kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по дисциплине "Организация ЭВМ и систем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по дисциплине "Организация ЭВМ и систем" на тему: «Система счисления. Представление целого и вещественного чисел в компьютере». 

Тип урока: урок актуализации ранее усвоенных знаний.

Методы обучения: урок-игра.

Основные приемы, используемые на уроке: фронтальный опрос, практическая работа.

Формы работы: групповая.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по дисциплине "Организация ЭВМ и систем" »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»


Колледж электроники и бизнеса ОГУ






Утверждаю

Заместитель директора

по учебной работе

Э.А. Хажумарова

« » 2014г.





Н.А. Туленкова


ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА






Специальность: 230113

Дисциплина: Организация ЭВМ и систем

Тема: «Система счисления. Представление целого и вещественного чисел в компьютере»

Группа: 3К-2

Дата проведения: 28.02.2014г.



Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии информационных технологий

протокол №__от «__»___________2014г.

Председатель предметно-цикловой комиссии ИТ __________М.Г. Таспаева



Оренбург 2014

Тип урока: урок актуализации ранее усвоенных знаний.

Методы обучения: урок-игра.

Основные приемы, используемые на уроке: фронтальный опрос, практическая работа.

Формы работы: групповая.


Структурный план урока (в минутах)

Этапы урока

Время

(мин.)

Виды деятельности

1

Организационная часть

5 мин.

  • приветствие

  • контроль посещаемости

  • объявление темы, цели урока

  • объявление плана урока

2

Правила игры

5 мин.

  • объяснение правил игры

3

Сама игра

60мин.

  • фронтальный опрос

  • решение примеров

4

Подведение итогов, выставление оценок

8 мин.

  • подведение итогов урока

  • выставление оценок

5

Домашнее задание

2 мин.

  • выдача домашнего задания












Ход урока


  1. Организационный момент

Добрый день, ребята и уважаемые коллеги. Рада видеть вас сегодня на этом уроке.

Отметим отсутствующих на уроке.

Сегодня у нас не обычный урок. Урок-игра, защита практических работ по теме «Система счисления. Представление целого и вещественного чисел в компьютере. Операции над ними».

Обозначим цели урока.


Цели:

образовательная: формирование правил перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую, производить арифметические вычисления; представление целого и вещественного чисел в компьютере. Умение производить операции над ними;

воспитательная: развитие познавательного интереса, умения слушать, активности;

развивающая: развитие алгоритмического и логического мышлений, памяти, внимательности.


  1. Правила игры

Группа делиться на две команды. Выбираются капитаны команды, название и девиз. Конкурс наш будет состоять из 6 этапов. За каждый этап будут выставляться баллы. Баллы будет считать наш счетовод. Правила обозначены. Осталось разделиться на команды, выбрать счетовода и можно приступать к игре.

  1. Сама игра.

Команды выбраны, теперь команда должна выбрать капитана, название команды и девиз. На обдумывание вам 3 минуты

За оригинальное название и девиз 3 балла, другой команде 2 балла.

1 этап. Конкурс капитанов.

Прошу вас капитаны команд пройти к доске. Для вас будут представлены вопросы, вы на них должны ответить, за каждый правильный ответ 1 балл. Если один капитан не правильно отвечает, возможность ответить предоставляется другому и за правильный ответ получает 0,5 балла.

Готовы? Начинаем!

Первый вопрос: Что такое система счисления? Второй вопрос: На какие группы делятся системы счисления? Примеры. Третий вопрос: Опишите алгоритм перевода чисел из 10 в различные системы счисления. Четвертый вопрос: Опишите алгоритм перевода чисел из различных систем счисления в десятичную.

Пятый вопрос: Опишите алгоритм перевода чисел в прямой, обратный и дополнительный коды.

Шестой вопрос: Опишите алгоритм записи вещественного числа.



2 этап. Литературный конкурс.

Прочитайте шуточное стихотворение, определите в какой системе счисление записаны цифры и запишите в десятичной. Какая команда первая готова поднимает руку и читает стихотворение. За каждое правильно переведенное число дается 1балл. Если допущена ошибка возможность ответить предоставляется второй команде.



Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила.

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног, она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок,

С одном хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

3 этап. Математический конкурс.

Решите задачи. На каждую задачу по 3 минуты. Какая первая команда готова, поднимает руку. За правильный ответ 3 балла. Если ответ не правильный, то шанс предоставляется другой команде и за правильный ответ получает 2 балла.

Задача 1.

Классе было 1111002 % девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе?

Задача 2.

Было 53q яблока. После того как каждое из них разрезали пополам, стало 136q половинок. В системе счисления с каким основанием вели счет? Сколько яблок было в десятичной системе счисления?

Задача 3.

У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учиться в 1001 классе. Может ли быть такое? Сколько братьев? И по сколько лет младшему и старшему? В каком классе старший учится?

4 этап.

Задание 1.

Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и тоже число должно быть записано в системах счисления с основанием 2,8,10 и 16.



Основание

2

8

10

16

101010





127





321







Задание 2.

Сравните числа.

а)11012 и D16

б)0,111112 и 0,228

в)35,638 и 16,C16

Задание 3.

Выполните арифметические действие.

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

а)1110+101

а)3456+245

а)1996+BABA

б)101*11

б)7631-456

б)1998-A1F

в)10101-11





5 этап. Дни рождения

Задание. Запишите даты рождения всей команды в различных системах счисления: день рождение в двоичной, месяц в восьмеричной, год в шестнадцатеричной системах счисления.

6 этап. Заключительный конкурс.

Задание 1.

Переведите числа в двоичную систему счисления и запишете в прямом, обратном и дополнительном кодах.

а) 35

б)-27

в)-41

Задание 2.

Нормализуйте и запишите числа так, как они хранятся в компьютере.

а) -1001,01*20

б)0,00111*20

в) – 0,0001010*20


  1. Подведение итогов занятия, выставление оценок

Сегодня на занятии мы с вами закрепили знания на тему «Система счисления. Представление целого и вещественного чисел в компьютере. Операции над ними». Подведем итоги занятия.

6. Домашнее задание

1) Оформить отчет по практическим работам.

2) Ребята, не получившие оценки, готовят защиту практических работ.

























Приложение А

Ответы к заданиям

1 этап. Конкурс капитанов.

Первый вопрос: Система счисления — это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. Второй вопрос: В непозиционных системах счисления количественный эквивалент каждой цифры не зависит от ее положения в записи числа (римская система счисления). В позиционных системах счисления количественный эквивалент (значение) цифры зависит от ее места (позиции) в записи числа. Позиция цифры в числе называется разрядом. Разряд числа возрастает справа налево, от младших разрядов к старшим. Третий вопрос: Вычисления проводятся многократным делением на основание системы счисления в которую переводим(в нашем примере это 2):

Следовательно,


Четвертый вопрос: Вычисляем значение полинома, пользуясь десятичной системой счисления. Для иллюстрации перевода из двоичной системы в десятичную систему рассмотрим двоичное число 1110.12 . Записывая его в виде полинома по cтепеням основания 2, получим

Пятый вопрос: Положительные числа а прямом, обратном и дополнительном кодах изображаются одинаково с цифрой «0» в знаковом разряде.

Число 72

7

6

5

4

3

2

1

0

0

1

0

0

1

0

0

0


Отрицательные числа в прямом, обратном и дополнительном кодах имеет различное представление.

1. Прямой код. В знаковый разряд помещается 1.

Число -72

7

6

5

4

3

2

1

0

1

1

0

0

1

0

0

0


2. Обратный код получается из прямого кода путем инвертирования всех разрядов числа, остается без изменения знаковый разряд.

Инвертирование- это замена на противоположные цифры.

Число -72 в обратном коде

7

6

5

4

3

2

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1


3. Дополнительный код получаем из обратного кода путем прибавления 1 к младшему разряду.


Число -72 в дополнительном коде

7

6

5

4

3

2

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

+ 1

___________________

Результат:

7

6

5

4

3

2

1

0

1

0

1

1

1

0

0

0


Шестой вопрос: Для удобства отображение чисел из достаточно широкого диапазона используется форма записи чисел с порядком основания системы счисления.

Например:

1.25 *100 =0.125*101 = 125.0*10-2

Любое число N в системе счисления с основание q можно записать в виде

N=M*qp,

Где M- мантисса

p- порядок.


2 этап. Литературный конкурс.

Ей было 12 лет,

Она в 5 класс ходила,

В портфеле по 4 книги носила.

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля 2мя ногами, она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок,

С одном хвостом, зато ногий.

Она ловила каждый звук

Своими 2мя ушами,

И 2мя загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.



3 этап. Математический конкурс.

Задача 1.

1111002 =7010 , т.е. в классе 70% девочек. 11002=1210, т.е. в классе 12 мальчиков.

Составим пропорцию.

Получаем, что в классе 40 человек.

Задача 2.

53+53=136

Это семеричная система счисления.

Всего было 38 яблок в десятичной системе счисления

Задача 3.

Двоичная система счисления.

1002=4 брата

10002= 8 лет младшему брату

11112=14 лет старшему

10012=9 класс учится старший

4 этап.

Задание 1.

Основание

2

8

10

16

101010

52

42

1010111

127

87

57

101000001

501

321

141

111010

72

58

Задание 2.

Сравните числа.

а)11012 = D16

б)0,111112 0,228

в)35,638 16,C16

Задание 3.

Выполните арифметические действие.

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

а)10011

а)3723

а)D450

б)1111

б)7153

б)F79

в)10010





Заключительный конкурс.

Задание 1.

а) 35

00010011 прямой, обратный, дополнительный коды

б)-27

10011011 прямой код

11100100 обратный код

11100101 дополнительный код

в)-41

10101001 прямой код

11010110 обратный код

11010111 дополнительный код

Задание 2.

а) -1001,01*20

б)0,00111*20

в) – 0,0001010*20

21


13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по дисциплине "Организация ЭВМ и систем"

Автор: Туленкова Надежда Андреевна

Дата: 09.09.2014

Номер свидетельства: 113443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация к открытому уроку по дисциплине "Организация ЭВМ и систем" "
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-k-otkrytomu-uroku-po-distsiplinie-orghanizatsiia-evm-i-sistiem"
    ["file_id"] => string(6) "113444"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410234281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства