Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с О.Н.Р. является использование наглядного моделирования.
Наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель применения наглядного моделирования:
- изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.
Основные задачи:
- способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста,
- сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении
- развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;
- развивать умения детей точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.
Моделирование состоит из следующих этапов:
‒ усвоение и анализ сенсорного материала;
‒ перевод его на знаково-символический язык;
‒ работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
‒ знакомство с графическим способом представления информации;
‒ развитие умения дешифровки модели;
‒ формирование навыка самостоятельного моделирования.
На 1-х этапах это составление простых предложений. Например: это можно использовать в игре «Кто, какую пользу приносит?» (тема: Домашние животные или птицы»)
Далее дети учатся составлять предложения или рассказ.
Рассмотрев сюжетную картину на тему: «На улице», предложить детям предметно-графические схемы для составления предложений, подбирая нужный предлог
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений. Применяя наглядные модели, логопед добивается успеха в процессе формирования связной речи. Это могут быть схемы для описания «времён года», «овощей и фруктов», «животных и птиц», «одежда, посуды» и т.д.
При подготовке детей к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:
‒ интонационно выделять звук в слове
‒ называть слова с заданным звуком
‒ находить позицию звука в слове и соотносить со схемой
‒ изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов.
Для формирования слоговой структуры слова успешно используются следующие игры и упражнения с применением моделей: «Рисуем слова», «Пирамида», «Домики» и др.
Также метод наглядного моделирования способствует совершенствованию лексико-грамматических категорий. Для этого проводятся следующие игры и упражнения с использованием схем и моделей: «Полянка родственных слов», «Подбери нужную картинку», «Что за слово?», «Какой предлог?» и др. В данных играх у детей формируются навыки словообразования и словоизменения, дошкольники учатся подбирать родственные слова с опорой на условное обозначение; уточняют пространственные отношения, выраженные предлогами, учатся составлять предложения с ними, правильно употреблять предлоги в речи.
При обучении связной речи метод наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного высказывания:
‒ пересказа;
‒ составление рассказов по картине и серии картин;
‒ описательный рассказ;
‒ творческий рассказ;
Использование мнемотаблицы помогает легко заучить стихотворение на любую лексическую тему.
Использование в коррекционной работе метода наглядного моделирования позволяет учить детей:
‒ добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
‒ формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
‒ оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления