kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Методическая разработка урока по теме "Алгоритмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии.

Алгоритмическое мышление – искусство размышлять, умение планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.

Понятие алгоритма ценно не только практическим использованием, оно имеет важное общеобразовательное и мировоззренческое значение. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

    • целеустремленность и сосредоточенность;
    • объективность и точность;
    • логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;
    • умение чётко и лаконично выражать свои мысли;
    • правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения;
    • быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

Цели урока:

  1. Образовательные:

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Алгоритмы"»

Тема урока: Алгоритм №1

Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии.

Алгоритмическое мышление – искусство размышлять, умение планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.

Понятие алгоритма ценно не только практическим использованием, оно имеет важное общеобразовательное и мировоззренческое значение. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

    • целеустремленность и сосредоточенность;

    • объективность и точность;

    • логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;

    • умение чётко и лаконично выражать свои мысли;

    • правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения;

    • быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

Цели урока:

  1. Образовательные:

    • организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов, их свойств, видов, способов описания;

    • рассмотреть понятие исполнителя и системы команд исполнителя;

    • научить записывать алгоритм, определять наличие алгоритмов в школьных предметах: биология, математика, русский язык;

    • познакомить с примерами алгоритмов в жизни, алгоритмическим способом решения задач, закрепить полученные знания с помощью теста, развивать навыки самоконтроля;

    • приобретение навыков графического описания алгоритмов в текстовом процессоре Word.

  1. Развивающие:

    • развивать логическое мышление, память, внимание,

    • развивать познавательный интерес, интерес к предмету;

    • развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать и анализировать, абстрагироваться, синтезировать знания, полученные на различных предметах;

    • развитие алгоритмического мышления, навыков работы на компьютере;

    • активизация творческой деятельности учащихся;

    • развивать умение выполнять алгоритм по шагам.

  1. Воспитательные:

    • воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни;

    • чувство товарищества, взаимовыручки;

    • коммуникативные качества, умение слушать, культуру речи и общения;

    • культуру межличностных взаимоотношений, аккуратность в работе, трудолюбие;

    • воспитывать  аккуратность, точность;

    • воспитывать  информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость;

    • показать связь данной темы с практикой;

    • воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Межпредметные связи: математика, биология, литература.

План урока:

  1. Орг. момент 2 мин

  2. Постановка цели урока 2 мин

  3. Актуализация опорных знаний + изучение нового материала 30 мин

  4. Первичное закрепление 10 мин

  5. Итоги урока 3 мин.

ХОД УРОКА


  1. Орг. момент

  2. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы начнём изучение большого раздела, и вначале рассмотрим 1-ую тему в нём, напишем тест по этой теме и на 2-ом часе напишем с/р. в Word.

  1. Актуализация опорных знаний + изучение нового материала

Презентация

Тема урока: «Алгоритм»

Зачем нужны программы?

Какие есть виды программ?

И все эти виды ПО создаются с помощью …

Для того чтобы создать программу, надо научиться программированию, а для этого сначала надо составить алгоритм решения задачи.

Составление алгоритма - один из важнейших этапов решения задач на компьютере. О том, что такое алгоритмы, какими общими свойствами они обладают и как исполняются, мы и поговорим на этом уроке.

История появления алгоритмов

Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика.

Слово «алгоритм» пришло с Востока, в результате перевода с арабского на европейские языки имени великого ученого IX века Аль-Хорезми, который изложил правила математических действий над числами в позиционной десятичной системе счисления.

В 1983 году отмечалось 1200-летие со дня рождения одного из величайших ученых Средней Азии и средневекового Востока Мухамада ибн Мусы аль-Хорезми. Он написал ряд трактатов по арифметике и алгебре, в том числе книгу "Арифметика индусскими цифрами" – о счете с помощью десяти цифр и правилах арифметических действий с числами.

Имя ученого аль-Хорезми превратилось в понятие algorithmi, первоначально обозначавшее десятичную систему исчисления и правила арифметических действий в этой системе. Отсюда и возник современный научный термин "алгоритм".

Таким образом, понятие алгоритм возникло много раньше появления ЭВМ. В то же время можно смело утверждать, что алгоритмы и алгоритмические процессы неотделимы от нашей жизни.

Понятие алгоритма

Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы научить кого-нибудь открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. То же потребуется и при указании маршрута поездки.

Сравним эти алгоритмы. На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Одно дело – открывать дверь, другое – ехать в гости. Но если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего, это строгий порядок выполнения действий.


К не понимает на нашем языке, для него надо писать программу на доступном ему языке.

В своей жизни мы встречаемся с различными практическими задачами: например, приготовление чая, решение уравнения, покупка продуктов и т.д. при решении любой задачи человек выполняет некоторую последовательность действий.

Давайте вспомним, где вы уже встречались с алгоритмами?

На информатике (этапы решения задач), на математике (решение уравнения) и т.д.

Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах деятельности человека (кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач...). Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь, механически. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Но чтобы научить этому малыша, придётся четко разъяснить и сами эти действия и порядок их выполнения:

1. Достать ключ из кармана.

2. Вставить ключ в замочную скважину.

3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.

4. Вынуть ключ.

Эту последовательность действий может выполнить каждый из вас, она и называется алгоритмом.

Алгоритм – это понятное и точное предписание, ведущее от исходных данных к получению результата.

Задача составления алгоритма не имеет смысла, если не известны или не учитываются возможности его исполнителя, ведь выполнимость алгоритма зависит от того, какие действия может совершить исполнитель (СКИ – система команд исполнителя).

Например, прочесть алгоритм решения уравнения сможет и первоклассник, а выполнить его, конечно же, нет.

С другой стороны, малыш трех лет не сможет прочесть правила (алгоритм) поведения за столом во время еды, но выполнить их сможет, если ему о них рассказать и показать, что они обозначают.

Команда алгоритма правильна, если исполнитель ее понял и умеет выполнить.

Исполнитель алгоритма

Кто может являться исполнителем алгоритмов?

В качестве исполнителя алгоритмов можно рассматривать человека, любые технические устройства, среди которых особое место занимает компьютер. Компьютер может выполнять только точно определенные операции, в отличии от человека, получившего команду: «Купи чего-нибудь вкусненького» и имеющего возможность сориентироваться в ситуации.

А теперь подумайте, приведенные вами примеры  алгоритмов сможет выполнить  любой человек?

Нет, алгоритм решения кв. уравнения не сможет выполнить млад. школьник.

То есть, какой можно сделать вывод?

Алгоритм может выполнить тот, кто понимает все его команды и может их выполнить.

Т.о., мы видим, что алгоритм не имеет смысла, если неизвестны или не учитываются возможности того, кто будет исполнять этот алгоритм, то есть возможности исполнителя. Поэтому нам потребуется еще одно определение «Система Команд Исполнителя».

Рассмотренные нами алгоритмы составлены для исполнения человеком. Но человек далеко не единственный возможный исполнитель алгоритмов. Все живые существа и даже отдельные клетки исполняют различные алгоритмы. Способны на это и созданные человеком устройства – роботы-манипуляторы и станки с программным управлением. Но прежде чем составлять алгоритм решения задачи, нужно узнать, какие действия предполагаемый исполнитель способен выполнить.

Поясним сказанное на примере. Допустим, нужно решить квадратное уравнение.

Десятикласснику требуется минимум инструкций, потому что он уже знает способ решения.

Восьмикласснику понадобятся намного более сложные инструкции, потому что он этого еще не проходил.


Способы записи алгоритмов:

  1. словесный - это форма описания алгоритма на естественном языке. Данная форма очень удобна, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею. Рассчитан на исполнителя-человека. Словесный способ не имеет широкого распространения, так как такие описания:

  • строго не формализуемы;

  • страдают многословностью записей;

  • допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний.

  1. графический способ (блок-схема). Для более наглядного представления алгоритма используется графическая форма. Графическая форма - изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Блок схема - наглядное графическое изображение структуры алгоритма. Она состоит из блоков, соединенных стрелками. Стрелки изображают последовательность вычислений. Для исполнителя-человека, а также как подготовительный для реализации на компьютере.

  2. программа. При записи алгоритма в словесной и в графической форме допускается определенный произвол при изображении команд. Вместе с тем такая запись точна настолько, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. Однако на практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы – компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык принято называть языком программирования, а форму представления алгоритма - программной. То есть программная форма записи алгоритма – это запись на языке программирования. Для исполнителя-компьютера.


Алгоритмы могут отличаться не только по способу записи, но и по виду.

Виды алгоритмов:

  1. Линейный – все действия выполняются однократно в заданном. Предположим, что требуется составить алгоритм результата выражения: 100+15-40+20. Как вы будем выполнять действия в этом выражении? В этом примере вы выполняли действия в том порядке, в котором они записаны.

  2. Давайте вспомним сюжет из русской сказки. Царевич останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: “Направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - сам пропадешь …”. Подобная ситуация, заставляющая нас принимать решение в зависимости от некоторого условия, постоянно встречается в повседневной жизни. Алгоритм, в котором используется условие, получил название разветвляющегося алгоритма. Разветвляющийся – в зависимости от условия выполняется та либо другая последовательность действий. Вспомните кота из сказки А.С. Пушкина, который “идет направо - песнь заводит, налево - сказку говорит”. В этом примере от значения условия зависит выполнение первого или второго действия. В таких случаях схема разветвляющегося алгоритма будет выглядеть так: “если , то … иначе …”. Такое представление алгоритма получило название полной формы. Запишите: Разветвляющийся алгоритм называется полным, если он имеет вид: “если , то … иначе …” Но разветвляющийся алгоритм может иметь и другой вид. Например, в предложении “если выучишь урок, то получишь хорошую оценку” в зависимости от значения условия либо выполняется, либо не выполняется действие “получишь хорошую оценку”. В таких случаях схема разветвляющегося алгоритма будет иметь вид: “если , то …”, и будет носить название неполной формы. Запишем: Разветвляющийся алгоритм называется неполным, если он имеет вид: “если , то …”.

  3. Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Например, каждый год наступают зима, весна, лето, осень. Алгоритм, который содержит описание повторяющихся действий, называют циклическим. Число повторений в циклических процессах известно заранее или зависит от какого-либо условия. Циклический – действия повторяются многократно указанное число раз или пока не выполнится заданное условие.

  4. Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).


Итак, любой алгоритм можно составить, используя только типовые алгоритмические конструкции.


Алгоритм обладает следующими свойствами

  1. Дискретность (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. Образованная структура алгоритма оказывается дискретной: только выполнив одну команду, исполнитель сможет приступить к выполнению следующей.

  2. Детерминированность (от лат. determinate – определенность, точность) указывает, что любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае. При этом каждая команда алгоритма входит в состав системы команд исполнителя.

  3. Конечность определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения.

  4. Результативность требует, чтобы в алгоритме не было ошибок, т.е. при точном исполнении всех команд процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен определенный постановкой задачи результат (ответ). (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях).

  5. Массовость. Это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, т.е. применять при решении всего класса задач данного типа, отвечающих общей постановке задачи. Пример: алгоритмы «Решение квадратного уравнения», «Приготовить бутерброд». Один и тот же алгоритм может применяться для решения целого класса задач, отличающихся исходными данными. Свойство массовости подразумевает использование переменных в качестве исходных данных алгоритма

  6. (Понятность - алгоритм должен быть понятен исполнителю и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды. Т.е. алгоритм составляется с учетом возможностей исполнителя - входит в определённость).

  7. (правильность алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях).


На ближайших уроках мы будем записывать алгоритмы на языке программирования QBasic.

IV. Закрепление

Тест.

V. Итоги урока.

  • Подведение итогов урока. Учитель задает вопросы, подводящие учеников к формулировке выводов о цели урока и выполнении ими задач урока. Ученики отвечают на вопросы. Они должны самостоятельно прийти к выводу о соответствии целей и результатов урока. Итак, мы познакомились с …, выяснили, что …

  • Вопросы учащихся.

  • Выставление оценок.

Тема урока: Алгоритм №2

Цели урока:

    • организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов, их свойств, видов, способов описания;

    • рассмотреть понятие исполнителя и системы команд исполнителя;

    • научить записывать алгоритм, определять наличие алгоритмов в школьных предметах: биология, математика, русский язык;

    • познакомить с примерами алгоритмов в жизни, алгоритмическим способом решения задач, закрепить полученные знания с помощью теста, развивать навыки самоконтроля;

    • приобретение навыков работы с файлами и в Word.

Тип урока – закрепление материала.

Межпредметные связи: математика, биология, литература.

План урока:

  1. Орг. момент 2 мин

  2. Постановка цели урока 2 мин

  3. Закрепление материала 35 мин

  4. Д/з 1 мин.

  5. Итоги урока 5 мин.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент

  2. Постановка цели урока

Сейчас мы посмотрим, что же вы запомнили по теме «Алгоритм».

Напишем с/р в Word.

  1. Закрепление материала

Работа на компьютере

Задание 1.

Ответить на вопросы и красиво оформить.

См. Вопросы по теме «Алгоритм».

Вопросы по теме «Алгоритм»

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?

В приложении Word приобрести следующие навыки:

  • Выбор графических объектов

  • Действия над объектами (перемещение, изменение размера)

  • Копирование объектов

  • Удаление объектов

  • Использование объекта «надпись»

Задание 2.

Распределить картинки по 2-м папкам: «Формальные исполнители» и «Неформальные исполнители».

См. папку «Исполнители алгоритмов».

Цель – приобрести навыки по работе с файлами.

Задание 3.

Создать файл «Исполнители» и на 1-ой странице расположить формальных исполнителей, на 2-ой – неформальных.

Цель – приобрести навыки по вставке картинок в Word.

4. Д/з

Знать, что такое алгоритм, свойства и виды алгоритмов, способы записи алгоритмов.

5. Итоги урока

  • Подведение итогов урока. Учитель задает вопросы, подводящие учеников к формулировке выводов о цели урока и выполнении ими задач урока. Ученики отвечают на вопросы. Они должны самостоятельно прийти к выводу о соответствии целей и результатов урока. Итак, мы познакомились с …, выяснили, что …, поработали в программе Word.

  • Вопросы учащихся.

  • Выставление оценок. Мы с вами хорошо поработали, выполнили все задания. Особенно хотелось бы отметить …. Урок окончен.


Тест по теме «Алгоритм»

1. Алгоритм - это

  1. правила выполнения определенных действий;

  2. это понятное и точное предписание (инструкция), ведущее от исходных данных к результату.

  3. набор команд для компьютера;

2. Алгоритм называется линейным, если

  1. он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

  2. ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

  3. его команды выполняются в порядке их естественного следования независимо от каких-либо условий;

3. Алгоритм называется циклическим, если

  1. он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

  2. ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

  3. он представим в табличной форме;

4. Алгоритм называется условным, если

  1. ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

  2. он представим в табличной форме;

  3. он включает в себя вспомогательный алгоритм.

5. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов, называется

  1. дискретность;

  2. определённость;

  3. результативность;

  4. массовость.

6. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что команды должны быть понятны исполнителю и восприниматься им однозначно, называется

  1. дискретность;

  2. определённость;

  3. результативность;

  4. массовость.

7. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что по  одному алгоритму можно решать однотипные задачи с разными исходными данными, называется

  1. дискретность;

  2. определённость;

  3. результативность;

  4. массовость.

8. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен ответ задачи, называется

  1. дискретность;

  2. определённость;

  3. результативность;

  4. массовость.

9. Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется

  1. исполнителем алгоритмов;

  2. программой;

  3. текстовкой.


Тест по теме «Алгоритм»

1. Алгоритм - это

  1. правила выполнения определенных действий;

  2. это понятное и точное предписание (инструкция), ведущее от исходных данных к результату.

  3. набор команд для компьютера;

2. Алгоритм называется линейным, если

  1. он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

  2. ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

  3. его команды выполняются в порядке их естественного следования независимо от каких-либо условий;

3. Алгоритм называется циклическим, если

  1. он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

  2. ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

  3. он представим в табличной форме;

4. Алгоритм называется условным, если

  1. ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

  2. он представим в табличной форме;

  3. он включает в себя вспомогательный алгоритм.

5. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов, называется

  1. дискретность;

  2. определённость;

  3. результативность;

  4. массовость.

6. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что команды должны быть понятны исполнителю и восприниматься им однозначно, называется

  1. дискретность;

  2. определённость;

  3. результативность;

  4. массовость.

7. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что по  одному алгоритму можно решать однотипные задачи с разными исходными данными, называется

  1. дискретность;

  2. определённость;

  3. результативность;

  4. массовость.

8. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен ответ задачи, называется

  1. дискретность;

  2. определённость;

  3. результативность;

  4. массовость.

9. Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется

  1. исполнителем алгоритмов;

  2. программой;

  3. текстовкой.




Ответы к тесту:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

3

1

1

1

2

4

3

2






Тема урока: Виды алгоритмов. Алгоритмы линейной структуры

Цель урока:

  • познакомить с основными алгоритмическими конструкциями;

  • научить составлять блок-схемы для линейных алгоритмов.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Проверка д/з

Фронтальный опрос по теме «Алгоритм»:

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  5. Что такое исполнитель алгоритмов?

  6. Что такое программа?

  1. Объяснение нового материала

Тема: Виды алгоритмов. Линейный алгоритм.

Презентация.

  1. Закрепление и проверка знаний – самостоятельно составить блок-схему.

  2. Итоги урока.

  3. Д/з

Конспект и составить блок-схему для решения задачи:

Найти площадь трапеции по заданным основаниям и высоте.

Тема урока: Алгоритмы разветвляющейся структуры

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • научить составлять алгоритмы и блок-схемы для разветвляющихся алгоритмов.

  • способствовать приобретению навыков графического описания алгоритмов в текстовом процессоре Word.

Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Актуализация опорных знаний

  • что такое алгоритм,

  • исполнитель алгоритма,

  • среда исполнителя,

  • свойства алгоритмов,

  • способы записи алгоритмов.

  1. Объяснение нового материала – презентация.

Тема: Разветвляющиеся алгоритмы

  1. Закрепление знаний – составление алгоритмов.

Проверить, является ли введённое число цифрой 5.

  1. Практическая работа

Самостоятельно составить блок-схему и набрать в Word.

  1. Итоги урока.

  2. Д/з

Конспект и составить блок-схему для решения задачи:

***

Тема урока: Алгоритмы циклической структуры

Цели:

1. Образовательные:

  • Повторить основные алгоритмические конструкции;

  • Научить составлять блок-схемы для циклических алгоритмов.

2. Развивающие:

  • развивать познавательный интерес;

  • развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться, синтезировать знания, полученные на различных предметах. Формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету;

3. Воспитательные:

  • воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни;

  • чувство товарищества, взаимовыручки;

  • коммуникативные качества, умение слушать;

  • культуру межличностных взаимоотношений, аккуратность в работе, трудолюбие. Воспитание  аккуратности, точности.

  • знакомство с циклическим алгоритмом;

  • рассмотрение различий между циклом с условием и циклом с параметром;

  • закрепление умений и навыков в работе в текстовом редакторе Word;


Задачи урока:

  • образовательная – знакомство учащихся с базовыми алгоритмическими структурами;

  • развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность;

  • воспитательные – воспитание необходимости связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении вычислений.

Место урока в учебном плане

Данный урок является одним из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры», на котором вводится понятие циклического алгоритма, рассматриваются различия между циклом с условием и циклом с параметром, закрепляется умение работать в текстовом редакторе Word. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрены такие базовые алгоритмические структуры, как линейный и условный алгоритмы.


Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Проверка д/з

1 человек у доски (5 мин)

Составить блок-схему для решения задачи: Найти площадь трапеции по заданным основаниям и высоте.

  1. Актуализация

    • Вопросы по теме «Алгоритм» -5 мин

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?

    • Проверить, является ли введённое число цифрой 5 – 5 мин.


Давайте вспомним, какие условные обозначения используются в схемах алгоритмов?

В качестве примера построения линейного алгоритма рассмотри алгоритм приготовления бутерброда.

Давайте составим алгоритм приготовления бутерброда с маслом и сыром.

Каждый раз после того как учащиеся называют очередную команду, на слайде демонстрируется соответствующий элемент блок-схемы:

Учащиеся приводят примеры разветвляющихся алгоритмов.

Давайте составим блок-схему разветвляющегося алгоритма действий Ивана-царевича.

  1. Объяснение нового материала – презентация.

робот красит забор

Понятие циклического алгоритма

Понятие цикла с условием

Решим задачу «Маша и оладьи».

Демонстрируется слайд с текстом задачи:

Один из учащихся определяет порядок действий по приготовлению оладий. После того как названа очередная команда, на слайде демонстрируется соответствующий элемент блок-схемы:

Ребята обсуждают возможное название данной алгоритмической структуры и постепенно приходят к понятию цикла с условием.

На данном этапе происходит проверка понимания учащимися сущности новых понятий при применении их к ранее изученному материалу – так как учащиеся знакомы с условными алгоритмами, то должны вывести понятие цикла с условием.

Понятие цикла с параметром

Изменим задачу. Пусть Маша готовит яичницу из четырёх яиц.

Сначала учитель предлагает одному из учащихся устно проговорить вариант данной задачи. Здесь следует иметь в виду, что возможна ошибка в составлении алгоритма, когда Маша продолжает действия, пока не закончатся яйца в холодильнике.

Затем демонстрируется слайд с верным решением задачи.

При исправлении ошибки, учащиеся должны определить понятие цикла с параметром как повторение действий определенное количество раз.

На данном этапе урока учащиеся побуждаются к обобщению ранее изученного материала, умению делать логический выводы.


  1. Закрепление и проверка знаний – самостоятельно составить блок-схему и набрать в Word.

  1. Итог урока.

  2. Д/з – конспект.


Вопросы по теме «Алгоритм»

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?

Вопросы по теме «Алгоритм»

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?

Вопросы по теме «Алгоритм»

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?


Вопросы по теме «Алгоритм»

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?


Вопросы по теме «Алгоритм»

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?


Вопросы по теме «Алгоритм»

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?


Вопросы по теме «Алгоритм»

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?


Вопросы по теме «Алгоритм»

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?


Вопросы по теме «Алгоритм»

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?


Вопросы по теме «Алгоритм»

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?


Вопросы по теме «Алгоритм»

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?


Вопросы по теме «Алгоритм»

  1. Что такое алгоритм?

  2. Приведите примеры алгоритмов.

  3. Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  4. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  5. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  6. Что такое исполнитель алгоритмов?

  7. Что такое программа?


Эпиграфом нашего урока будут всем вам хорошо известные слова из сказки А.С. Пушкина

Сказка о золотом петушке”:

Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся.)

Алгоритм:

Налить в чайник воду.

Зажечь спичку.

Открыть кран газовой горелки.

Поднести спичку к горелке.

Поставить чайник на плиту.

Ждать, пока вода закипит.

Выключить газ.

Проснувшись утром, школьник почувствовал недомогание. Находившийся рядом злоумышленник тут же составил для него следующий алгоритм:

Измерить температуру.

Если температура выше 370, то:

Вызвать врача.

Пойти в школу.

Несмотря на недомогание, школьник исправил этот алгоритм, добавив всего две строки. Какие строки добавил школьник?

Запишите в виде алгоритмов правила определения знака:

А) произведения двух действительных чисел;

Б) суммы двух действительных чисел.

В записи алгоритма вычисления значения выражения (х2- 5х+5) / (х6- 4х2+3)

Злоумышленник одно действие поставил не на свое место. Вот как стал выглядеть алгоритм:

  1. ввести х

  2. если х6- 4х2 + 3=0, то:

  3. сообщить “При таком х значение выражения не определено”.

  4. иначе:

  5. присвоить у значение (х2- 5х +5) /(х6- 4х2+3) .

  6. конец ветвления.

  7. сообщить у.

Верните действие на свое место.


Команды получают задание: на карточках написаны действия алгоритма. Эти действия перепутаны.

Команды должны выстроиться в порядке действий и дать название алгоритму.

Конкурс пантомимы

Зашифрованное письмо

Написанное на карточке изобразить в виде блок-схем (зашифровать) и обменяться с соперниками. Другая команда должна отгадать, что было в письме.

алгоритм нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел (алгоритм Эвклида).

  1. задать два числа;

  2. если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа и остановиться, в противном случае продолжить выполнение алгоритма;

  3. определить большее из чисел;

  4. заменить большее из чисел разностью большего и меньшего из чисел;

  5. повторить алгоритм с шага 2.


Задачи:

  1. Даны 2 прямоугольника с разной площадью. Вывести на экран монитора площадь наименьшего.

  2. Составить алгоритм и программу для решения квадратного уравнения.

  3. Составить алгоритм и программу для нахождения площади прямоугольника, зная его длину и ширину.

  4. Составить алгоритм и программу для вычисления длины окружности произвольного радиуса.

  5. Составить алгоритм и программу для вычисления площади треугольника, если известны его стороны. (Формула Герона р=(а+в+с)/2, S = Корень(р(р-а)(р-в)(р-с).

  6. Составить алгоритм и программу для вычисления гипотенузы прямоугольного треугольника, если известны его катеты.

  7. Составить алгоритм и программу для вычисления периметра пятиугольника, если известны его стороны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по теме "Алгоритмы"

Автор: Безухова Елена Александровна

Дата: 28.12.2018

Номер свидетельства: 493228

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Методическая разработка урока русского языка (ФГОС ООО) "
    ["seo_title"] => string(59) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "221139"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435063644"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Методическая разработка урока по теме  «Десятичная запись дробных чисел» "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-diesiatichnaia-zapis-drobnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "115553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412010060"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методическая разработка уроков математики в 5 классе (2 часа) по теме "Круговые диаграммы" "
    ["seo_title"] => string(98) "mietodichieskaia-razrabotka-urokov-matiematiki-v-5-klassie-2-chasa-po-tiemie-krughovyie-diaghrammy"
    ["file_id"] => string(6) "106609"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403044970"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока по химии: "Периодическое изменение свойств элементов" "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-khimii-pieriodichieskoie-izmienieniie-svoistv-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "119128"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413340760"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Методическая разработка урока "Линейный алгоритм. Понятие. Представление в виде блок-схемы" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-linieinyi-alghoritm-poniatiie-priedstavlieniie-v-vidie-blok-skhiemy"
    ["file_id"] => string(6) "212914"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431951854"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства