kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок информатики в 8 классе по теме "Алфавитный подход к определению количества информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики (8 класс)

 

Тема:  Алфавитный подход к определению количества информации

(Слайд 1)

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить с алфавитным подходом к измерению информации.
  • Научить вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита.

Развивающие:

  • способствовать формированию ИКТ-компетентности учащихся, развитию памяти, внимания;
  • создать условия для развития образного, критического мышления, познавательного интереса учащихся.

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные навыки и навыки  самостоятельной  работы;

(Слайд 2)

 

Тип урока: комбинированный.

 

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

 

Оборудование и технические средства:

  • персональный компьютер,
  • мультимедийный проектор.

 

План урока

 

I.Организационный момент – 1 мин.

II.Актуализация знаний – 5 мин.

III.Сообщение темы и целей урока – 1 мин.

IV.Изучение нового материала – 10 мин.

V.Закрепление – 9 мин.

  1. Самоконтроль по изученной теме – 15 мин.

VII.Подведение итогов урока – 2 мин.

VIII.Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

II.    Актуализация знаний

 

Задание 1.   Определите неопределенность: (Слайд 3)

а)   Вы спрашиваете у друга: «Ты пойдешь завтра играть в футбол?»

б)   Вы подъехали к светофору.

в)   Синоптик будет сообщать направление ветра.

 

Задание 2. (Слайд 4)

  • Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний.
  • Приведите примеры сообщений, которые несут 1 бит информации.

 

Задание 3. (Слайд 5)

1)Сколько бит информации получено из сообщения «Маша живет на третьем этаже», если в доме 16 этажей.

2)Сколько различных карточек лежало в стопке, если сообщение о вытащенной картинке несет 3 бита информации.

 

Задание 4. (Слайд 6)

Решение задания 1 (Часть 1) в формате ГИА.

 

Ученик набирает сочинение по литературе на компьютере, используя кодировку KOI-8. Определите какой объём памяти займёт следующая фраза:

Пушкин – это наше всё!

Каждый символ в кодировке KOI-8 занимает 8 бит памяти.

 

Ответ: 22 байта

 

III.  Сообщение темы и целей урока

 

 

 

IV. Изучение нового материала

 

Алфавитный подход к измерению информации позволяет опре­делить количество информации, заключенной в тексте. Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки и даже пробелы между словами, то их тоже включают в алфавит.

Полное количество символов в алфавите называется мощностью алфавита и обозначается буквой N.

Количество информации, со­держащееся в символьном сообщении, определяется по формуле:

Xk=K·I,

где

К - количество символов в тексте,

I - информационный вес одного символа, который находится из уравнения

2I = N,

где N -мощность используемого алфавита.

 

Чем больше алфавит знаковой системы, тем большее количество информации несет каждый знак.

Пример.

Один символ алфавита мощно­стью 128 символов (27) несет 7 бит информации.

 

 

 

 

V.  Закрепление

 

Задача 1.

Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объем информации оно несет?

 

Задача 2.

Для представления числовых данных используют 16-ричный алфавит, включающий знаки математических действий. Сколь­ко битов информации содержит выражение 64 ? 5 = 320?

 

Задача 3.

Определите количество информации в книге, которая содержит 200 страниц. На каждой странице 50 строк, в каждой строке 60 символов. Запишите ответ в наиболее подходящих единицах.

 

VI.Самоконтроль по изученной теме

 

Учащиеся выполняют тест на ПК, используя ресурс

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/?sort=order&interface=themcol&class=50&subject=19&rubric_id[]=75344&rubric_id[]=75298

 

VII.  Подведение итогов урока.

 

 

 

 

  1. Домашнее задание.

 

Учащимся раздаются карточки с заданиями, взятыми на портале

 http://school-collection.edu.ru

Ссылка на ресурс:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/view/

 

1. Алфавит племени Мульти состоит из 32 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита?

 

2. Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт?

 

 

 

3. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если его объём составил 1/16 часть Мегабайта?

 

 

4. Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита?

 

 

 

5. Два сообщения содержат одинаковое количество символов. Количество информации в первом тексте в 1,5 раза больше, чем во втором. Сколько символов содержат алфавиты, с помощью которых записаны сообщения, если известно, что число символов в каждом алфавите не превышает 10 и на каждый символ приходится целое число битов?

 

 

 

 

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

 

1.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/?sort=order&interface=themcol&class=50&subject=19&rubric_id[]=75344&rubric_id[]=75298

2.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД»

Урок информатики (8 класс)


Тема: Алфавитный подход к определению количества информации
(Слайд 1)

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить с алфавитным подходом к измерению информации.

  • Научить вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита.

Развивающие:

  • способствовать формированию ИКТ-компетентности учащихся, развитию памяти, внимания;

  • создать условия для развития образного, критического мышления, познавательного интереса учащихся.

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные навыки и навыки  самостоятельной  работы;

(Слайд 2)


Тип урока: комбинированный.


Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная


Оборудование и технические средства:

  • персональный компьютер,

  • мультимедийный проектор.


План урока


  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Актуализация знаний – 5 мин.

  3. Сообщение темы и целей урока – 1 мин.

  4. Изучение нового материала – 10 мин.

  5. Закрепление – 9 мин.

  6. Самоконтроль по изученной теме – 15 мин.

  7. Подведение итогов урока – 2 мин.

  8. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока


  1. Организационный момент.


II. Актуализация знаний


Задание 1. Определите неопределенность: (Слайд 3)

а) Вы спрашиваете у друга: «Ты пойдешь завтра играть в футбол?» (Ответ: 2)

б) Вы подъехали к светофору. (Ответ: 3)

в) Синоптик будет сообщать направление ветра. (Ответ: 8)


Задание 2. (Слайд 4)

  • Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний.

  • Приведите примеры сообщений, которые несут 1 бит информации.


Задание 3. (Слайд 5)

  1. Сколько бит информации получено из сообщения «Маша живет на третьем этаже», если в доме 16 этажей. (Ответ: 4)

  2. Сколько различных карточек лежало в стопке, если сообщение о вытащенной картинке несет 3 бита информации. (Ответ: 8)


Задание 4. (Слайд 6)

Решение задания 1 (Часть 1) в формате ГИА.


Ученик набирает сочинение по литературе на компьютере, используя кодировку KOI-8. Определите какой объём памяти займёт следующая фраза:

Пушкин это наше всё!

Каждый символ в кодировке KOI-8 занимает 8 бит памяти.

(Ответ: 22 байта)


III. Сообщение темы и целей урока




IV. Изучение нового материала


Алфавитный подход к измерению информации позволяет опре­делить количество информации, заключенной в тексте. Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки и даже пробелы между словами, то их тоже включают в алфавит.

Полное количество символов в алфавите называется мощностью алфавита и обозначается буквой N.

Количество информации, со­держащееся в символьном сообщении, определяется по формуле:

Xk=K·I,

где

К - количество символов в тексте,

I - информационный вес одного символа, который находится из уравнения

2I = N,

где N -мощность используемого алфавита.

(Слайд 7)


Чем больше алфавит знаковой системы, тем большее количество информации несет каждый знак.

Пример.

Один символ алфавита мощно­стью 128 символов (27) несет 7 бит информации.

V. Закрепление


Задача 1. (Слайд 8)

Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объем информации оно несет? (Ответ: 25 байт)


Задача 2. (Слайд 9)

Для представления числовых данных используют 16-ричный алфавит, включающий знаки математических действий. Сколь­ко битов информации содержит выражение 64 ∙ 5 = 320? (Ответ: 32 бита)


Задача 3. (Слайд 10)

Пользователь компьютера может вводить в минуту 100 знаков. Мощность алфавита, используемого в компьютере, равна 256. Какое количество информации в байтах может ввести пользователь в компьютер за 1 минуту? (Ответ: 100 байт)


  1. Самоконтроль по изученной теме



Учащиеся выполняют тест на ПК, используя ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/ ?sort= order&interface=themcol&class=50&subject=19&rubric_id[]=75344&rubric_id[]=75298


VII. Подведение итогов урока.


  1. Домашнее задание.


Учащимся раздаются карточки с заданиями, взятыми на портале единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

Ссылка на ресурс:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/view/


1. Алфавит племени Мульти состоит из 32 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита?

2. Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт?



3. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если его объём составил 1/16 часть Мегабайта?



4. Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита?



5. Два сообщения содержат одинаковое количество символов. Количество информации в первом тексте в 1,5 раза больше, чем во втором. Сколько символов содержат алфавиты, с помощью которых записаны сообщения, если известно, что число символов в каждом алфавите не превышает 10 и на каждый символ приходится целое число битов?




Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР



  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/?sort= order&interface=themcol&class=50&subject=19&rubric_id[]=75344&rubric_id[]=75298

  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/view/


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку Алфавитный подход»

8 класс Информатика и ИКТ Алфавитный подход  к определению количества информации Подготовила:  Алдошина Елена Анатольевна , учитель информатики МБОУ СОШ №18 г. Узловая Тульской области

8 класс

Информатика и ИКТ

Алфавитный подход к определению количества информации

Подготовила:

Алдошина Елена Анатольевна ,

учитель информатики МБОУ СОШ №18 г. Узловая Тульской области

Цель урока: Познакомить с алфавитным подходом к измерению информации. Научить вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита. Способствовать формированию ИКТ-компетентности учащихся, развитию памяти, внимания; Создать условия для развития образного, критического мышления, познавательного интереса учащихся.  методами.

Цель урока:

  • Познакомить с алфавитным подходом к измерению информации.
  • Научить вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита.
  • Способствовать формированию ИКТ-компетентности учащихся, развитию памяти, внимания;
  • Создать условия для развития образного, критического мышления, познавательного интереса учащихся.

