Просмотр содержимого документа
««Обработка информации»»
Класс: 5
Модуль: «Теоретическая информатика: информация вокруг нас»
Тема урока: «Обработка информации»
Цели урока:
Дать учащимся представление о процессе обработки информации, о двух типах обработки.
Способствовать формированию навыков нахождения имеющихся исходных данных и предполагаемого результата решения информационной задачи.
Способствовать формированию умения приводить примеры различных способов обработки информации.
Расширить представление о компьютере как инструменте обработки информации.
Способствовать развитию логического мышления, внимания, развитию речи.
Воспитывать умение работать в коллективе, уважение к мнению другого человека, аккуратность.
Тип урока: урок объяснения нового материала с первичным закреплением знаний
Оборудование:
Персональные компьютеры
Мультимедийная установка
Раздаточный материал для выполнения практической работы и рефлексии.
Список литературы:
Л. Л. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Л. Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса, - 5-е изд., испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие -3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Основные понятия:
информация
информационная задача
обработка информации
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Изложение нового материала
Закрепление
Итоги, домашнее задание
Практическая часть
Рефлексия
(2 мин)
(8 мин)
(10 мин)
(8 мин)
(3 мин)
(13 мин)
(1 мин)
Ход урока:
Это первый урок III четверти. На каникулы было задано повторить пройденный теоретический материал.
Ученики отвечают на вопросы. В целях наглядности вопросы представлены на слайдах презентации «Повторение».
Вопросы для повторения:
Что такое информация?
Как человек получает информацию?
Что использует человек для получения более точной информации? (стараюсь, чтобы каждый ученик назвал свой прибор, устройство)
Назовите известные Вам носители информации.
Что необходимо для того, чтобы состоялась передача информации?
Приведите примеры ситуаций, в которых происходит передача информации. Укажите источник информации, приемник информации и тип канал связи (односторонний или двусторонний).
(Здесь после всех ответов даю общую характеристику уровня ответов на вопросы. Выделяю тех, кто был более активным. Обязательно делаю замечания тем, кто был подготовлен слабо, «ставлю их на карандаш»)
Хорошо! Вы сейчас отвечали на мои вопросы. Эти вопросы были заданы не случайно.
Я ставила перед собой информационную задачу: «Выяснить, как мои ученики усвоили пройденный материал?»
Чтобы успешно решить любую задачу (например, по математике), надо выяснить, что дано в условии задачи и что требуется найти. Те данные, которые определены в условии задачи, будем называть исходными (начальными) данными. Тот итог, который требуется найти при решении задачи, будем называть результатом решения.
Итак, вернемся к той информационной задаче, которую я поставила.
- Скажите, что является для этой задачи исходными данными? (Здесь важно вызвать учеников на обсуждение, выяснить большинство мнений).
- Как решается эта задача?
- Какой результат получен? (Главное здесь еще раз отметить тех, кто хорошо готов к уроку, кому подтянуться).
Вывод: исходя из ответов, я сделала вывод о том, что материал усвоен (или нет). Я решила поставленную информационную задачу. В этом случае говорят, что произошла обработка информации.
Определение. Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Далее использую материалы презентации «Объяснение»).
Пример 1. Периметр квадрата равен 40 см. Его стороны увеличила на 2 см. Чему станет равен периметр нового квадрата?
При решении данной задачи особое внимание следует уделить нахождению исходных данных, принципу решения и результату. Отмечаем, что в условии была задана числовая информация. И в результате получилось число.
Пример 2. Есть текст: Москвичи любят домашних животных. Согласно опросам, собак содержат 57 % жителей города, 38 % имеют кошек, 25 % заботятся о попугаях. Нередки в последнее время экзотические животные: игуаны (5 %) и пауки (3 %).
Измените способ представления информации, представьте текст в табличном и графическом виде.
Смотрите как интересно, во втором примере: исходным данным был текст, а результатом – таблица и диаграмма. Что произошло? Произошла обработка информации, точнее произошло изменение формы представления информации. Содержание информации осталось прежним.
Что можно сказать о первом примере? (Важно, чтобы дети сами сделали вывод о том, что в первом примере мы просто получили результат – новую информацию, без изменения ее содержания).
Таким образом, существуют два способа обработки информации:
Обработка информации, связанная с получением нового содержания, новой информации
Обработка информации, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяя ее формы.
Вопрос: приведите примеры различных способов обработки информации. Укажите исходные данные и результат. (Слушаем и обсуждаем 3-5 примеров).
Решение задач.
Рабочая тетрадь: № 12 стр. 16. (в каждом случае обращаем внимание на имеющиеся исходные данные и результат, который необходимо получить)
Рабочая тетрадь: № 13 стр. 16 (кроме исходных данных и результата оговариваем в каждом случае способ обработки информации).
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием «обработка информации» и двумя видами обработки. Ответьте на следующие вопросы:
Что такое обработка информации? Приведите примеры обработки информации.
Какие существуют виды обработки информации? Приведите примеры.
Ваше домашнее задание: § 1.12 – читать, выписать определения основных терминов.
Вопросы 1 – 4 стр. 46 – ответить устно
РТ: № 8 стр. 15, № 10 стр. 16
*Составить презентацию (8 -10 слайдов) на тему «Способы обработки информации»
Пояснения к домашнему заданию:
Определения каких терминов надо выписать?
РТ: № 8 стр. 15: в задании надо соединить объекты, находящиеся в левой колонке с соответствующими объектами в правой колонке. Воспользуетесь текстом учебника или материалами сайта «Википедия».
РТ: № 10 стр. 16: будьте внимательны при прочтении числа.
Задание * необязательно. Презентацию можно разместить на форуме по теме «Информационные процессы», находящемся в Единой информационной оболочке.
Практическая часть: (раздаточный материал)
Практическая работа по теме «Обработка информации».
Цель:
Восстановить полученные ранее умения работы в текстовом редакторе WORD (создание и редактирование таблиц);
2. Приобрести первичные навыки вычислений с помощью программы Калькулятор.
3. Приобрести навыки работы с несколькими окнами.
Постановка задачи:
Представить текстовую информацию в табличной форме
Выполнить вычисления при помощи программы Калькулятор.
Заполнить пустые ячейки таблицы.
Исходный текст:
После каждого посещения магазина мама записывает расходы на продукты питания в специальную тетрадь и подсчитывает ежедневные расходы. Помоги маме, организуй электронный подсчет расходов. Известны записи за три дня месяца:
1.12
2.12
3.12
Молоко – 30 руб.
Колбаса – 120 руб.
Хлеб – 15 руб.
Хлеб – 15 руб.
Картошка – 30 руб.
Сыр – 70 руб.
Масло – 40 руб.
Морковь – 20 руб.
Творог – 25 руб.
Сыр – 75 руб.
Лук – 20 руб.
Творог – 30 руб.
Зелень – 10 руб.
Указание:
Создайте файл MS WORD «Расходы на питание».
Оформите расходы в виде таблицы по образцу:
Продукты
МесяцДекабрь
1
2
3
4
5
Подсчитайте истраченные суммы (при помощи программы «Калькулятор»)
Рефлексия.
(Лист с критериями раздается ребятам во время выполнения практической работы).
Оцените актуальность темы урока по 5-ти бальной шкале.
Какие моменты урока вызвали затруднение (поставить флажок в соответствующем окошке):