говорим о текстовой форме представления информации?
-сформулируйте тему урока.
-поставь себе цель на урок.
-дети рассказывают о своих любимых книгах;
- в текстовой, графической, числовой;
- делают вывод, что текстовой информации больше, потому что через картинки нельзя передать весь смысл;
-об этом будем сегодня говорить на уроке;
- текстовая информация.
-что такое текст;
-с помощью каких инструментов можно работать с текстом;
Регулятивные:
Развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка;
4.Изучение нового материала.
«Ассоциативный ряд»
-из истории создания текстовых документов
- Что такое текст? (На доске написаны слова определения текста, нужно правильно сконструировать предложение:
Любое, текст, высказывание, существующее,
Словесное, написанное, или, в устной форме,  напечатанное
- Поиграй с текстом: измени текст так, чтобы в каждой строчке смысл был разным.
-Вставь пропущенные буквы, чтобы получились разные слова:
-Какое свойство текста ты заметил?
-Какой современный инструмент облегчает работу с текстом?
- Рассмотри окно текстового процессора и отметь основные элементы его окна;
- смотрят видео ролик;
- составляют определение «текст» (Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.)
-расставляют запятые и объясняют смысл предложения с учетом запятых;
-вставляют буквы и называют слова: коса-роса, река-рука, шлюпка-шляпка;
-при замене букв или расстановке знаков препинания – смысл текста изменяется;
-компьютер, программы для работы с текстом текстовые процессоры;
-выполняют задание № 105 в РТ на с. 78.
Познавательные УУД
- Актуализация сведений из личного опыта;
- развитие грамотности;
-развитие познавательной активности;
Личностные УУД:
- умение применять знания на практике;
Коммуникативные УУД:
-формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;
-умение сдерживать эмоции.
5. Закрепление изученного материала.
Выполни задание по карточкам.
Работают с карточками в парах.
Личностные УУД:
-развитие логического мышления и грамотной речи;
6. Компьютерный практикум.
Работа с клавиатурным тренажером
-работают с тренажером
Личностные УУД:
-формирование навыков слепой печати
Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах;
-развитие диалогической речи;
7. Итог урока, рефлексия.
Моя работа на уроке.
-работа с дневниками
Личностные УУД:
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «открытый урок текст как форма представления информации»
                            
            
                                                              Тема урока: Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
  Цели:
  - углубить представления учащихся о формах представления информации;
  - акцентировать внимание учащихся на тексте, как одной из наиболее распространенных форм представления информации;
  - акцентировать внимание учащихся на смысловом аспекте текста.
  Тип урока: урок изучения нового материала.
  Планируемые результаты:
  Личностные:  
  - чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  - осознание своих возможностей;
  - умение вести сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в коллективе;
  Метапредметные:
  - основы ИКТ - компетентности;
  - умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;
  - самоконтроль;
  - формирование умения самостоятельной работы с материалом;
  Предметные:
  - общее представление о тексте как форме представления информации;
  - умение создавать несложные текстовые документы на родном языке;
  - сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации;
  Основные понятия:
  -  Текст; 
-  Текстовая информация; 
-  Текстовый документ; 
 Используемые на уроке средства ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
  
 
  Организационная структура урока.
       | Приемы и методы ТРИЗ | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД | 
  | 1.Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности к уроку. | Подготовка к работе. | Личностные: Самоконтроль; Регулятивные: умение регулировать свои действия; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; | 
  | 2. Актуализация знаний. «Да-нетка» | -Актуализирует и обобщает имеющиеся у учащихся знания по теме. Я загадала объект, это способ кодирования информации. Угадайте его, задавая мне вопросы, на которые я могу ответить да и нет. | Задают вопросы, сужая поле, чтобы назвать задуманный объект. | Личностные: Развитие грамотной речи; | 
  | 3.Формулирование темы урока через исследовательскую деятельность. | - ты часто читаешь книги? 
 
 - в какой форме может быть представлена информация в книгах? 
 -какой формы представления информации больше? 
 
 
 
 - зачем мы говорим о текстовой форме представления информации? 
 -сформулируйте тему урока. 
 -поставь себе цель на урок. | -дети рассказывают о своих любимых книгах; 
 - в текстовой, графической, числовой; 
 
 
 - делают вывод, что текстовой информации больше, потому что через картинки нельзя передать весь смысл; 
 -об этом будем сегодня говорить на уроке; 
 
 - текстовая информация. 
 -что такое текст; -с помощью каких инструментов можно работать с текстом; | 
 
 
 Регулятивные: Развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка; 
 | 
  | 4.Изучение нового материала. 
 
 «Ассоциативный ряд» | -из истории создания текстовых документов 
 - Что такое текст? (На доске написаны слова определения текста, нужно правильно сконструировать предложение:   Любое, текст, высказывание, существующее, Словесное, написанное, или, в устной форме, напечатанное 
 - Поиграй с текстом: измени текст так, чтобы в каждой строчке смысл был разным. 
 -Вставь пропущенные буквы, чтобы получились разные слова: -Какое свойство текста ты заметил?   
 
 
 
 
 -Какой современный инструмент облегчает работу с текстом? 
 
 - Рассмотри окно текстового процессора и отметь основные элементы его окна; | - смотрят видео ролик; 
 
 - составляют определение «текст» (Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.) 
 
 
 
 
 
 -расставляют запятые и объясняют смысл предложения с учетом запятых; 
 
 -вставляют буквы и называют слова: коса-роса, река-рука, шлюпка-шляпка; 
 -при замене букв или расстановке знаков препинания – смысл текста изменяется; 
 
 -компьютер, программы для работы с текстом текстовые процессоры; 
 -выполняют задание № 105 в РТ на с. 78. | Познавательные УУД - Актуализация сведений из личного опыта; - развитие грамотности; -развитие познавательной активности; 
 Личностные УУД: - умение применять знания на практике; 
 
 Коммуникативные УУД: -формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам; -умение сдерживать эмоции. | 
  | 5. Закрепление изученного материала. | Выполни задание по карточкам. | Работают с карточками в парах. | Личностные УУД: -развитие логического мышления и грамотной речи; | 
  | 6. Компьютерный практикум. | Работа с клавиатурным тренажером | -работают с тренажером | Личностные УУД: -формирование навыков слепой печати Коммуникативные УУД: - умение работать в парах; -развитие диалогической речи;   | 
  | 7. Итог урока, рефлексия. | Моя работа на уроке. 
 | -работа с дневниками | Личностные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | 
 
  
 
  
 
  
 
                                                  
         
            
            
                                    Просмотр содержимого презентации
                                                    
                    «Ур. 10 Текст как форма представления информации»
                            
            
                                                            
     
Ты часто читаешь книги? Расскажи о самой любимой твоей книге. 
 В какой форме может быть представлена информация в книгах? 
. Скажи, какой формы представления информации больше? Почему? 
Догадайся, зачем мы говорим о текстовой форме представления информации? 
     
Тема урока: 
Поставь перед собой цель на этот урок. 
Текст ? 
     
Немного истории: 
     
Что такое текст? 
устной форме 
любое 
напечатанное 
написанное 
словесное 
высказывание 
текст 
существующее 
     
Текст – это словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме 
     
Поиграй с текстом: 
Измени текст так, чтобы в каждой строчке смысл был разным. 
Кто к нам пришел 
Кто к нам пришел 
Уйти нельзя остаться 
Уйти нельзя остаться 
     
Вставь пропущенные буквы, чтобы получились разные слова 
Какое свойство текста ты заметил? 
 __оса 
__оса 
Р__ка 
Р __ка 
Шл __пка 
Шл __пка 
Р 
К 
у 
е 
ю 
я 
     
Прочитай и запомни! 
Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте изменяет его смысл. 
     
Какой современный инструмент облегчает работу с текстом? 
? 
Компьютер 
Текстовый документ 
Текстовый процессор 
     
 РТ № 105 
Строка заголовка 
Строка Меню 
Рабочая область 
Линейка 
Строка состояния 
Полосы прокрутки 
     
Проверим 
Превратите одно слово в другое, всякий раз заменяя по одной букве так, чтобы получилось новое слово. 
ПАУК 
 МУХА 
КАРП 
КОЗА 
ПАРК 
КАРА 
- Имени Горького 
- Два 
- На машине 
- Для грузоперевозок 
- Ерунда  
ПАРА 
КОРА 
ФАРА 
ТАРА 
МУРА 
     
Как изменилась технология письма с появлением компьютеров ? 
     
Рефлексия содержания учебного материала 
1.   сегодня я узнал… 
2.   было интересно… 
3.   было трудно… 
4.  я выполнял задания… 
5 .   мне захотелось … 
     
Задание на дом: 
§8 с. 55-57 
РТ: № 102 , №104 
Повторить № 29 на с. 21 
 
     
Использованные материалы: 
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика 5 класс». Бином. 2013. 
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 5 класс 
- http://www.sweethomecom.ru/images/1-42.jpg 
- http://metodist.lbz.ru/upload/iblock/8cc/cC1116-3.jpg 
- http://900igr.net/datai/informatika/Informatika-Bosova/0025-009-25.jpg http://i029.radikal.ru/1108/53/7b132c7de613.jpg 
- http://school.xvatit.com/images/f/fc/MatI-10-55.gif 
- http://img02.darudar.org/s600/00/00/97/82/9782ac0d2463ed7070796d93a6daac61.jpg 
- Клавиатор - http://www.torrentino.com/torrents/942324/start_download      
Кутепова Н.В, МОАУ «СОШ №4 г.Соль- Илецка Оренбургской обл.»2013 г.