Тема «Метода координат»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.Тема изучения «Метода координат» - очень увлекательное занятие! Сколько интересного можно узнать благодаря этому методу. Привлекая школьников к изучению данного материала, мы открываем для них новый мир. Ребятам особенно интересно рисовать рисунки по координатам. Они учатся понимать, что из точек и соединяющих их линий можно изображать предметы, животных, растения и даже целые сюжеты.
Новизна.Урок демонстрируется с помощью интерактивной доски и программы SMARTNotebook.
Цели урока: Углубить представление учащихся о формах представления информации.
Задачи:
- Познакомить учащихся с методом координат – одним из способов кодирования графической информации в виде чисел.
- Сформировать понятия системы координат и координаты точки.
- Развивать умение переносить знания из одной области в другую; развивать логическое мышление.
- Воспитывать аккуратность, настойчивость и целеустремлённость в достижении поставленной цели, умение слушать собеседника.
Механизм.
1 Организационный момент. (2 мин.)
2Обобщение материала предыдущего урока. (5 мин.)
3Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)
4Изучение нового материала.(8 мин.)
5Закрепление изученного материала.(8 мин.)
6Физкультминутка.(2 мин.)
7Практическая часть.(10 мин.)
8Задание на дом(3 мин.)
9Подведение итогов(5 мин.)
Продолжительность реализации разработки – 1 урок (45 минут).
Ожидаемые результаты – пополнение знаний о принципах кодирования графической информации на примере построения графического изображения на координатной плоскости.
Для проверки полученных знаний и их закрепления в заключение урока школьникам предлагается ответить на вопросы и выполнить практическое задание на ПК.
Разработка будет полезнадля учителей математики (построение прямых на плоскости), географии (определение широты и долготы).
Перспектива дальнейшего развития. Есть много различных заданий, которые можно использовать при изучении данной темы, но они не вошли в школьные учебники и методические пособия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ход занятия
Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку.
Слайд 1
титульный
Тема нашего урока «Метод координат». Метод координат – это один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел. Данный метод используется при игре в шахматы, морской бой и даже тогда когда вы садитесь на урок за парты.
Слайд 2
(ответ скрыт и открывается при помощи перетаскивания за снеговика)
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся со снеговиком Гошей. Как- то он гулял и увидел на снегу таблицу с какими-то надписями. Ему стало интересно, что здесь записано. Сейчас ваша задача – показать, как вы усвоили материал прошлого урока. Вспомните, с каким понятием вы познакомились на предыдущем уроке? (Кодирование)
Давайте поможем снеговику Гоше расшифровать предложение. (Прямоугольная система координат).
Слайд 3
Сегодня рассмотрим прямоугольную систему координат, которую ещё называют декартовой в честь французского математика Рене Декарта.
Слайд 4
(видео показ)
Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (“ноль”). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки. В данном случае у нас получилось, что точка А имеет координаты (5,4).
Слайд 5
(ответы открываются при нажатии на буквы А, В и С)
А сейчас вместе со снеговиком Гошей попробуем определить координаты точек А, В и С. У вас на столах лежат карточки с прямоугольной системой координат, отметьте данные точки на ваших карточках. Приложение 1
Давайте проверим, как вы усвоили материал. (Проверка с результатами на доске).
Слайд 6
(ответ скрыт и открывается при помощи перетаскивания за снежинку)
Гоша приготовил еще одно задание: необходимо соединить попарно найденные точки и определить, какая получится фигура. Приложение 1(Выполняют задание на карточках.Проверка производится с результатами на доске).
Какая получилась фигура? (Треугольник).
Слайд 7
(ответы открываются при нажатии на снежки)
Гоше так понравился данный метод, что он хотел показать, чему он научился. Но вот незадача он нарисовал квадрат, но кто-то засыпал координаты снегом. Не оставлять же его в беде, давайте поможем ему восстановить надписи. (Ребята отвечают, поднимая руку).
Ответы: А(2,7), В(7,7), С(7,2), Д(2,2).
Слайд 8
Гоша так вам благодарен, что решил вас отблагодарить и показать вместе со своими друзьями-снеговиками несколько упражнений для вашего здоровья.
Слайд 9
Первое упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук – «рывки руками».
Слайд 10
Второе упражнение для снятия напряжения с мышц туловища – «повороты в сторону».
Слайд 11
Третье упражнение для глаз – «посмотреть на право-на лево».
Слайд 12
Существует множество компьютерных программ, в которых можно рисовать по координатам. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из них.Приложение 2(Учитель объясняет, как работать в программе, затем ученики садятся за компьютеры и выполняют задания по карточкам).
Слайд 14
Молодцы, ребята! Друг Гоши Кеша записал для вас на доске домашнее задание, запишите его, пожалуйста. (Записывают домашнее задание). Те, кто не знаком с игрой «Морской бой» могут познакомиться с ней в §3.7 и поиграть дома с друзьями.
Слайд 15
(Учитель открывает-стирает вопросы по одному с помощью функции ластик)
Давайте вспомним, что мы сегодня узнали. (Отвечают на приведенные, на доске вопросы).
Слайд 16
А теперь ребята давайте вместе подведем итог урока, вы сейчас будете выходить по одному и из корзинки доставать смайлик и вешать его на елочку настроения. Красный смайлик – «Все отлично я все понял, мне было интересно!», зеленый – «Все хорошо, но хотелось, чтобы уроки проходили интереснее», синий – «Я ничего не понял, мне было неинтересно и скучно» (В конце класс смотрит на елочку и оценивает, как прошел урок).
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе урока углубляется представление учащихся о формах представления информации. Ребята узнают о методе координат, который является еще одним из способов кодирования графической информации в виде чисел. Освоив данный метод, ученики начинают видеть связь красоты и математики.
Применение такого подхода в процессе обучения дает свои плоды – уроки для ребят более интересны и красивы. Использование компьютера при выполнении заданий придает еще большую привлекательность его познавательной деятельности.
В дальнейшем ученики сами могут выбирать задания в соответствии со своими способностями и познавательными интересами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Информатика: Учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Уроки информатики в 5-7 классах : методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2007.
- http://images.yandex.ru/ - картинки, анимации.
- http://www.zapisnyh.narod.ru/dwnld.htm - приложение для компьютерного практикума.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.Карточка для практической работы.
Приложение 2. Карточки для компьютерного практикума.
Вариант 1. Отметь на координатной плоскости точки, и соедините их последовательно:
1(2, 1), 2(1, 2), 3(2, 3), 4(3, 3), 5(2, 2), 6(5, 2), 7(5, 3), 8(4, 3), 9(4, 4), 10(11,4), 11(11, 3),
12(10, 3), 13(10, 2), 14(11,2), 15(11, 1), 16(2, 1).
Определите что изображено на рисунке.
Вариант 2. Отметь на координатной плоскости точки, и соедините их последовательно:
1(4, 1), 2(4, 3), 3(1, 6), 4(1, 8), 5(3, 8), 6(4, 7), 7(4, 10), 8(7, 12), 9(10, 10), 10(10,1), 11(4, 1).
Определите что изображено на рисунке.
Ответы к компьютерному практикуму:
Вариант 1 – «САНКИ»
Вариант 2 – «ВАРЕЖКА»
Просмотр содержимого документа
«konkursnaya_rabota»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Игринская средняя общеобразовательная школа №2
| |
ТЕМА | Метод координат |
ПРЕДМЕТ | Информатика и ИКТ |
КЛАСС | 5 |
Тронина Надежда Викторовна
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Тема изучения «Метода координат» - очень увлекательное занятие! Сколько интересного можно узнать благодаря этому методу. Привлекая школьников к изучению данного материала, мы открываем для них новый мир. Ребятам особенно интересно рисовать рисунки по координатам. Они учатся понимать, что из точек и соединяющих их линий можно изображать предметы, животных, растения и даже целые сюжеты.
Новизна. Урок демонстрируется с помощью интерактивной доски и программы SMART Notebook.
Цели урока: Углубить представление учащихся о формах представления информации.
Задачи:
Познакомить учащихся с методом координат – одним из способов кодирования графической информации в виде чисел.
Сформировать понятия системы координат и координаты точки.
Развивать умение переносить знания из одной области в другую; развивать логическое мышление.
Воспитывать аккуратность, настойчивость и целеустремлённость в достижении поставленной цели, умение слушать собеседника.
Механизм.
1 | Организационный момент. | (2 мин.) |
2 | Обобщение материала предыдущего урока. | (5 мин.) |
3 | Сообщение темы и цели урока. | (2 мин.) |
4 | Изучение нового материала. | (8 мин.) |
5 | Закрепление изученного материала. | (8 мин.) |
6 | Физкультминутка. | (2 мин.) |
7 | Практическая часть. | (10 мин.) |
7 | Задание на дом | (3 мин.) |
8 | Подведение итогов | (5 мин.) |
Продолжительность реализации разработки – 1 урок (45 минут).
Ожидаемые результаты – пополнение знаний о принципах кодирования графической информации на примере построения графического изображения на координатной плоскости.
Для проверки полученных знаний и их закрепления в заключение урока школьникам предлагается ответить на вопросы и выполнить практическое задание на ПК.
Разработка будет полезна для учителей математики (построение прямых на плоскости), географии (определение широты и долготы).
Перспектива дальнейшего развития. Есть много различных заданий, которые можно использовать при изучении данной темы, но они не вошли в школьные учебники и методические пособия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ход занятия
| Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. |
Слайд 1 титульный | Тема нашего урока «Метод координат». Метод координат – это один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел. Данный метод используется при игре в шахматы, морской бой и даже тогда когда вы садитесь на урок за парты. |
Слайд 2 (ответ скрыт и открывается при помощи перетаскивания за снеговика) | Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся со снеговиком Гошей. Как- то он гулял и увидел на снегу таблицу с какими-то надписями. Ему стало интересно, что здесь записано. Сейчас ваша задача – показать, как вы усвоили материал прошлого урока. Вспомните, с каким понятием вы познакомились на предыдущем уроке? (Кодирование) Давайте поможем снеговику Гоше расшифровать предложение. (Прямоугольная система координат). |
Слайд 3 | Сегодня рассмотрим прямоугольную систему координат, которую ещё называют декартовой в честь французского математика Рене Декарта. |
Слайд 4 (видео показ) | Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (“ноль”). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки. В данном случае у нас получилось, что точка А имеет координаты (5,4). |
Слайд 5 (ответы открываются при нажатии на буквы А, В и С) | А сейчас вместе со снеговиком Гошей попробуем определить координаты точек А, В и С. У вас на столах лежат карточки с прямоугольной системой координат, отметьте данные точки на ваших карточках. Приложение 1 Давайте проверим, как вы усвоили материал. (Проверка с результатами на доске). |
Слайд 6 (ответ скрыт и открывается при помощи перетаскивания за снежинку) | Гоша приготовил еще одно задание: необходимо соединить попарно найденные точки и определить, какая получится фигура. Приложение 1 (Выполняют задание на карточках. Проверка производится с результатами на доске). Какая получилась фигура? (Треугольник). |
Слайд 7 (ответы открываются при нажатии на снежки) | Гоше так понравился данный метод, что он хотел показать, чему он научился. Но вот незадача он нарисовал квадрат, но кто-то засыпал координаты снегом. Не оставлять же его в беде, давайте поможем ему восстановить надписи. (Ребята отвечают, поднимая руку). Ответы: А(2,7), В(7,7), С(7,2), Д(2,2). |
Слайд 8 | Гоша так вам благодарен, что решил вас отблагодарить и показать вместе со своими друзьями-снеговиками несколько упражнений для вашего здоровья. |
Слайд 9 | Первое упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук – «рывки руками». |
Слайд 10 | Второе упражнение для снятия напряжения с мышц туловища – «повороты в сторону». |
Слайд 11 | Третье упражнение для глаз – «посмотреть на право-на лево». |
Слайд 12 | Существует множество компьютерных программ, в которых можно рисовать по координатам. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из них. Приложение 2 (Учитель объясняет, как работать в программе, затем ученики садятся за компьютеры и выполняют задания по карточкам). |
Слайд 14 | Молодцы, ребята! Друг Гоши Кеша записал для вас на доске домашнее задание, запишите его, пожалуйста. (Записывают домашнее задание). Те, кто не знаком с игрой «Морской бой» могут познакомиться с ней в §3.7 и поиграть дома с друзьями. |
Слайд 15 (Учитель открывает-стирает вопросы по одному с помощью функции ластик) | Давайте вспомним, что мы сегодня узнали. (Отвечают на приведенные, на доске вопросы). |
Слайд 16 | А теперь ребята давайте вместе подведем итог урока, вы сейчас будете выходить по одному и из корзинки доставать смайлик и вешать его на елочку настроения. Красный смайлик – «Все отлично я все понял, мне было интересно!», зеленый – «Все хорошо, но хотелось, чтобы уроки проходили интереснее», синий – «Я ничего не понял, мне было неинтересно и скучно» (В конце класс смотрит на елочку и оценивает, как прошел урок). |
| Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе урока углубляется представление учащихся о формах представления информации. Ребята узнают о методе координат, который является еще одним из способов кодирования графической информации в виде чисел. Освоив данный метод, ученики начинают видеть связь красоты и математики.
Применение такого подхода в процессе обучения дает свои плоды – уроки для ребят более интересны и красивы. Использование компьютера при выполнении заданий придает еще большую привлекательность его познавательной деятельности.
В дальнейшем ученики сами могут выбирать задания в соответствии со своими способностями и познавательными интересами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Уроки информатики в 5-7 классах : методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2007.
http://images.yandex.ru/ - картинки, анимации.
http://www.zapisnyh.narod.ru/dwnld.htm - приложение для компьютерного практикума.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Карточка для практической работы.
Приложение 2. Карточки для компьютерного практикума.
Вариант 1. Отметь на координатной плоскости точки, и соедините их последовательно:
1(2, 1), 2(1, 2), 3(2, 3), 4(3, 3), 5(2, 2), 6(5, 2), 7(5, 3), 8(4, 3), 9(4, 4), 10(11,4), 11(11, 3),
12(10, 3), 13(10, 2), 14(11,2), 15(11, 1), 16(2, 1).
Определите что изображено на рисунке.
Вариант 2. Отметь на координатной плоскости точки, и соедините их последовательно:
1(4, 1), 2(4, 3), 3(1, 6), 4(1, 8), 5(3, 8), 6(4, 7), 7(4, 10), 8(7, 12), 9(10, 10), 10(10,1), 11(4, 1).
Определите что изображено на рисунке.
Ответы к компьютерному практикуму:
Вариант 1 – «САНКИ»
Вариант 2 – «ВАРЕЖКА»