Вся информация в памяти компьютера представляется в двоичном виде, т.е. с помощью нулей и единиц. Первоначально компьютеры могли работать только с числами. Теперь это числа, тексты, изображения, звук, видео. Работа с данными любого типа сводится к обработке двоичных чисел – чисел, записываемых с помощью двух цифр – 0 и 1. Отсюда и название – «Цифровые технологии». В компьютере различаются два типа числовых величин: целые числа и вещественные числа. Различаются способы представления чисел в памяти компьютера. Они называются:
· форма с фиксированной точкой (применяется к целым числам)
· форма с плавающей точкой (применяется к вещественным числам)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока на тему "Числа в памяти компьютера"»
Тема: Числа в памяти компьютера. Форма учебного занятия: Комбинированный урок
Цели урока:научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий перевода целых десятичных чисел в различные системы счисления.
Предметные – представление о кодировании целых, вещественных чисел в памяти компьютера, об особенностях работы компьютера с вещественными числами
Метапредметные – широкий спектр умений и навыков по определению внутреннего представления чисел с использованием ячеек различных разрядов.
Личностные понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека знаний о представлении чисел в памяти компьютера.
Регулятивные УУД:
- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему
- развитие алгоритмического мышления
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
- воспитание требований безопасности
Познавательные УУД:
- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
- умение кратко формулировать мысль
- умение обрабатывать информацию и делать вывод;
Оборудование: презентация к уроку
План урока
Организация начала занятия
Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия
Изучение новых знаний и способов действий
Физкультминутка
Закрепление знаний и способов действий учащихся
Контроль и самопроверка знаний и способов действий
Информация о домашнем задании.
Подведение итогов учебного занятия
Учащиеся должны знать:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно.
Уметь работать с двоичной арифметикой.
Учащиеся должны уметь:
Что такое система счисления?
Сколько цифр используются в 2-й, 8-й, 10-й, 16-й системах счисления, перечислить какие.
Перевести число 3458 в 10-ю систему счисления.
Перевести число 45110 в 16-ю систему счисления.
Перевод числа 10110011012 в 8-ю и 16-ю системы счисления, используя триады и тетрады.
Изучаемые вопросы:
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Перевод чисел из одной СС в другую.
Ход урока
Организация начала занятия
Дидактическая задача этапа: Подготовка учащихся к работе на занятии.
Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия
Дидактические задачи этапа:
Обеспечение мотивации учения школьников и принятия ими задач учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Числа в памяти компьютера».
Изучение новых знаний и способов действий
Вся информация в памяти компьютера представляется в двоичном виде, т.е. с помощью нулей и единиц. Первоначально компьютеры могли работать только с числами. Теперь это числа, тексты, изображения, звук, видео. Работа с данными любого типа сводится к обработке двоичных чисел – чисел, записываемых с помощью двух цифр – 0 и 1. Отсюда и название – «Цифровые технологии». В компьютере различаются два типа числовых величин: целые числа и вещественные числа. Различаются способы представления чисел в памяти компьютера. Они называются:
форма с фиксированной точкой (применяется к целым числам)
форма с плавающей точкой (применяется к вещественным числам)
Представление целых чисел в форме с фиксированной запятой
Часть памяти компьютера, в которой хранится одно число – ячейка. Минимальный размер ячейки, где может храниться целое число – 8 бит или 1 байт. Представим число 4210 в двоичной системе счисления, а затем представим как будет выглядеть это число в памяти компьютера. 4210 = 1010102.
Запишем полученное число в восьмиразрядную ячейку. Запись в ячейку производится с конца, то есть последняя цифра числа записывается в последний разряд ячейки, потом предпоследнюю цифру в предпоследний разряд ячейки и так далее пока не закончится число. Свободные разряды слева заполняются нулями.
0
0
1
0
1
0
1
0
Самый старший разряд (первый слева) – хранит знак числа. Если число положительное, то этот разряд равен 0, если отрицательное – 1.
Таким образом, самое большее положительное число, которое можно вписать в восьмиразрядную сетку имеет вид:
0
1
1
1
1
1
1
1
И это число 11111112 = 12710 Максимальное целое положительное число, помещающееся в восьмиразрядную ячейку, равно 127.
Рассмотрим представление в памяти компьютера целых отрицательных чисел
Для представления целых отрицательных чисел используется дополнительный код. Дополнительный код числа можно получить, зная следующий алгоритм:
Записать внутреннее представление соответствующего ему положительного числа
Записать обратный код полученного числа заменой во всех разрядах 0 на 1, и 1 на 0.
К полученному числу прибавить 1.
Представим внутреннее представление числа – 4210 в восьмиразрядной ячейке: 4210 = 1010102
1) 00101010 2) 11010101 это обратный код 3) + 1 11010110 получили представление числа – 4210 в восьмиразрядной ячейке.
Старший разряд получил значение 1 автоматически. Единица в старшем разряде – признак отрицательного числа. Сложим числа 42 и – 42. Должны получить 0, проверим:
+ 00101010 11010110 100000000 получили число, старший разряд которого выходит за пределы восьмиразрядной ячейки, таким образом восьмиразрядная ячейка заполнена нулями, т.е. полученное при сложение число равно 0.
Представление восьмиразрядного отрицательного числа – Х дополняет представление соответствующего положительного числа Х до значения 28. Поэтому представление отрицательного целого числа называется дополнительным кодом.
Диапазон представления целых чисел в восьмиразрядной ячейке:
– 128 X 127 или –27 Х 27 – 1
Мы рассмотрели представление целых чисел на примере 8-ми разрядной ячейки, но бывают и 16-разрядные и 32-разрядные ячейки.
В 16-рядной ячейке можно получить числа диапазоном:
– 215 X 215 – 1 или – 32768 X 32767
В 32-разрядной ячейке можно получить числа диапазоном:
– 231 X 231 – 1 или – 2147483648 X 2147483647
Общая формула для диапазона целых чисел в зависимости от разрядности N ячейки:
– 2N–1 X 2N–1 – 1
Представление целых чисел в форме с плавающей запятой.
Вещественные числа это тоже, что и действительные числа. Из курса математике вам известно, что к действительным числам относятся целые и дробные числа. Всякое вещественное число X записывается в виде произведения мантиссы m и основания системы счисления p в некоторой целой степени n, которую называют порядком:
X = m · pn
Например, число 25,324 = 0,25324 · 102 мантисса m = 0,25324, n = 2 – порядок. Порядок указывает, на какое количество позиций и в каком направлении должна сместится десятичная запятая в мантиссе. Чаще всего для хранения вещественных чисел в памяти компьютера используется 32-разрядная или 64-разрядная ячейка. В первом случае это будет с обычной точностью, во-втором случае с удвоенной точностью. В ячейке хранятся два числа в двоичной системе счисления: мантисса и порядка. Диапазон вещественных чисел ограничен, но он значительно шире, чем при представление целых чисел в форме с фиксированной запятой. Например, при использовании 32-разрядной ячейки этот диапазон следующий:
–3,4 · 1038 X 3,4 · 1038
Результаты машинных вычислений с вещественными числами содержат погрешность. При удвоенной точности погрешность уменьшается. Выход из диапазона (переполнение) приводит к прерыванию работы процессора.
4. Физкультминутка
Пальчиковая игра: Ах, вода, вода, водаБудем чистыми всегдаБрызги вправо, брызги влевоМокрым стало наше телоПолотенчиком пушистымВытираем ручки быстро.Гимнастика для глазВверх смотрим на вдохе, на выдохе – вниз и так 4 разаАналогично в стороны5. Закрепление знаний и способов действий учащихся.
Выполнить самостоятельно задания №1 и №2
№1
а) Записать внутреннее представление числа 32 в восьмиразрядную ячейку 3210 = 1000002
Значит внутреннее представление числа 32 в восьмиразрядную ячейку: 00100000
б) Записать внутреннее представление числа –32 в восьмиразрядную ячейку 32 имеет представление 00100000 Обратный код 11011111 +1 11100000 Значит внутреннее представление числа –32 в восьмиразрядную ячейку: 11100000
№4(а,б)
а) Определить какому десятичному числу соответствует двоичный код 00010101 восьмиразрядного представления целого числа.
Видим, что первый разряд – 0, значит число положительное.
Переведём число 101012 в десятичную систему счисления:
Значит двоичный код 00010101 восьмиразрядного представления целого числа 2110.
б) Определить какому десятичному числу соответствует двоичный код 11111110 восьмиразрядного представления целого числа.
Видим, что первый разряд – 1, значит число отрицательное. Для нахождения десятичного числа выполним алгоритм дополнительного кода в обратном порядке, а именно:
1) Вычтем из данного числа 1
11111110 – 1 11111101
2) Заменим 1 на 0 и 0 на 1
00000010
3) Переведём двоичное число 102 в десятичную систему счисления.
102 = 1 · 21 + 0 · 20 = 2
Таким образом, двоичный код 11111110 восьмиразрядного представления целого числа 210.
Задание: представить вещественное число
а) 0,0050589; б)1234,0456
в нормализованной форме с плавающей точкой в десятичной системе счисления.
6. Контроль и самопроверка знаний и способов действий.Дидактические задачи этапа: Выявление качества знаний учащихся и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение коррекции знаний и способов действий. 7. Информация о домашнем задании
Дидактическая задача этапа:
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание:
Сколько единиц в двоичной записи числа 14110?
В корзине было 1010012 красных яблок и 11012 зеленых яблок. Сколько всего яблок было в корзине? (сначала сложить, а потом сделать проверку)
8.Подведение итогов учебного занятия
Дидактическая задача этапа:
Анализ и оценка достижения цели и определение перспективы последующей работы.
Список используемой литературы:
Информатика. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича/ авт.-сост. А.М. Горностаева.- Волгоград: Учитель, 2008.
http://kpolyakov.spb.ru/school/ppt.htm
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.