kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия по теме "Информационные процессы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия по информатике на тему "Информационные процессы". В начале занятия приводятся краткие теоретические сведения, далее следуют практические задания. Главной целью занятия служит формирование навыков распознавания и описания информационных процессов в социальных, биологических и технических системах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по теме "Информационные процессы"»












Методическая разработка

занятия



Дисциплина : Информатика и ИКТ

Тема: Информационные процессы.





Подготовил преподаватель

Харченко С.А.





















Тема:

Информационные процессы

Цель:

Формирование навыков распознавания и описания информационных процессов в социальных, биологических и технических системах

Задачи:


Дидактические:

Познакомить студентов с понятием информационные процессы,

показать практическое применение теоретического материала;

научить решать практические задачи, связанные с информационными процессами.

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы студентов; развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека при работе с информацией;развивать такие процессы, как умение обобщать и сравнивать.

Воспитывающие:

Воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;

контроль за ТБ, прививание навыков самостоятельной работы,

привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность

Студенты должны знать:

Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы. Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Распознавание и описание информационных процессов в социальных, биологических и технических системах.

Студенты должны уметь:

Распознавать и описывать информационные процессы

Место проведения:

Компьютерный класс

Продолжительность занятия:

90 минут

Оснащение занятия:

ПК по числу студентов, карты практической работы

Литература:

Михеева Е.В., Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для студ. сред.проф.образования, М.:Издательский центр «Академия», 2006 г.



План проведения занятия:

Этапы занятия (возможно изменение, дополнение и т.д.)

Время

Организационный момент

3 мин

Актуализация ранее усвоенных знаний

2 мин

Объяснение нового материала

15 мин

Формирование способов действия:


А) инструктаж по ТБ, по отработке практических навыков

В) практическая работа за компьютером



50 мин

Закрепление изученного материала

10 мин

Подведение итогов практического занятия

5 мин

Рефлексия

5 мин





  1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию, создание благоприятного психологического климата,

приветствие студентов, проверка готовности к совместной деятельности.

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний (по вопросам):

На протяжении всей своей истории человечество овладевало веществом, энергией и информацией. Целые эпохи в развитии человечества получили название по имени наиболее передовой технологии этой эпохи. Так, “каменный век” - эпоха технологии обработки камня для получения орудия труда, “бронзовый век” - эпоха овладения технологией обработки металла, “век книгопечатания” - эпоха овладения новыми методами распространения информации, “век электричества” - эпоха овладения новыми видами энергии. Еще 20-30 лет назад говорили, что наступил “атомный век”, сейчас все чаще можно услышать о “веке информации” и “веке ЭВМ”.

Вопрос . Подумайте и скажите, пожалуйста, что значит эпоха информации и эпоха ЭВМ?

Вспомните свойства информации.

1. Выберите полную информацию:

в 1 году - 12 месяцев;

встреча назначена на завтра;

сутки – это 24 часа;

отправление поезда в 17 часов.

2. Выберите достоверную информацию:

в кабинете информатики находятся компьютеры;

собака – друг человека;

в квадрате все стороны равны;

урок длится 20 минут.

3. Выберите своевременную и одновременно важную информацию:

контрольная работа по математике состоится завтра;

неделю назад состоялись соревнования по футболу;


  1. Объяснение нового материала.


Общность информационных процессов в живой природе, технике, обществе.

Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.

Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, татарский, английский и др.), на которых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества.

Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека, общества. Человечеством созданы технические устройства – автоматы, работа которых также связана с процессами получения, передачи и хранения информации. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы.

 Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.

Существует три типа информационных процессов:

·                   хранение,

·                   передача

·                   обработка информации.

С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощают в реальные действия, которые преобразовывают окружающий мир.

В зависимости от направлений, по которым пересылается информация, различают каналы связи:

  • симплексный (передача идет только в одном направлении);

  • полудуплексный (в каждый момент времени производится либо передача, либо прием информации);

  • дуплексный (передача и прием информации осуществляются одновременно в двух встречных направлениях).


Мы говорили о том, что информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах. Наиболее общими информационными процессами являются сбор, обработка, хранение, передача и использование информации. На предыдущих уроках мы рассматривали информационные процессы, протекающие в живой и неживой природе, в человеческом обществе. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощают в реальные действия, которые преобразовывают окружающий мир. Но информационные процессы характерны не только для живой и неживой природы. Человечеством созданы технические устройства – автоматы, работа которых также связана с информационными процессами. Как же происходит передача информации в технических системах? На этот вопрос даёт ответ наш урок. Тема урока – «Информационные процессы в технике. Роботы».

Сначала определим, что называют техникой. Согласно словарю, техника (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение) – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники — частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. По мере создания новых орудий труда техника освобождает человека от выполнения различных производственных функций, связанных как с физическим, так и с умственным трудом. После того, как мы поняли, что называют техникой, перейдём к вопросу о том, как протекает передача информации в мире техники.

Наука, которая занимается процессами управления сложных динамических сис­темах (живых организмах или технических устройствах), называется кибернетикой. С точки зрения этой науки, жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связано с про­цессами управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения его параметров. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы. Таким образом, состояние технической системы поддерживается системой управления.

Управление - процесс целенаправленного воздействия на объект, который обеспечивает требуемое поведение или работу.

В любом процессе управления всегда происходит взаимо­действие двух объектов — управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи — информация о состоянии управляемого объекта.

Рассмотрим в качестве примера регулирование темпера­туры в помещении с использованием кондиционера. Управ­ляющим объектом является человек, а управляемым — кон­диционер. В помещении может быть размещен термометр, который сообщает человеку о температуре в помещении (ка­нал обратной связи). При повышении или понижении тем­пературы в помещении за определенные пределы человек включает кондиционер (работает канал прямой связи). Та­ким образом, температура в помещении поддерживается в определенном температурном интервале. Мы можем увидеть, что системы управления встроены во всю современную бытовую технику и обеспечивают функционирование системы управления по заданной программе.

Аналогично можно проанализировать работу человека (управляющий объект) за компьютером (управляемым объ­ектом). Человек с помощью органов чувств (зрения и слуха) получает информацию о состоянии компьютера по каналу обратной связи с помощью устройств вывода информации (монитор, акустические колонки). Эта информация анализи­руется человеком, который принимает решения о тех или иных управляющих действиях, которые по каналу прямой связи с помощью устройств ввода информации (клавиатуры или мыши) передаются компьютеру.

Управление технической системой может выполнять человек или встроенный в техническое устройство микропроцессор. Системы, которые функционируют без участия человека, называют автоматическими. Если человек вместе с техническим устройством участвует в процессе управления, то такую систему называют автоматизированной. Например, компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.

  1. Формирование способов действия:



А) инструктаж по ТБ, по отработке практических навыков

Б) практическая работа за компьютером



Упражнение 1 (работа в парах).

Заполнить таблицу

Пример обработки информации

Входная информация

Правило преобразования

Выходная информация

Таблица умножения




Определение времени полёта рейса «Москва — Ялта»




Отгадывание слова в игре «Поле чудес»




Получение секретных сведений




Постановка диагноза болезни





Упражнение 2(Работа в тетрадях).

Вещество, энергия, информация – основные понятия науки. В каждом из приведенных примеров они передаются, хранятся, либо обрабатываются. Причем эти процессы происходят или в природе, или в обществе, или в технике.


№ п/п

Процесс

В – вещество
Э – энергия
И – информация

П – передача
Х – хранение
О – обработка

П – природа
О – общество
Т – техника

1.

Идет дождь

В

П

П

2.

Именинник получает подарки

В

П

О

3.

Нефть течет по нефтепроводу

 

 

 

4.

Запасы газа находятся под землей

 

 

 

5.

ЛЭП (линия электропередач) в действии

 

 

 

6.

Учитель учит учеников

 

 

 

7.

Переводчик работает на переговорах

 

 

 

8.

Птица вьет гнездо

 

 

 

9.

На складе лежит заряженная батарейка

 

 

 

10.

Светит солнце

 

 

 

11.

Многие животные используют запахи, чтобы отметить свою территорию

 

 

 

12.

В библиотеке хранятся книги

 

 

 


Упражнение 3.

Дана кодовая таблица флажковой азбуки.

Расшифруйте слова и объясните их значение.

1)

2)


  1. Закрепление изученного материала.

Придумать несколько информационных процессов по теме “Моя группа ”.определить, к какому типу информационных процессов он относится.

  1. Подведение итогов занятия.

Что вы узнали на занятии? Повторение основных информационных процессов.

  1. Рефлексия.

Вспомнить цель урока и определить степень ее достижения.

Выставление оценок.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка занятия по теме "Информационные процессы"

Автор: Харченко Светлана Александровна

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257522

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Методическая разработка занятия "Письмо Деду Морозу" "
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-pis-mo-diedu-morozu"
    ["file_id"] => string(6) "235326"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443676794"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методическая разработка занятия на тему: «Создание фантазийных цветов в технике «Квиллинг»»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_zaniatiia_na_temu_sozdanie_fantaziinykh_tsvetov_v_tekh"
    ["file_id"] => string(6) "512764"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1559155531"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Методическая разработка занятия по теме "Просмотр и обсуждение фрагментов уроков, подготовленных студентами по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_zaniatiia_po_teme_prosmotr_i_obsuzhdenie_fragmentov_ur"
    ["file_id"] => string(6) "618384"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1669340505"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "методическая разработка по теме "Тела вращения" "
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-tiela-vrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139630"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417767862"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства