Урок информатики в 10 классе.
ТЕМА: «Перевод произвольных чисел из одной системы счисления в другую».
Урок проведен в 10б классе (профильный уровень изучения информатики и ИКТ), который обучается информатике 3 года по программе под ред. Н.Д. Угринович.
Изучаемый раздел: «Информация. Двоичное кодирование информации».
Тема урока: «Перевод произвольных чисел из одной системы счисления в другую».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Системы счисления”, в том числе с использованием нестандартных и творческих заданий.
Задачи урока:
образовательные:
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме “Системы счисления”;
продолжение формирования навыков по переводу чисел из одной системы счисления в другую;
стимулирование интереса к изучаемой теме через решение нестандартных задач;
развивающие:
развитие познавательного интереса, логического мышления и внимания учащихся;
развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
воспитательные:
повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность ;
воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу;
воспитание чувства коллективизма, умения работать в группе, уважительного отношения к мнению другого, достойного восприятия критики в свой адрес;
создать условия для реальной самооценки учащихся;
формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, блиц-опрос, работа на компьютере – решение творческих задач; здоровьесберегющие технологии – физкультминутка.
Требования к знаниям учащихся: Учащиеся должны знать:
понятия “система счисления”, “позиционная система счисления”, “алфавит системы счисления”, “основание системы счисления”, “базис позиционной системы счисления”;
классификацию систем счисления;
правила перевода из одной системы счисления в другую;
Учащиеся должны уметь:
Общее время: 40 минут.
Место проведения урока: кабинет информатики.
Материально-технической обеспечение урока: программа презентаций Microsoft PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, дидактический раздаточный материал, опорный конспект.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Блиц-опрос
Задание «Считай, не зевай»
Задание «Рождение цветка»
Задание «Изречение»
Задание «Числовой лабиринт»
Подведение итогов урока
Домашнее задание.
- Организационный момент.
Наш урок начну со слов Иоганна Гете: «Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир».
Мы изучаем системы счисления потому, что нас особенно интересуют двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы, которые широко используются в компьютерах и программировании. Зная о системах счисления, вы сможете лучше понять принципы хранения информации в компьютере. Тема нашего урока «Перевод произвольных чисел из одной системы счисления в другую».
Мы повторим, обобщим изученный материал по данной теме. Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел в различных системах счисления.
Давайте вспомним основные понятия по теме системы счисления.
Задание 1. Блиц-опрос.
Система счисления – это …
- способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами;
2. Назовите алфавит восьмеричной системы счисления
- цифры 0, …, 7;
3. Какие из перечисленных систем счисления относятся к позиционным системам счисления
а) двоичная система счисления {0, 1};
б) десятичная система счисления {0, …, 9};
в) восьмеричная система счисления {0, …, 7};
г) шестнадцатеричная система счисления {0, …, F}.
4. Какая система счисления используется в компьютере
- двоичная система счисления {0, 1};
Замечательно, а сейчас вам предстоит выполнить задание 2 под названием «Считай, не зевай».
Вы получите карточки. На карточке располагаются задания по переводу чисел из одной системы счисления в другую. Например, из 10-ой в 2-ную, в 8-ную или 16-ную и наоборот. Выполнение задания ограничено по времени: 5 минут. (Приложение 1) Для проверки правильности выполнения заданий, я попрошу вас пройти за компьютеры, теперь проверим правильность с помощью инженерного калькулятора, который загружен на мониторы компьютеров. У кого задание выполнено правильно, тот на корпус монитора приклеивает розовый стикер, у кого неправильно тот клеит желтый стикер. Ребята, пожалуйста, не забывайте про технику безопасности и о правилах поведения во время работы за компьютером.
Время, отведенное на выполнение этого задания закончено.
Задание 3. Рождение цветка.
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти. (Приложение 2)
Задание А | | |
| | |
Ответ: 100100012 = 145 дней
Физкультминутка. Ребята, вы немного устали. Давайте расслабимся, и выполним следующие упражнения:
Упражнение: перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4 раза
Задание 4. Изречение.
Дана геометрическая фигура, в углы которой помещены круги с двоичными числами. Определите зашифрованное изречение, которое получите, собирая двоичные числа и переведя их в десятичные. (Приложение 3)
1 команда.
| | Ответ: Что посеешь, то и пожнешь |
| | |
2 команда.
Ответ: Здоровье дороже золота!!!
Задание 5. Числовой лабиринт. Дан лабиринт. Определите выражение, которое получите при прохождении лабиринта, собирая числа и переводя их десятичную систему счисления. Полученные десятичные числа замените соответствующими буквами русского алфавита с тем же порядковым номером. (Приложение 4)
| | Ответ: каменное сердце |
Молодцы, ребята. Посмотрите, каким должен быть ответ.
Подведение итогов.
Рефлексия: Вы сегодня на уроке повторили правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. Конечно, мне очень хочется узнать ваше мнение об уроке, поэтому прошу вас ответить на следующие вопросы:
— Какое задание было самым интересным?
— Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
— Своей работой на уроке я:
Хорошо, ребята, спасибо.
Домашнее задание.
Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
К конспекту урока прилагается презентация.