методами.

Определите неопределенность: а) Вы спрашиваете у друга: «Ты пойдешь завтра играть в футбол?» Ответ: 2 б) Вы подъехали к светофору. Ответ: 3 в) Синоптик будет сообщать направление ветра. Ответ: 8

Определите неопределенность:

а) Вы спрашиваете у друга: «Ты пойдешь завтра играть в футбол?»

Ответ: 2

б) Вы подъехали к светофору.

Ответ: 3

в) Синоптик будет сообщать направление ветра.

Ответ: 8

Приведите примеры:

Приведите примеры:

  • информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний.
  • сообщений, которые несут 1 бит информации.
Решить задачу: Сколько бит информации получено из сообщения «Маша живет на третьем этаже» , если в доме 16 этажей. Ответ: 4 Сколько различных карточек лежало в стопке, если сообщение о вытащенной картинке несет 3 бита информации. Ответ: 8

Решить задачу:

  • Сколько бит информации получено из сообщения «Маша живет на третьем этаже» , если в доме 16 этажей.

Ответ: 4

  • Сколько различных карточек лежало в стопке, если сообщение о вытащенной картинке несет 3 бита информации.

Ответ: 8

Решение задания 1 (Часть 1)  в формате ГИА Ученик набирает сочинение по литературе на компьютере, используя кодировку KOI-8. Определите какой объём памяти займёт следующая фраза: Пушкин – это наше всё! Каждый символ в кодировке KOI-8 занимает 8 бит памяти. Ответ: 22 байта

Решение задания 1 (Часть 1) в формате ГИА

  • Ученик набирает сочинение по литературе на компьютере, используя кодировку KOI-8. Определите какой объём памяти займёт следующая фраза:

Пушкин – это наше всё!

Каждый символ в кодировке KOI-8 занимает 8 бит памяти.

Ответ: 22 байта

Алфавитный подход  к измерению информации N -мощность алфавита 2 I = N  (количество символов в алфавите) I  - информационный вес символа I K X k N К – число символов в сообщении X k =K·I X k  – количество информации в сообщении

Алфавитный подход к измерению информации

N -мощность алфавита

2 I = N

(количество символов в алфавите)

I - информационный вес символа

I

K

X k

N

К – число символов в сообщении

X k =K·I

X k – количество информации в сообщении

Задача 1 Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объем информации оно несет? Решение: Дано: N =16 1. Вычислим информационный объем одного символа алфавита K =50 2 I = N; 2 I = 16; I=4 бита 2. Вычислим информационный объем сообщения X k  - ? X k =K·I; X k =50·4=200 бит=25 байт Ответ: 25 байт

Задача 1

  • Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объем информации оно несет?

Решение:

Дано:

N =16

1. Вычислим информационный объем одного символа алфавита

K =50

2 I = N; 2 I = 16; I=4 бита

2. Вычислим информационный объем сообщения

X k - ?

X k =K·I; X k =50·4=200 бит=25 байт

Ответ: 25 байт

Задача 2 Для представления числовых данных используют 16-ричный алфавит, включающий знаки математических действий. Сколько битов информации содержит выражение 64 ∙ 5 = 320 ? Решение: Дано: N =16 1. Вычислим информационный объем одного символа алфавита K =8 2 I = N; 2 I = 16; I=4 бита 2. Вычислим информационный объем сообщения X k  - ? X k =K·I; X k =8·4=32 бита Ответ: 32 бита

Задача 2

  • Для представления числовых данных используют 16-ричный алфавит, включающий знаки математических действий. Сколько битов информации содержит выражение 64 ∙ 5 = 320 ?

Решение:

Дано:

N =16

1. Вычислим информационный объем одного символа алфавита

K =8

2 I = N; 2 I = 16; I=4 бита

2. Вычислим информационный объем сообщения

X k - ?

X k =K·I; X k =8·4=32 бита

Ответ: 32 бита

Задача 3 Пользователь компьютера может вводить в минуту 100 знаков. Мощность алфавита, используемого в компьютере, равна 256 . Какое количество информации в байтах может ввести пользователь в компьютер за 1 минуту? Решение: Дано: N =256 1. Вычислим информационный объем одного символа алфавита K =100 2 I = N; 2 I = 256; I=8 бит 2. Вычислим информационный объем сообщения X k  - ? X k =K·I; X k =100·8=800 бит=100 байт Ответ: 100 байт

Задача 3

  • Пользователь компьютера может вводить в минуту 100 знаков. Мощность алфавита, используемого в компьютере, равна 256 . Какое количество информации в байтах может ввести пользователь в компьютер за 1 минуту?

Решение:

Дано:

N =256

1. Вычислим информационный объем одного символа алфавита

K =100

2 I = N; 2 I = 256; I=8 бит

2. Вычислим информационный объем сообщения

X k - ?

X k =K·I; X k =100·8=800 бит=100 байт

Ответ: 100 байт


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Алдошина Елена Анатольевна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128296


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства