kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия по теме "Просмотр и обсуждение фрагментов уроков, подготовленных студентами по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие по теме «Просмотр и обсуждение фрагментов уроков, подготовленных студентами по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20» относится к теме «Арифметические действия с целыми неотрицательными числами и методика их изучения» раздела «Преподавание  математики по программам начального общего образования в начальных классах» программы профессионального модуля ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования. На изучение темы отведено 2 часа.

Тема урока актуальна, является фундаментальной темой при изучении математики в начальной школе. В соответствии с требованиями стандарта результатом изучения сложения и вычитания целых неотрицательных чисел в пределах 20 должны явиться формирование осознанной самостоятельной вычислительной деятельности ребёнка, а также знание наизусть результатов сложения и вычитания. Для наилучшего достижения соответствующих результатов учитель должен в полном объеме владеть знаниями теоретических основ, лежащих в основе указанных выше случаев сложения и вычитания, а также освоить умение подготовить детей к изучению темы, грамотно объяснить и закрепить изученный материал.

Новизна опыта связана с использованием активных и интерактивных методов обучения, информационно-коммуникационных технологий.

Организация и содержание урока соответствует инновационному опыту работы по проектированию учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС СПО в цифровом образовательном процессе. Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ.

Организация на занятии деловой игры, при которой моделируется ситуация реального урока и обучающимся отводится роль учителя, позволяет сделать процесс обучения более продуктивным, наглядным, поисковым, творческим.  Целесообразность использования компьютерной презентации заключается в возможности акцентировать внимание группы на ключевых вопросах темы и демонстрации нового материала детям младшего школьного возраста.

Для рациональной организации урока на этапе учебного действия используется групповая работа: каждая группа работает по определенному заданию, результаты работы подлежат защите. Данная форма организации деятельности обучающихся показывает возможность альтернативного выбора в использовании педагогических методов, приемов и средств: просто изложить систематизированный материал или преподнести его в творческой форме (с использованием элементов театрализации, моделирование реальной ситуации и т.д.). Такой подход дает возможность обучающимся нешаблонно мыслить, находить новые решения.

Использование различных приемов обучения способствует повышению мотивации к учебной деятельности. Постановка и решение проблемы урока дает возможность активизировать мыслительную деятельность обучающихся, прививать интерес к предмету.

Урок предназначен для обучающихся 3 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Методическая разработка предназначена для преподавателей СПО курса «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по теме "Просмотр и обсуждение фрагментов уроков, подготовленных студентами по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20»»

Областное государственное бюджетное профессиональное учреждение «Сенгилеевский педагогический техникум»





Методическая разработка урока по учебной дисциплине






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по учебной дисциплине МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Тема: «Просмотр и обсуждение фрагментов уроков, подготовленных студентами по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20»»






Разработчик:

Дмитриева Анна Александровна,

преподаватель математики и информатики















г. Сенгилей

2022


Содержание



Пояснительная записка …………………………………................................

3


План урока …………………………………………………………………….

6


Технологическая карта урока ………………………………………………...

8


Перечень используемой литературы…………………………………………

16













































Пояснительная записка


Практическое занятие по теме «Просмотр и обсуждение фрагментов уроков, подготовленных студентами по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20» относится к теме «Арифметические действия с целыми неотрицательными числами и методика их изучения» раздела «Преподавание математики по программам начального общего образования в начальных классах» программы профессионального модуля ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования. На изучение темы отведено 2 часа.

Тема урока актуальна, является фундаментальной темой при изучении математики в начальной школе. В соответствии с требованиями стандарта результатом изучения сложения и вычитания целых неотрицательных чисел в пределах 20 должны явиться формирование осознанной самостоятельной вычислительной деятельности ребёнка, а также знание наизусть результатов сложения и вычитания. Для наилучшего достижения соответствующих результатов учитель должен в полном объеме владеть знаниями теоретических основ, лежащих в основе указанных выше случаев сложения и вычитания, а также освоить умение подготовить детей к изучению темы, грамотно объяснить и закрепить изученный материал.

Новизна опыта связана с использованием активных и интерактивных методов обучения, информационно-коммуникационных технологий.

Организация и содержание урока соответствует инновационному опыту работы по проектированию учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС СПО в цифровом образовательном процессе. Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ.

Организация на занятии деловой игры, при которой моделируется ситуация реального урока и обучающимся отводится роль учителя, позволяет сделать процесс обучения более продуктивным, наглядным, поисковым, творческим. Целесообразность использования компьютерной презентации заключается в возможности акцентировать внимание группы на ключевых вопросах темы и демонстрации нового материала детям младшего школьного возраста.

Для рациональной организации урока на этапе учебного действия используется групповая работа: каждая группа работает по определенному заданию, результаты работы подлежат защите. Данная форма организации деятельности обучающихся показывает возможность альтернативного выбора в использовании педагогических методов, приемов и средств: просто изложить систематизированный материал или преподнести его в творческой форме (с использованием элементов театрализации, моделирование реальной ситуации и т.д.). Такой подход дает возможность обучающимся нешаблонно мыслить, находить новые решения.

Использование различных приемов обучения способствует повышению мотивации к учебной деятельности. Постановка и решение проблемы урока дает возможность активизировать мыслительную деятельность обучающихся, прививать интерес к предмету.

Урок предназначен для обучающихся 3 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Методическая разработка предназначена для преподавателей СПО курса «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания».


Автор разработки урока

Дмитриева Анна Александровна, преподаватель математики и информатики ОГБПОУ «Сенгилеевский педагогический техникум»

Авторский медиапродукт

Компьютерная презентация:


№ слайда

Тема слайда

1.

Тема урока

2.

Цель и задачи урока

3.

Проблема урока

4.

Работа в группах

5.

Решение проблемы урока. Продолжите фразу «Хороший урок математики – это урок, на котором …


Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебник «Математика в начальной школе. Методика обучения» А.В.Белошистая. М: ИНФРА-М, 2022 г.

  2. Методика обучения математики в 1-3 классах. Пособие для учителя. М.И.Моро, А.М.Пышкало. М., «Просвещение», 1978г.

  3. Методика преподавания арифметики в начальной школе. Пособие для учителей. А.С.Пчелко. Москва, 1951г.

  4. Методика преподавания математики в начальных классах. М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. М., «Просвещение», 1984г.

  5. Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро и др. («Школа России») Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. М.: BAKO, 2020г.

Тип учебного занятия

Практическое занятие

Формы и методы обучения

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковые, наглядные, стимулирования и мотивации учебной деятельности, активные и интерактивные.

Образовательные технологии

Технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающая технология.

Оборудование урока

  1. Компьютеры с подключением к сети Интернет;

  2. мультимедийный проектор, экран;

  3. тексты заданий для групп;

  4. ватман, маркеры (по необходимости)



План урока


Автор-разработчик

Дмитриева А.А.


Специальность

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Учебный цикл

Профессиональный модуль

Учебная дисциплина/МДК

МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Требования к результатам освоения дисциплины/МДК

Освоенные умения

Усвоенные знания

  • наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

  • определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

  • использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

  • использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в образовательном процессе;

  • осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам.

  • воспитательные возможности урока в начальной школе;

  • методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках;

  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

  • задачи и последовательность изучения темы, вычислительные приемы, таблицы сложения и вычитания.

Раздел

Раздел № 2.

Преподавание математики по программам начального общего образования в начальных классах

472 часа

Тема

Тема № 4.4.

Арифметические действия с целыми неотрицательными числами и методика их изучения

100 часов

Уровень освоения

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Тема практического занятия

Просмотр и обсуждение фрагментов уроков, подготовленных студентами по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20»

Тип учебного занятия

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Формы и методы обучения

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковые, наглядные, стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Образовательные технологии

Технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающая технология

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Углубление научно-теоретических знаний, овладение методами и приемами ведения уроков по изучению сложения и вычитания в пределах 20 (этапы подготовки, ознакомления и закрепления изученного материала).

Формирование практических приемов ведения урока с использованием различных методов, приемов и средств обучения (в том числе средств ИКТ).

Содействовать формированию осознанного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности





Технологическая карта урока

Этапы урока


Дидактические задачи


Деятельность преподавателя


Деятельность обучающихся


Методы, приёмы обучения


Средства организации деятельности


Формы

организации

деятельности

(Ф-фронтальна

я, И-индивидуа

льная,

П-парная,

Г-групповая)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Организационно-мотивационный этап

Организационный момент

Проверить готовность обучающихся к уроку, определить их настрой на работу

Приветствует группу, проверяет готовность к уроку

Приветствуют преподавателя,

проверяют

свою

готовность к

уроку

Прием «Рапортичка»


Ф




Мотивация

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Создает условия для обеспечения

мотивации

учения обучающихся, принятие ими

целей урока

Высказывают суждение

значимости данной темы

для личностного развития


Прием «Оратор»


Ф


Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и другими обучающимися

Стремление к самовыражению


Постановка целей

Организовать подведение обучающихся к формулировке и постановке задач урока

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого они формулируют цель, задачи урока

Называют тему урока и цель, предлагают пути достижения цели.

Прием «Привлекательная цель»


Ф


Планирование собственных действий

Сотрудничество ради достижения цели

  1. Этап организации учебно-познавательной деятельности по получению нового опыта

(актуализация знаний, ознакомление с практическим применением знаний, умений)

Актуализация знаний, субъектного опыта обучающихся

Подготовка обучающихся к работе, восприятию нового материала, «пробуждения» имеющихся знаний; возбуждение интереса к получению «нового» знания.

Моделирование учебно-проблемной ситуации, которая подводит детей к вопросам, предстоящим к изучению

Планируют учебную деятельность на урок.

Осознают

практическую

ценность изучаемого

материала.

Прием «Я - учитель»


Ф


Формулирование собственной методики

Формирование ценностных ориентиров учебной деятельности

Практическая работа

Обеспечить

восприятие,

осмысление и

первичное

усвоение уч-ся

изучаемого

материала.

Организует работу групп. Знакомит с порядком работы.

Консультирует группы в процессе работы над заданиями.

Задает уточняющие вопросы при ответах групп.


Задание 1

(см. Приложение 1)











Задание 2 – создание презентации










Задание 3 – демонстрация фрагментов урока с использованием средств ИКТ









Предлагает обсудить проблему: как продуктивнее организовать уроки изучения вычислительных приемов

сложения и вычитания в пределах 20.

Анализируют учебное содержание темы. Готовят отчет по анализу.










Читают и анализируют материалы учебника математики. По плану составляют фрагменты урока обучения вычислительному приему.


Читают материалы учебника. Составляют презентацию к своему фрагменту урока с использованием средств ИКТ.


Смотрят фрагменты урока, анализируют, высказывают свои замечания после демонстрации, предлагают свои варианты решения проблемных ситуаций.

Методы проблемно-поисковые, наглядные, стимулирования и мотивации учебной деятельности, деловая игра

Учебники математики 1, 2 класс УМК «Школа России», компьютер с выходом в интернет, компьютерная презентация

Ф, Г

Знают порядок изучения вычислительных приемов, темы, задачи, предметные результаты, теоретическую основу вычислительных приемов

Умение ясно, логично и точно излагать тему, задачи, предметные результаты, пользоваться математической терминологией, четко формулировать задания и вопросы. Умение использовать средства информационных и коммуникационных тех­нологий для решения задач урока

Осознание и формулирование своих

стратегических целей саморазвития – выбора жизненной

стратегии (профессиональной,

личностной)

  1. Рефлексивный этап

Контроль усвоения

1.

Обеспечить повышение

уровня

осмысления

изученного

материала,

глубины его

понимания

Организует выполнение тестового задания. Организует проверку выполнения.

Выполняют проверочные задания «Вставь пропущенные слова, допиши фразу». Проводят самопроверку, рефлексию. (Приложение 2).

Методы

контроля и

самоконтроля


И

Умение применять полученные знания

при выполнении заданий, корректировать свои действия, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Планирование собственных действий в соответствии с задачей этапа урока

Формирование позитивной адекватной самооценки

Этап подведения итогов

Дать

качественную

оценку работы

группы и

отдельных обучающихся

Подводит итоги работы группы, отдельных учащихся.

Соотносят цель и полученный результат, дают оценку успешности ее достижения

Прием «Телеграмма»


Ф, И


Проявляют интерес к результату своей познавательной

деятельности

Восприятие оценки преподавателя

Рефлексия

1.Инициировать

рефлексию обучающихся

по поводу своего

психоэмоционального

состояния,

мотивации своей

деятельности и

взаимодействия с

преподавателем и

другими обучающимися.

2.Обеспечить

усвоение обучающимися

принципов

саморегуляции и

сотрудничества.

Мобилизирует обучающихся на рефлексию

своей деятельности по изучению учебного материала



Осмысливают свои

действия, дают им оценку и

самооценку; выявляют трудности и пути их устранения, отмечают собственные успехи и успехи группы



Прием «Самооцека»

Ф, И



Умение выражать свои мысли, оценивать качество своей и общей учебной деятельности

Восприятие оценки преподавателя, самоуважение














Приложение 1.

Задания для 1 группы


Составить фрагмент урока ознакомления с вычислительным приемом вида 10+7, 17-10, 17-7.



Задания для 2 группы


Составить фрагмент урока ознакомления с общим приемом сложения с переходом через десяток в пределах 20 (9+4).



Задания для 3 группы


Составить фрагмент урока ознакомления с общим приемом вычитания с переходом через десяток в пределах 20 (15-7).



Приложение 2.


Вставь пропущенные слова, допиши фразы:



  1. Числа второго десятка – это _________________________________________________. Все они ___________________________, т.к. для их записи используется два знака.

Первая цифра справа обозначает количество _________________, вторая цифра справа обозначает количество ____________________.



  1. Тему «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание» по УМК «Школа России» учащиеся начальной школы изучают в _____________ классе.



  1. Изучение темы «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание» направлено на решение следующих задач:

  1. _________________ вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 10;

  2. _________________ приемам сложения и вычитания, основанным на знаниях нумерации чисел в пределах 20;

  3. сформировать умение выполнять сложение двузначного и однозначного чисел, вычитание из двузначного числа однозначного без перехода через _________________;

  4. _________________ вычислительным приемам сложения и вычитания с переходом через разряд.



  1. В рамках темы «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание» рассматриваются следующие случаи сложения и вычитания:

  1. сложение и вычитание на основе знания ___________________;

  2. сложение и вычитание без _______________________________;

  3. сложение и вычитание с _________________________________.



  1. Приведите 3 примера на сложение на основе знания нумерации чисел второго десятка:

1) _____________________________________

2) _____________________________________

3) _____________________________________



  1. Приведите 3 примера на вычитание на основе знания нумерации чисел второго десятка:

1) _____________________________________

2) _____________________________________

3) _____________________________________



  1. Приведите 3 примера на сложение с переходом через разряд в пределах 20:

1) _____________________________________

2) _____________________________________

3) _____________________________________



  1. Приведите 3 примера на вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд в пределах 20:

1) _____________________________________

2) _____________________________________

3) _____________________________________





  1. Распишите, как учащиеся выполняют сложение 12+4

__________________________________________________________________________



  1. Распишите, как учащиеся выполняют вычитание 20-8

__________________________________________________________________________






Перечень используемой литературы


  1. Учебник «Математика в начальной школе. Методика обучения» А.В.Белошистая. М: ИНФРА-М, 2022 г.

  2. Методика обучения математики в 1-3 классах. Пособие для учителя. М.И.Моро, А.М.Пышкало. М., «Просвещение», 1978г.

  3. Методика преподавания арифметики в начальной школе. Пособие для учителей. А.С.Пчелко. Москва, 1951г.

  4. Методика преподавания математики в начальных классах. М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. М., «Просвещение», 1984г.

  5. Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро и др. («Школа России») Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. М.: BAKO, 2020г.

  6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 2010 г.

  7. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2011 г.

  8. Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М. 2010 г.

  9. Зайцев В.С. Современный урок в условиях реализации Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования: учебно-методическое пособие. Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А.Миллера», 2018 г.

  10. Прядильникова О.В. Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО: учебное пособие. Уфа, 2016 г.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Дмитриева Анна Александровна

Дата: 25.11.2022

Номер свидетельства: 618384


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства