Тема: «Система счисления. Представление целого и вещественного чисел в компьютере»
Группа: 3К-2
Дата проведения: 28.02.2014г.
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии информационных технологий
протокол №__от «__»___________2014г.
Председатель предметно-цикловой комиссии ИТ __________М.Г. Таспаева
Оренбург 2014
Тип урока: урок актуализации ранее усвоенных знаний.
Методы обучения: урок-игра.
Основные приемы, используемые на уроке: фронтальный опрос, практическая работа.
Формы работы: групповая.
Структурный план урока (в минутах)
№
Этапы урока
Время
(мин.)
Виды деятельности
1
Организационная часть
5 мин.
приветствие
контроль посещаемости
объявление темы, цели урока
объявление плана урока
2
Правила игры
5 мин.
объяснение правил игры
3
Сама игра
60мин.
фронтальный опрос
решение примеров
4
Подведение итогов, выставление оценок
8 мин.
подведение итогов урока
выставление оценок
5
Домашнее задание
2 мин.
выдача домашнего задания
Ход урока
Организационный момент
Добрый день, ребята и уважаемые коллеги. Рада видеть вас сегодня на этом уроке.
Отметим отсутствующих на уроке.
Сегодня у нас не обычный урок. Урок-игра, защита практических работ по теме «Система счисления. Представление целого и вещественного чисел в компьютере. Операции над ними».
Обозначим цели урока.
Цели:
образовательная: формирование правил перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую, производить арифметические вычисления; представление целого и вещественного чисел в компьютере. Умение производить операции над ними;
воспитательная: развитие познавательного интереса, умения слушать, активности;
развивающая: развитие алгоритмического и логического мышлений, памяти, внимательности.
Правила игры
Группа делиться на две команды. Выбираются капитаны команды, название и девиз. Конкурс наш будет состоять из 6 этапов. За каждый этап будут выставляться баллы. Баллы будет считать наш счетовод. Правила обозначены. Осталось разделиться на команды, выбрать счетовода и можно приступать к игре.
Сама игра.
Команды выбраны, теперь команда должна выбрать капитана, название команды и девиз. На обдумывание вам 3 минуты
За оригинальное название и девиз 3 балла, другой команде 2 балла.
1 этап. Конкурс капитанов.
Прошу вас капитаны команд пройти к доске. Для вас будут представлены вопросы, вы на них должны ответить, за каждый правильный ответ 1 балл. Если один капитан не правильно отвечает, возможность ответить предоставляется другому и за правильный ответ получает 0,5 балла.
Готовы? Начинаем!
Первый вопрос: Что такое система счисления? Второй вопрос: На какие группы делятся системы счисления? Примеры. Третий вопрос: Опишите алгоритм перевода чисел из 10 в различные системы счисления. Четвертый вопрос: Опишите алгоритм перевода чисел из различных систем счисления в десятичную.
Пятый вопрос: Опишите алгоритм перевода чисел в прямой, обратный и дополнительный коды.
Шестой вопрос: Опишите алгоритм записи вещественного числа.
2 этап. Литературный конкурс.
Прочитайте шуточное стихотворение, определите в какой системе счисление записаны цифры и запишите в десятичной. Какая команда первая готова поднимает руку и читает стихотворение. За каждое правильно переведенное число дается 1балл. Если допущена ошибка возможность ответить предоставляется второй команде.
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног, она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок,
С одном хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
3 этап. Математический конкурс.
Решите задачи. На каждую задачу по 3 минуты. Какая первая команда готова, поднимает руку. За правильный ответ 3 балла. Если ответ не правильный, то шанс предоставляется другой команде и за правильный ответ получает 2 балла.
Задача 1.
Классе было 1111002 % девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе?
Задача 2.
Было 53q яблока. После того как каждое из них разрезали пополам, стало 136qполовинок. В системе счисления с каким основанием вели счет? Сколько яблок было в десятичной системе счисления?
Задача 3.
У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учиться в 1001 классе. Может ли быть такое? Сколько братьев? И по сколько лет младшему и старшему? В каком классе старший учится?
4 этап.
Задание 1.
Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и тоже число должно быть записано в системах счисления с основанием 2,8,10 и 16.
Основание
2
8
10
16
101010
127
321
3А
Задание 2.
Сравните числа.
а)11012 и D16
б)0,111112 и 0,228
в)35,638 и 16,C16
Задание 3.
Выполните арифметические действие.
Двоичная
Восьмеричная
Шестнадцатеричная
а)1110+101
а)3456+245
а)1996+BABA
б)101*11
б)7631-456
б)1998-A1F
в)10101-11
5 этап. Дни рождения
Задание. Запишите даты рождения всей команды в различных системах счисления: день рождение в двоичной, месяц в восьмеричной, год в шестнадцатеричной системах счисления.
6 этап. Заключительный конкурс.
Задание 1.
Переведите числа в двоичную систему счисления и запишете в прямом, обратном и дополнительном кодах.
а) 35
б)-27
в)-41
Задание 2.
Нормализуйте и запишите числа так, как они хранятся в компьютере.
а) -1001,01*20
б)0,00111*20
в) – 0,0001010*20
Подведение итогов занятия, выставление оценок
Сегодня на занятии мы с вами закрепили знания на тему «Система счисления. Представление целого и вещественного чисел в компьютере. Операции над ними». Подведем итоги занятия.
6. Домашнее задание
1) Оформить отчет по практическим работам.
2) Ребята, не получившие оценки, готовят защиту практических работ.
Приложение А
Ответы к заданиям
1 этап. Конкурс капитанов.
Первый вопрос: Система счисления — это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. Второй вопрос: В непозиционных системах счисления количественный эквивалент каждой цифры не зависит от ее положения в записи числа (римская система счисления). В позиционных системах счисления количественный эквивалент (значение) цифры зависит от ее места (позиции) в записи числа. Позиция цифры в числе называется разрядом. Разряд числа возрастает справа налево, от младших разрядов к старшим. Третий вопрос: Вычисления проводятся многократным делением на основание системы счисления в которую переводим(в нашем примере это 2):
Следовательно,
Четвертый вопрос: Вычисляем значение полинома, пользуясь десятичной системой счисления. Для иллюстрации перевода из двоичной системы в десятичную систему рассмотрим двоичное число 1110.12 . Записывая его в виде полинома по cтепеням основания 2, получим
Пятый вопрос: Положительные числа а прямом, обратном и дополнительном кодах изображаются одинаково с цифрой «0» в знаковом разряде.
Число 72
7
6
5
4
3
2
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
Отрицательные числа в прямом, обратном и дополнительном кодах имеет различное представление.
1. Прямой код. В знаковый разряд помещается 1.
Число -72
7
6
5
4
3
2
1
0
1
1
0
0
1
0
0
0
2. Обратный код получается из прямого кода путем инвертирования всех разрядов числа, остается без изменения знаковый разряд.
Инвертирование- это замена на противоположные цифры.
Число -72 в обратном коде
7
6
5
4
3
2
1
0
1
0
1
1
0
1
1
1
3. Дополнительный код получаем из обратного кода путем прибавления 1 к младшему разряду.
Число -72 в дополнительном коде
7
6
5
4
3
2
1
0
1
0
1
1
0
1
1
1
+ 1
___________________
Результат:
7
6
5
4
3
2
1
0
1
0
1
1
1
0
0
0
Шестой вопрос: Для удобства отображение чисел из достаточно широкого диапазона используется форма записи чисел с порядком основания системы счисления.
Например:
1.25 *100 =0.125*101 = 125.0*10-2
Любое число N в системе счисления с основание q можно записать в виде
N=M*qp,
Где M- мантисса
p- порядок.
2 этап. Литературный конкурс.
Ей было 12 лет,
Она в 5 класс ходила,
В портфеле по 4 книги носила.
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля 2мя ногами, она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок,
С одном хвостом, зато 4х ногий.
Она ловила каждый звук
Своими 2мя ушами,
И 2мя загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 2е темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
3 этап. Математический конкурс.
Задача 1.
1111002 =7010 , т.е. вклассе 70% девочек. 11002=1210, т.е. в классе 12 мальчиков.
Составим пропорцию.
Получаем, что в классе 40 человек.
Задача 2.
53+53=136
Это семеричная система счисления.
Всего было 38 яблок в десятичной системе счисления