kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК информатика и ИКТ, история «Моделирование как метод познания. Информационные модели на графах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Моделирование как метод познания.

                  Информационные модели на графах»

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: сформировать у учащихся понятия моделирования как метода познания;

            рассмотреть различные классификации моделей;

            сформировать у учащихся понятие «информационная модель»;

            сформировать у учащихся понятие «граф»;

            познакомить с видами графов;

             сформировать навыки построения графов.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

-какая информационная модель представлена в виде графа;

-какие типовые фигуры используются для построения блок-схемы.

Учащиеся должны уметь:

-строить информационные модели на графах;

-строить блок-схемы алгоритмов.

Программно-дидактическое обеспечение урока: мультимедиа проектор, ПК,  компакт-диск «Вычислительная математика и программирование, 10-11 класс», презентация «Определение понятия «граф» и его структуры», карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Время (мин)

Описание этапа

Организационный момент

2 минуты

Вступительное слово учителя.

Мультимедийный лекционный материал «Моделирование как метод познания.»

7 минут

Учащиеся знакомятся с понятиями: «модель», «моделирование», статистические и динамические модели, информационные модели, способы представления информационных моделей.

Обобщение лекционного материала

2 минуты

Графическое представление информационных моделей.

Презентация

 ««Определение понятия «граф» и его структуры»

7

Определение понятия «граф».

Словарь урока: граф, вершины графа, дуги, ребра, дерево (домашняя заготовка учащегося), сеть, блок -схема

Интегрированная часть «Представление исторического материала в виде графа».

5 минуты

Какой исторический материал можно представить в виде графа?

Практическая работе в среде векторного графического редактора.

Работа по карточкам.

Представление и защита работ. Выставление оценок.

Домашнее задание

Компакт – диск « Вычислительная математика программирование. 10-11 класс»

Текст лекции (урок 8: Моделирование и формализация. Слайды 1-8)

Слайд1: На этом уроке вы узнаете, что такое моделирование, каковы его основные этапы.

Слайд2:  В своей деятельности – научной, практической, художественной – человек часто использует модели, то есть создает образ того объекта, процесса или явления, с которым ему приходится иметь дело.

Модель обычно отражает наиболее существенные параметры объекта в контексте решаемой задачи, исключая из рассмотрения несущественные в данном случае моменты.

Слайд3: Разные научные дисциплины, исследуя один и тот же процесс или объект, строят различные модели. В рамках же одной дисциплины разные процессы или объекты могут описываться одинаково. Скажем, двигаться равномерно и прямолинейно способны различные объекты. Но их движение описывает одна и та же математическая модель.

Слайд4: Все многообразие моделей сводится к двух типам.

  • Статическая модель описывает объект в определенный момент времени.
  • Динамическая модель описывает процесс изменения и развития объекта.

Слайд5: А теперь – вопрос. Какие из перечисленных на слайде моделей являются динамическими? Выберите с помощью мыши правильный вариант ответа и прочтите комментарий.

Слайд6: Модели можно разбить на два больших класса:

  • предметные
  • и знаковые.

Слайд7: Язык – знаковая система, которая позволяет создавать информационные модели.

Модели, построенные с помощью математических понятий и формул, называются математическими моделями.

Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией.

Слайд8: По способу представления можно выделить следующие виды информационных моделей:

  • графические;
  • словесные;
  • математические;
  • табличные;
  • специальные.

Учитель:  Таким образом, Вы познакомились с основными понятиями: «модель», «моделирование», статистические и динамические модели, информационные модели, способы представления информационных моделей.

                                     Презентация «Информационные модели на графах»

Постановка целей урока

  1. Можно ли назвать информационной моделью карту местности? Почему?
  1. Из чего состоит граф?
  1. Иерархическая файловая система?
  1. Как построить свою родословную?

      5.     Как  графически представить процесс принятия федеральных законов Российской Федерации?

СЛОВАРЬ   УРОКА

Система – это целое, состоящее из объектов, взаимосвязанных между собой

( человек, книга, обучение в школе и т.д.)

Граф – это средство для наглядного представления состава и структуры системы.

Вершины графа – это компоненты системы изображаемые кругами, овалами, прямоугольниками и пр.

Дуги – это направленные линии (стрелки), связывающие компоненты между собой определенным образом.

Ребра – это ненаправленная линия, связывающая компоненты между собой определенным образом.

Дерево – это граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования т. П. между объектами. В таком графе нет связанных по замкнутой линии вершин. Каждая вершина связана только с верхней не связана больше ни с чем.

Сеть – это граф, в котором вершины связаны между собой по принципу «многие ко многим»

Блок – схема  - это граф, отображающий последовательность выполнения действий. Его вершины отображают отдельные действия и отражаются определенными геометрическими фигурами, а связи изображаются дугами.

ОПРЕДЕЛИТЕ  дерево, сеть и блок-схему

Представьте в виде блок-схемы процесс принятия федеральных законов РФ. Вершины графа будут изображать действия, дуги –их последовательность.

                      Принятие Федеральных законов РФ

Согласно ст. 105, 107 конституции 1993 года принятие федеральных законов регулируется следующими положениями:

  1. В принятии закона принимают участие Государственная Дума, Совет Федерации и президент.
  2. Закон принимает Государственная Дума.
  3. Затем закон передается в Совет Федерации, который либо одобряет закон, либо отклоняет его (налагает вето).
  4. Если Совет Федерации одобрил закон, закон направляется президенту.
  5. Если Совет Федерации отклонил закон, закон возвращается в Государственную Думу.
  6. Если Государственная Дума соглашается изменить закон, то все действия по принятию закона повторяются с самого начала.
  7. Если Государственная Дума не согласна изменить закон, она проводит повторное по нему голосование.
  8. Если при повторном голосовании в Думе закон получил  менее 2/3 голосов, то Государственная Дума обязана внести в закон изменения и повторить все действия по принятию закона.
  9. Если при повторном голосовании в Думе закон получил не менее 2/3 голосов, он считается принятым, несмотря на вето Совета Федерации (Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации). В этом случае принятый закон направляется президенту.
  10. Президент рассматривает полученный им закон и может одобрить его или отклонить(наложить вето).
  11. В случае одобрения президент подписывает и обнародует закон, после чего закон вступает в силу.
  12. В случае отклонения президентом закон возвращается в государственную Думу.
  13. Если Государственная Дума согласна изменить закон, то все действия по принятию закона повторяются с самого начала.
  14. Если Государственная Дума не согласна изменить закон, она проводит по нему повторное голосование.
  15.  Если при повторном голосовании в Думе закон получил  менее 2/3 голосов, то Государственная Дума обязана внести в закон изменения и повторить все действия по принятию закона.
  16. Если при повторном голосовании в  Думе закон получил не менее 2/3 голосов, он направляется  в Совет Федерации (Государственная Дума преодолела вето президента). В этом случае Совет Федерации также проводит повторное голосование по закону.
  17. Если при повторном голосовании в Совете Федерации закон получил 2/3 голосов он возвращается в Думу.
  18. Если при повторном голосовании в Совете Федерации закон получил не менее 2/3 голосов (Совет Федерации преодолел вето президента), закон направляется президенту. В этом случае президент обязан подписать и обнародовать закон.

            Потомки Владимира Мономаха

Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил 4 сыновей: Мстислава(год –смерти1132), Ярополка(1139), Вячеслава Туровского(1154) и Юрия Долгорукого(1157). После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский(1154), Всеволод Новгородский(1138),  Ростислав Смоленский(1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав(1170), у Мстислава сын Роман(1205), у Романа – Даниил Галицкий(1234). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1180),Рюрика(1215), Давида(1197), и Мстислава Храброго(1180). После Романа Ростиславовича остался сын Мстислав Киевский(1224), после Мстислава храброго – сын Мстислав Удалой(1228). Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода(1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав(1246). У Ярослава Всеволодовича было три сына: Александр Невский(1263), Андрей Суздальский(1264) и Ярослав Тверской(1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский(1303). У Андрея Суздпльского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского – сын Михаил (1318).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК информатика и ИКТ, история «Моделирование как метод познания. Информационные модели на графах» »











ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

информатика и ИКТ, история


«Моделирование как метод познания.

Информационные модели на графах»





Учитель информатики: Филимонова Т. Н.










Тема: «Моделирование как метод познания.

Информационные модели на графах»

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: сформировать у учащихся понятия моделирования как метода познания;

рассмотреть различные классификации моделей;

сформировать у учащихся понятие «информационная модель»;

сформировать у учащихся понятие «граф»;

познакомить с видами графов;

сформировать навыки построения графов.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

-какая информационная модель представлена в виде графа;

-какие типовые фигуры используются для построения блок-схемы.

Учащиеся должны уметь:

-строить информационные модели на графах;

-строить блок-схемы алгоритмов.

Программно-дидактическое обеспечение урока: мультимедиа проектор, ПК, компакт-диск «Вычислительная математика и программирование, 10-11 класс», презентация «Определение понятия «граф» и его структуры», карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Время (мин)

Описание этапа

Организационный момент

2 минуты

Вступительное слово учителя.

Мультимедийный лекционный материал «Моделирование как метод познания.»

7 минут

Учащиеся знакомятся с понятиями: «модель», «моделирование», статистические и динамические модели, информационные модели, способы представления информационных моделей.

Обобщение лекционного материала

2 минуты

Графическое представление информационных моделей.

Презентация

««Определение понятия «граф» и его структуры»

7

Определение понятия «граф».

Словарь урока: граф, вершины графа, дуги, ребра, дерево (домашняя заготовка учащегося), сеть, блок -схема

Интегрированная часть «Представление исторического материала в виде графа».

5 минуты

Какой исторический материал можно представить в виде графа?

Практическая работе в среде векторного графического редактора.


Работа по карточкам.

Представление и защита работ. Выставление оценок.



Домашнее задание




Компакт – диск « Вычислительная математика программирование. 10-11 класс»

Текст лекции (урок 8: Моделирование и формализация. Слайды 1-8)

Слайд1: На этом уроке вы узнаете, что такое моделирование, каковы его основные этапы.

Слайд2: В своей деятельности – научной, практической, художественной – человек часто использует модели, то есть создает образ того объекта, процесса или явления, с которым ему приходится иметь дело.

Модель обычно отражает наиболее существенные параметры объекта в контексте решаемой задачи, исключая из рассмотрения несущественные в данном случае моменты.

Слайд3: Разные научные дисциплины, исследуя один и тот же процесс или объект, строят различные модели. В рамках же одной дисциплины разные процессы или объекты могут описываться одинаково. Скажем, двигаться равномерно и прямолинейно способны различные объекты. Но их движение описывает одна и та же математическая модель.

Слайд4: Все многообразие моделей сводится к двух типам.

  • Статическая модель описывает объект в определенный момент времени.

  • Динамическая модель описывает процесс изменения и развития объекта.

Слайд5: А теперь – вопрос. Какие из перечисленных на слайде моделей являются динамическими? Выберите с помощью мыши правильный вариант ответа и прочтите комментарий.

Слайд6: Модели можно разбить на два больших класса:

  • предметные

  • и знаковые.

Слайд7: Язык – знаковая система, которая позволяет создавать информационные модели.

Модели, построенные с помощью математических понятий и формул, называются математическими моделями.

Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией.

Слайд8: По способу представления можно выделить следующие виды информационных моделей:

  • графические;

  • словесные;

  • математические;

  • табличные;

  • специальные.

Учитель: Таким образом, Вы познакомились с основными понятиями: «модель», «моделирование», статистические и динамические модели, информационные модели, способы представления информационных моделей.

Презентация «Информационные модели на графах»

Постановка целей урока

  1. Можно ли назвать информационной моделью карту местности? Почему?

  1. Из чего состоит граф?

  1. Иерархическая файловая система?

  1. Как построить свою родословную?

5. Как графически представить процесс принятия федеральных законов Российской Федерации?


СЛОВАРЬ УРОКА

Система – это целое, состоящее из объектов, взаимосвязанных между собой

( человек, книга, обучение в школе и т.д.)

Граф – это средство для наглядного представления состава и структуры системы.

Вершины графа – это компоненты системы изображаемые кругами, овалами, прямоугольниками и пр.

Дуги – это направленные линии (стрелки), связывающие компоненты между собой определенным образом.

Ребра – это ненаправленная линия, связывающая компоненты между собой определенным образом.

Дерево – это граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования т. П. между объектами. В таком графе нет связанных по замкнутой линии вершин. Каждая вершина связана только с верхней не связана больше ни с чем.

Сеть – это граф, в котором вершины связаны между собой по принципу «многие ко многим»

Блок – схема - это граф, отображающий последовательность выполнения действий. Его вершины отображают отдельные действия и отражаются определенными геометрическими фигурами, а связи изображаются дугами.


























ОПРЕДЕЛИТЕ дерево, сеть и блок-схему










Представьте в виде блок-схемы процесс принятия федеральных законов РФ. Вершины графа будут изображать действия, дуги –их последовательность.


Принятие Федеральных законов РФ

Согласно ст. 105, 107 конституции 1993 года принятие федеральных законов регулируется следующими положениями:

  1. В принятии закона принимают участие Государственная Дума, Совет Федерации и президент.

  2. Закон принимает Государственная Дума.

  3. Затем закон передается в Совет Федерации, который либо одобряет закон, либо отклоняет его (налагает вето).

  4. Если Совет Федерации одобрил закон, закон направляется президенту.

  5. Если Совет Федерации отклонил закон, закон возвращается в Государственную Думу.

  6. Если Государственная Дума соглашается изменить закон, то все действия по принятию закона повторяются с самого начала.

  7. Если Государственная Дума не согласна изменить закон, она проводит повторное по нему голосование.

  8. Если при повторном голосовании в Думе закон получил менее 2/3 голосов, то Государственная Дума обязана внести в закон изменения и повторить все действия по принятию закона.

  9. Если при повторном голосовании в Думе закон получил не менее 2/3 голосов, он считается принятым, несмотря на вето Совета Федерации (Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации). В этом случае принятый закон направляется президенту.

  10. Президент рассматривает полученный им закон и может одобрить его или отклонить(наложить вето).

  11. В случае одобрения президент подписывает и обнародует закон, после чего закон вступает в силу.

  12. В случае отклонения президентом закон возвращается в государственную Думу.

  13. Если Государственная Дума согласна изменить закон, то все действия по принятию закона повторяются с самого начала.

  14. Если Государственная Дума не согласна изменить закон, она проводит по нему повторное голосование.

  15. Если при повторном голосовании в Думе закон получил менее 2/3 голосов, то Государственная Дума обязана внести в закон изменения и повторить все действия по принятию закона.

  16. Если при повторном голосовании в Думе закон получил не менее 2/3 голосов, он направляется в Совет Федерации (Государственная Дума преодолела вето президента). В этом случае Совет Федерации также проводит повторное голосование по закону.

  17. Если при повторном голосовании в Совете Федерации закон получил 2/3 голосов он возвращается в Думу.

  18. Если при повторном голосовании в Совете Федерации закон получил не менее 2/3 голосов (Совет Федерации преодолел вето президента), закон направляется президенту. В этом случае президент обязан подписать и обнародовать закон.



Потомки Владимира Мономаха

Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил 4 сыновей: Мстислава(год –смерти1132), Ярополка(1139), Вячеслава Туровского(1154) и Юрия Долгорукого(1157). После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский(1154), Всеволод Новгородский(1138), Ростислав Смоленский(1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав(1170), у Мстислава сын Роман(1205), у Романа – Даниил Галицкий(1234). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1180),Рюрика(1215), Давида(1197), и Мстислава Храброго(1180). После Романа Ростиславовича остался сын Мстислав Киевский(1224), после Мстислава храброго – сын Мстислав Удалой(1228). Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода(1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав(1246). У Ярослава Всеволодовича было три сына: Александр Невский(1263), Андрей Суздальский(1264) и Ярослав Тверской(1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский(1303). У Андрея Суздпльского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского – сын Михаил (1318).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Филимонова Татьяна Николаевна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183762


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства