kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Использование схем наглядного моделирования в работе учителя-логопеда для повышения ее эффективности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с О.Н.Р. является использование наглядного моделирования.

 Наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
 

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в  работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель применения наглядного моделирования:

- изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка. 

Основные задачи:

- способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста,

- сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении

- развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;

- развивать умения детей точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели. 

Моделирование состоит из следующих этапов:

 ‒ усвоение и анализ сенсорного материала;

 ‒ перевод его на знаково-символический язык;

 ‒ работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

 ‒ знакомство с графическим способом представления информации;

 ‒ развитие умения дешифровки модели;

 ‒ формирование навыка самостоятельного моделирования.

На 1-х этапах это составление простых предложений. Например: это можно использовать в игре «Кто, какую пользу приносит?» (тема: Домашние животные или птицы»)

Далее дети учатся составлять предложения или рассказ.

 Рассмотрев сюжетную картину на тему: «На улице», предложить  детям предметно-графические схемы для составления предложений, подбирая нужный предлог

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений. Применяя наглядные модели, логопед добивается успеха в процессе формирования связной речи. Это могут быть  схемы для описания «времён года», «овощей и фруктов», «животных и птиц», «одежда, посуды» и т.д.

При подготовке детей к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

 ‒ интонационно выделять звук в слове

 ‒ называть слова с заданным звуком

 ‒ находить позицию звука в слове и соотносить со схемой

 ‒ изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов.
 

Для формирования слоговой структуры слова успешно используются следующие игры и упражнения с применением моделей: «Рисуем слова», «Пирамида», «Домики» и др.

Также метод наглядного моделирования способствует совершенствованию лексико-грамматических категорий. Для этого проводятся следующие игры и упражнения с использованием схем и моделей: «Полянка родственных слов», «Подбери нужную картинку», «Что за слово?», «Какой предлог?» и др. В данных играх у детей формируются навыки словообразования и словоизменения, дошкольники учатся подбирать родственные слова с опорой на условное обозначение; уточняют пространственные отношения, выраженные предлогами, учатся составлять предложения с ними, правильно употреблять предлоги в речи.

При обучении связной речи метод наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного высказывания:

 ‒ пересказа;

 ‒ составление рассказов по картине и серии картин;

 ‒ описательный рассказ;

 ‒ творческий рассказ;

 Использование мнемотаблицы помогает легко заучить стихотворение на любую лексическую тему.

 Использование в коррекционной работе метода наглядного моделирования позволяет учить детей:

‒ добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

 ‒ формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

 ‒ оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Использование схем наглядного моделирования в работе учителя-логопеда для повышения ее эффективности»»

Презентация на тему: « Использование схем наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»   Подготовила: Учитель логопед ГБ ДОУ ЛНР№2 « Мечта» Семений Ирина Васильевна

Презентация на тему:

« Использование схем наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Учитель логопед ГБ ДОУ ЛНР№2 « Мечта»

Семений Ирина Васильевна

Актуальность использования наглядного моделирования

Актуальность использования наглядного моделирования

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
   Цель применения наглядного моделирования и основные задачи   - изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.  - способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, - сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении - развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; - развивать умения детей точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели. 

  Цель применения наглядного моделирования и основные задачи

- изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка. 

- способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста,

- сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении

- развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;

- развивать умения детей точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели. 

Моделирование состоит из следующих этапов: ‒ усвоение и анализ сенсорного материала; ‒ перевод его на знаково-символический язык; ‒ работа с моделью.

Моделирование состоит из следующих этапов:

усвоение и анализ сенсорного материала;

перевод его на знаково-символический язык;

работа с моделью.

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи: ‒ знакомство с графическим способом представления информации; ‒ развитие умения дешифровки модели; ‒ формирование навыка самостоятельного моделирования.

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

знакомство с графическим способом представления информации;

развитие умения дешифровки модели;

формирование навыка самостоятельного моделирования.

составление простых предложений Показ предметных картинок: Слева: Кто это?  Справа: изображения тех предметов, которые, связаны с пользой, приносимой животными или птицами.  Символ «стрелка», обозначает глагол-действия.

составление простых предложений

Показ предметных картинок:

Слева: Кто это? Справа: изображения тех предметов, которые, связаны с пользой, приносимой животными или птицами. Символ «стрелка», обозначает глагол-действия.

сюжетная картина на тему: «На улице»

сюжетная картина на тему: «На улице»

предметно-графические схемы для составления предложений

предметно-графические схемы для составления предложений

формирования связной речи Это могут схемы для описания «времён года», «овощей и фруктов», «животных и птиц», «одежда, посуды» и т.д.

формирования связной речи

Это могут схемы для описания «времён года», «овощей и фруктов», «животных и птиц», «одежда, посуды» и т.д.

При подготовке детей к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи: ‒ интонационно выделять звук в слове ‒ называть слова с заданным звуком ‒ находить позицию звука в слове и соотносить со схемой ‒ изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов.

При подготовке детей к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

интонационно выделять звук в слове

называть слова с заданным звуком

находить позицию звука в слове и соотносить со схемой

изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов.

формирование слоговой структуры

формирование слоговой структуры

  • « Рисуем слова», «Пирамида», «Домики»
совершенствование лексико-грамматических категорий «Полянка родственных слов», «Подбери нужную картинку», «Что за слово?», «Какой предлог?»

совершенствование лексико-грамматических категорий

«Полянка родственных слов», «Подбери нужную картинку», «Что за слово?», «Какой предлог?»

описательные рассказы

описательные рассказы

Заучивание стихотворений

Заучивание стихотворений

Какие же результаты мы ждём от предлагаемого метода: - развитие связной речи, необходимой для взаимодействия с окружающими людьми; - приобретение навыков в применении условного обозначения объектов для составления рассказов, загадок; Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащения словарного запаса и служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Какие же результаты мы ждём от предлагаемого метода:

- развитие связной речи, необходимой для взаимодействия с окружающими людьми;

- приобретение навыков в применении условного обозначения объектов для составления рассказов, загадок;

Использование наглядного моделирования

в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащения словарного запаса и служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Семений Ирина Васильевна

Дата: 13.11.2019

Номер свидетельства: 526935


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства