Урок информатики (8 класс)
Тема: Алфавитный подход к определению количества информации
(Слайд 1)
Цели:
Образовательные:
- Познакомить с алфавитным подходом к измерению информации.
- Научить вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита.
Развивающие:
- способствовать формированию ИКТ-компетентности учащихся, развитию памяти, внимания;
- создать условия для развития образного, критического мышления, познавательного интереса учащихся.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки и навыки самостоятельной работы;
(Слайд 2)
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование и технические средства:
- персональный компьютер,
- мультимедийный проектор.
План урока
I.Организационный момент – 1 мин.
II.Актуализация знаний – 5 мин.
III.Сообщение темы и целей урока – 1 мин.
IV.Изучение нового материала – 10 мин.
V.Закрепление – 9 мин.
- Самоконтроль по изученной теме – 15 мин.
VII.Подведение итогов урока – 2 мин.
VIII.Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
Задание 1. Определите неопределенность: (Слайд 3)
а) Вы спрашиваете у друга: «Ты пойдешь завтра играть в футбол?»
б) Вы подъехали к светофору.
в) Синоптик будет сообщать направление ветра.
Задание 2. (Слайд 4)
- Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний.
- Приведите примеры сообщений, которые несут 1 бит информации.
Задание 3. (Слайд 5)
1)Сколько бит информации получено из сообщения «Маша живет на третьем этаже», если в доме 16 этажей.
2)Сколько различных карточек лежало в стопке, если сообщение о вытащенной картинке несет 3 бита информации.
Задание 4. (Слайд 6)
Решение задания 1 (Часть 1) в формате ГИА.
Ученик набирает сочинение по литературе на компьютере, используя кодировку KOI-8. Определите какой объём памяти займёт следующая фраза:
Пушкин – это наше всё!
Каждый символ в кодировке KOI-8 занимает 8 бит памяти.
Ответ: 22 байта
III. Сообщение темы и целей урока
IV. Изучение нового материала
Алфавитный подход к измерению информации позволяет определить количество информации, заключенной в тексте. Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки и даже пробелы между словами, то их тоже включают в алфавит.
Полное количество символов в алфавите называется мощностью алфавита и обозначается буквой N.
Количество информации, содержащееся в символьном сообщении, определяется по формуле:
Xk=K·I,
где
К - количество символов в тексте,
I - информационный вес одного символа, который находится из уравнения
2I = N,
где N -мощность используемого алфавита.
Чем больше алфавит знаковой системы, тем большее количество информации несет каждый знак.
Пример.
Один символ алфавита мощностью 128 символов (27) несет 7 бит информации.
V. Закрепление
Задача 1.
Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объем информации оно несет?
Задача 2.
Для представления числовых данных используют 16-ричный алфавит, включающий знаки математических действий. Сколько битов информации содержит выражение 64 ? 5 = 320?
Задача 3.
Определите количество информации в книге, которая содержит 200 страниц. На каждой странице 50 строк, в каждой строке 60 символов. Запишите ответ в наиболее подходящих единицах.
VI.Самоконтроль по изученной теме
Учащиеся выполняют тест на ПК, используя ресурс
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/?sort=order&interface=themcol&class=50&subject=19&rubric_id[]=75344&rubric_id[]=75298
VII. Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Учащимся раздаются карточки с заданиями, взятыми на портале
http://school-collection.edu.ru
Ссылка на ресурс:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/view/
1. Алфавит племени Мульти состоит из 32 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита?
2. Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт?
3. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если его объём составил 1/16 часть Мегабайта?
4. Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита?
5. Два сообщения содержат одинаковое количество символов. Количество информации в первом тексте в 1,5 раза больше, чем во втором. Сколько символов содержат алфавиты, с помощью которых записаны сообщения, если известно, что число символов в каждом алфавите не превышает 10 и на каждый символ приходится целое число битов?
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/?sort=order&interface=themcol&class=50&subject=19&rubric_id[]=75344&rubric_id[]=75298
2.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД»
Урок информатики (8 класс)
Тема: Алфавитный подход к определению количества информации
(Слайд 1)
Цели:
Образовательные:
Познакомить с алфавитным подходом к измерению информации.
Научить вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита.
Развивающие:
Воспитательные:
(Слайд 2)
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование и технические средства:
персональный компьютер,
мультимедийный проектор.
План урока
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация знаний – 5 мин.
Сообщение темы и целей урока – 1 мин.
Изучение нового материала – 10 мин.
Закрепление – 9 мин.
Самоконтроль по изученной теме – 15 мин.
Подведение итогов урока – 2 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
Организационный момент.
II. Актуализация знаний
Задание 1. Определите неопределенность: (Слайд 3)
а) Вы спрашиваете у друга: «Ты пойдешь завтра играть в футбол?» (Ответ: 2)
б) Вы подъехали к светофору. (Ответ: 3)
в) Синоптик будет сообщать направление ветра. (Ответ: 8)
Задание 2. (Слайд 4)
Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний.
Приведите примеры сообщений, которые несут 1 бит информации.
Задание 3. (Слайд 5)
Сколько бит информации получено из сообщения «Маша живет на третьем этаже», если в доме 16 этажей. (Ответ: 4)
Сколько различных карточек лежало в стопке, если сообщение о вытащенной картинке несет 3 бита информации. (Ответ: 8)
Задание 4. (Слайд 6)
Решение задания 1 (Часть 1) в формате ГИА.
Ученик набирает сочинение по литературе на компьютере, используя кодировку KOI-8. Определите какой объём памяти займёт следующая фраза:
Пушкин – это наше всё!
Каждый символ в кодировке KOI-8 занимает 8 бит памяти.
(Ответ: 22 байта)
III. Сообщение темы и целей урока
IV. Изучение нового материала
Алфавитный подход к измерению информации позволяет определить количество информации, заключенной в тексте. Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки и даже пробелы между словами, то их тоже включают в алфавит.
Полное количество символов в алфавите называется мощностью алфавита и обозначается буквой N.
Количество информации, содержащееся в символьном сообщении, определяется по формуле:
Xk=K·I,
где
К - количество символов в тексте,
I - информационный вес одного символа, который находится из уравнения
2I = N,
где N -мощность используемого алфавита.
(Слайд 7)
Чем больше алфавит знаковой системы, тем большее количество информации несет каждый знак.
Пример.
Один символ алфавита мощностью 128 символов (27) несет 7 бит информации.
V. Закрепление
Задача 1. (Слайд 8)
Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объем информации оно несет? (Ответ: 25 байт)
Задача 2. (Слайд 9)
Для представления числовых данных используют 16-ричный алфавит, включающий знаки математических действий. Сколько битов информации содержит выражение 64 ∙ 5 = 320? (Ответ: 32 бита)
Задача 3. (Слайд 10)
Пользователь компьютера может вводить в минуту 100 знаков. Мощность алфавита, используемого в компьютере, равна 256. Какое количество информации в байтах может ввести пользователь в компьютер за 1 минуту? (Ответ: 100 байт)
Самоконтроль по изученной теме
Учащиеся выполняют тест на ПК, используя ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/ ?sort= order&interface=themcol&class=50&subject=19&rubric_id[]=75344&rubric_id[]=75298
VII. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Учащимся раздаются карточки с заданиями, взятыми на портале единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru
Ссылка на ресурс:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/view/
1. Алфавит племени Мульти состоит из 32 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита? |
|
2. Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт? |
|
3. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если его объём составил 1/16 часть Мегабайта? |
|
4. Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита? |
|
5. Два сообщения содержат одинаковое количество символов. Количество информации в первом тексте в 1,5 раза больше, чем во втором. Сколько символов содержат алфавиты, с помощью которых записаны сообщения, если известно, что число символов в каждом алфавите не превышает 10 и на каждый символ приходится целое число битов? |
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/?sort= order&interface=themcol&class=50&subject=19&rubric_id[]=75344&rubric_id[]=75298
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/view/
Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку Алфавитный подход»
8 класс
Информатика и ИКТ
Алфавитный подход к определению количества информации
Подготовила:
Алдошина Елена Анатольевна ,
учитель информатики МБОУ СОШ №18 г. Узловая Тульской области
Цель урока:
- Познакомить с алфавитным подходом к измерению информации.
- Научить вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита.
- Способствовать формированию ИКТ-компетентности учащихся, развитию памяти, внимания;
- Создать условия для развития образного, критического мышления, познавательного интереса учащихся.
методами.
Определите неопределенность:
а) Вы спрашиваете у друга: «Ты пойдешь завтра играть в футбол?»
Ответ: 2
б) Вы подъехали к светофору.
Ответ: 3
в) Синоптик будет сообщать направление ветра.
Ответ: 8
Приведите примеры:
- информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний.
- сообщений, которые несут 1 бит информации.
Решить задачу:
- Сколько бит информации получено из сообщения «Маша живет на третьем этаже» , если в доме 16 этажей.
Ответ: 4
- Сколько различных карточек лежало в стопке, если сообщение о вытащенной картинке несет 3 бита информации.
Ответ: 8
Решение задания 1 (Часть 1) в формате ГИА
- Ученик набирает сочинение по литературе на компьютере, используя кодировку KOI-8. Определите какой объём памяти займёт следующая фраза:
Пушкин – это наше всё!
Каждый символ в кодировке KOI-8 занимает 8 бит памяти.
Ответ: 22 байта
Алфавитный подход к измерению информации
N -мощность алфавита
2 I = N
(количество символов в алфавите)
I - информационный вес символа
I
K
X k
N
К – число символов в сообщении
X k =K·I
X k – количество информации в сообщении
Задача 1
- Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объем информации оно несет?
Решение:
Дано:
N =16
1. Вычислим информационный объем одного символа алфавита
K =50
2 I = N; 2 I = 16; I=4 бита
2. Вычислим информационный объем сообщения
X k - ?
X k =K·I; X k =50·4=200 бит=25 байт
Ответ: 25 байт
Задача 2
- Для представления числовых данных используют 16-ричный алфавит, включающий знаки математических действий. Сколько битов информации содержит выражение 64 ∙ 5 = 320 ?
Решение:
Дано:
N =16
1. Вычислим информационный объем одного символа алфавита
K =8
2 I = N; 2 I = 16; I=4 бита
2. Вычислим информационный объем сообщения
X k - ?
X k =K·I; X k =8·4=32 бита
Ответ: 32 бита
Задача 3
- Пользователь компьютера может вводить в минуту 100 знаков. Мощность алфавита, используемого в компьютере, равна 256 . Какое количество информации в байтах может ввести пользователь в компьютер за 1 минуту?
Решение:
Дано:
N =256
1. Вычислим информационный объем одного символа алфавита
K =100
2 I = N; 2 I = 256; I=8 бит
2. Вычислим информационный объем сообщения
X k - ?
X k =K·I; X k =100·8=800 бит=100 байт
Ответ: 100 байт