Просмотр содержимого документа
«"Модель и моделирование".»
Тема «Модели. Виды моделей»
6 класс
Цель урока:
– сформировать понятие «модель», изучить основные виды моделей и их назначение.
Задачи урока:
Образовательные:
– формировать на примерах понятия модель и моделирование; – показать существование множества моделей одного и того же объекта; – определить роль моделей в деятельности человека.
Сегодняшний урок мне хочется начать с небольшого показа.
– Что вы видите у меня на столе? (Демонстрируются игрушки: машинка, самолет, солдатик, кукла).
– Как мы можем назвать эти игрушки, если сравнить их с настоящим автомобилем, самолетом, человеком? (Модели)
Итак, тема урока, как вы уже догадались, – «Модели. Виды моделей» (Слайд1)
– Давайте попробуем сформулировать задачи нашего урока.
(Ученики предлагают: 1) понять, что такое модель; 2) узнать, какие они бывают; 3) узнать, в чем заключается их значение, роль.)
Итак, задачи урока: (Слайд 2)
Изучить понятие «модель».
Рассмотреть основные виды моделей.
Определить назначение и значение моделей в жизни.
II. Актуализация знаний.
С раннего детства мы сталкиваемся с понятием «модель».
– Играя с этими игрушками, вы представляли, что это настоящая боевая техника, настоящие солдаты, настоящий человечек?
– На самом деле это всего лишь модели реально существующих объектов.
– Какие два новых слова сейчас прозвучали? (Объект, модель) (Слайд 3).
– Нам предстоит выяснить смысл этих понятий в процессе урока.
III. Объяснение нового материала.
– Сейчас я продемонстрирую вам разное представление одного и того же объекта, а вы должны догадаться, о чем идет речь. (Слайд 4-9)
Речь идет об объекте «вода».
– Какие еще можно придумать модели воды?
– Какова же связь двух понятий объект и модель? (Слайд 10)Вспомогательные вопросы: Модель и объект одинаковы?
– Модель может отображать внешний вид объекта, структуру, поведение.
– Итак, модель подобна объекту.
– Мы можем сказать, что модель – это некоторое упрощенное подобие реального объекта?
– Укажите, в чем заключается подобие следующих объектов и их моделей: (Слайд 11)
а) дом, план дома, макет дома;
б) человек, кукла, портрет человека;
в) текст сочинения, план сочинения.
Я думаю, что вы без труда приведете примеры моделей, которые рассматривались вами на других уроках.
Биологические: скелет человека – модель человека, модель сердца и других органов, модель цветка, модель ДНК и т.д.; (Слайд 12)
Географические: глобус – модель Земного шара, карта – модель поверхности земной коры, модель строения земной коры и т.д.; (Слайд 13)
Математические:модель многоугольников, и даже график функции, чертеж, математическая формула являются моделями… (Слайд 14)
– В 7-м классе, на уроках физики, вы познакомитесь с физическими моделями.
Физические:модель вращения Земли вокруг Солнца, модель двигателя внутреннего сгорания, схема электрической цепи и т.д.; (Слайд 15)
– А в 8-м с химическими.
Химические:кристаллическая решетка, модель строения молекулы, модель строения атома, и даже химическая формула – это тоже модель строения молекулы данного вещества, и т.д.; (Слайд 16)
– Как вы думаете, а можно ли создать модель явления или процесса?
– А кто может привести примеры моделей явлений или процессов?
Примеры.
Физики-экспериментаторы в лабораторных условиях моделируют процессы, происходящие в океане, в недрах Земли, такие, как ядерный взрыв, невесомость.
Чтобы измерить нагрузки на корпус самолета и исследовать его прочность, конструкторы авиационной техники воспроизводят условия полета самолета с помощью аэродинамической трубы.
Уменьшенная и упрощенная модель корабля, помещенная в специальную среду, позволяет изучить его поведение при качке.
– Так что же может являться объектом для создания модели? (Объект – это предмет, явление, процесс, на что обращена познавательная деятельность). (Слайд 17)
– Вернемся к объекту вода. (Слайд 18)
– Посчитайте на слайде, сколько моделей может иметь вода.
– Какой вывод можно сделать, проанализировав данный слайд?
Вывод: один объект может иметь несколько моделей, которые представлены в разной форме: в виде текста, схемы, рисунка, структуры, формулы и т.д. Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью?
Приведите примеры.
– Скажите, что является моделью земли? (Шар)
– А моделью мяча?
– Значит, один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью. (Слайд 19)
– Как вы думаете, от чего зависит форма представления объекта? (От решаемой задачи, цели создания модели).
– А кто же будет эту задачу, цель ставить? (Человек)
– Субъект моделирования – человек, который создает модели объектов.
– Рассуждая, мы получили схему моделирования. На протяжении всего урока мы применяли слово «моделирование». Что же будем понимать под словом «моделирование»? (Моделирование – процесс создания моделей объекта с целью их исследования). (Слайд 20)
– Каждый объект имеет много различных свойств.
Но ведь модель – это упрощенное подобие объекта. Какие же свойства являются существенными? (Это зависит от цели создания модели, от человека, создающего модель – субъекта).
– Рассмотрим модели объекта «цветок». (Слайд 21) Если оценить цветок с точки зрения биолога, то для него важны такие свойства объекта, как строение корневой системы и стебля, форма и расположение листьев, строение соцветия, способ опыления, среда обитания. Изучив эти свойства, биолог отнесет к определенному виду и представит модель данного объекта в виде схемы, описания, рисунка.
Для художника важны свойства, характеризующие внешний вид растения, которое он собирается нарисовать. Модель – картина.
Медика будет интересовать химический состав растения, чтобы определить возможность его использования в лечебных целях. Модель в данном случае – набор химических формул.
А мы с вами будем просто любоваться красотой цветка.
Предположим, что перед нами поставлена задача – создать модель самолета. (Слайд 22)
Работа в группах.
– Вы будете разными субъектами. Ваша задача – назвать существенные свойства самолета для их субъекта.
____________________________________________________________________________________ __________________________________________ Существенные свойства объекта__________________________________
____________________________________________________________________________________ __________________________________________ Существенные свойства объекта__________________________________
Кассир по продаже авиабилетов_______________________________
____________________________________________________________________________________ __________________________________________ Существенные свойства объекта__________________________________
Существенные свойства объекта: крылья, корпус, их взаимное расположение, умение летать.
Карточка №2. Авиадиспетчер.
Модель: светящаяся точка на экране.
Существенные свойства объекта: скорость и высота полета, направление и вид движения (взлет, посадка, разворот), взаиморасположение с другими самолетами.
Карточка №3.Кассир по продаже авиабилетов.
Модель: план посадочных мест самолета.
Существенные свойства объекта: расположение рядов кресел, количество кресел в ряду, стоимость билета для каждого места, наличие свободных мест.
Каждая группа попыталась определить существенные признаки и модель.
– Как вы думаете, почему у каждой группы получились различные свойства?
– Уточним определение модели с учетом рассмотренных примеров и дополним его.
– Запишите определение в тетрадь. Модель – это некоторое упрощенное подобие реального объекта, которое отражает существенные стороны объекта, в зависимости от цели моделирования. (Слайд 24)
– Все модели можно по форме их представления разбить на 2 большие группы: материальные и информационные. (Слайд 25)
Материальные модели – это уменьшенные или увеличенные копии, в виде муляжей, макетов.
– Какие модели можно отнести к материальным? (Игрушки, модель цветка и т.д.) т.е. те модели, которые воспроизводят существенные особенности модели в материальном виде.
Информационные модели – это его описание (рисунки, фотографии, чертежи, планы, карты, схемы, графики и др.), представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото– и кинопленке и др.)
– словесные описания;
– математические (представлены математическими формулами и уравнениями);
– алгоритмические (описывают последовательность действий в виде пошагового описания, блок-схемы, программы и т.д.)
– Какой вид моделей – материальный или информационный наиболее удобен для хранения, анализа и обработки? (Информационный)
– О материальных и информационных видах моделей мы продолжим говорить на следующем уроке.
IV. Закрепление.
Учащиеся выполняют тест на компьютерах.
1. Информационной моделью организации занятий в школе является:
свод правил поведения учащихся;
список класса;
расписание уроков;
перечень учебников.
2. Материальной моделью является:
макет самолета;
карта;
чертеж;
график.
3. Зависимость пройденного человеком расстояния от его скорости и времени удобно описать с помощью:
математической модели;
материальной модели;
словесной модели;
графической модели.
4. Моделирование – это деятельность человека по:
работе с моделями;
изучению с помощью моделей реальных объектов окружающего мира;
созданию моделей;
созданию и изучению моделей.
5. Модель отражает:
все стороны реального объекта;
некоторые стороны реального объекта;
существенные стороны реального объекта;
несущественные стороны реального объекта.
V. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
По горизонтали: Деятельность человека по созданию и изучению моделей.
По вертикали:
Аналог оригинала, отражающий некоторые его существенные свойства. 2. Кукла, плюшевый медвежонок, глобус – это… модель. 3. Словесная, математическая – это … модель. 4. Описание предмета, рассказ о явлении – это … модель. 5. Карта, чертеж, схема – это … модель 6. Формула пути, формула площади прямоугольника – это … модель.
3
И
Н
Ф
О
2
Р
6
М
М
4
5
М
А
А
С
Г
А
1
Т
Ц
Л
Р
Т
М
О
Д
Е
Л
И
Р
О
В
А
Н
И
Е
О
Р
О
В
Ф
М
Д
И
Н
Е
И
А
Е
А
Н
С
Ч
Т
Л
Л
А
Н
Е
И
Ь
Ь
Я
А
С
Ч
Н
Я
К
Е
А
А
С
Я
Я
К
А
Я
3
2
6
4
5
1
Литература:
Вьюшкова Е.А., Параскун Н.В. Информатика:Учебник для 6 класса, общеобразовательной школы с русским языком обучения.Астана: Арман-ПВ, 2014, - 272 с: ил.. Базовый курс. Теория/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2004.– 368 с.: ил.