Методическая разработка урока по химии.
8 класс, тема: «Периодическое изменение свойств элементов».
Пояснительная записка к уроку.
знания: о периодическом законе при анализе свойств химических элементов и выявление их периодическом изменении в свете строения атома;
умения: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
результаты:
- личностные: формирование: ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение преобразовывать знаки и символы для решения познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, делать общие выводы;
- предметные: овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ.
Класс: 8
Предмет химия
Автор(ы): Ванькина Анна Вячеславовна учитель химии МБОУ «Лицей №1».
Урок №48. Периодическое изменение свойств элементов.
Цели деятельности
педагога - формирование у обучающихся представления о изменении свойств веществ в свете строении атома и по положению в периодической системе химических элементов.
Тип, вид урока - Урок предъявления новых знаний
Планируемые результаты:
предметные - давать характеристику атому, уметь пользоваться периодической таблицей, химических элементов Д.И. Менделеева, объяснять изменение свойств элементов по положению в ПСХЭ.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, делать выводы.
Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.
Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
Формы и методы обучения - Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический
Основное содержание темы, понятия и термины
Опорные понятия, термины: Порядковый номер (заряд ядра), химическое соединение, периодичность
Новые понятия, термины: периодическое изменение числа электронов в оболочках атомов химических элементов.
Образовательные (цифровые) ресурсы - Мультимедийное оборудование, презентация «Периодическое изменение свойств элементов», система голосования, ПСХЭ, таблицы со строение атомов, листочки для рефлексии, презентация для актуализации знаний в системе голосования, справочный материал
Организация урока.
Этапы урока, Деятельность учителя, Деятельность обучающихся
I Организационный (1 мин.)
1. Приветствие
2. Проверка готовности к уроку
3. Эмоциональный настрой
(учащиеся) Приветствуют учителя, организуют рабочее место
II. Фронтальная работа (направленная на формирование новых знаний) (5 мин)
На прошлом уроке мы изучили состояние электронов в атоме, строение атома, научились давать характеристику состояния электронов в атоме. Сегодня мы продолжим изучение ПЗ и ПС в свете строения атома.
Проблемные вопросы для формулировки цели урока учащимися:
– Какие характеристики имеет атом?
– Как определить заряд ядра? Количество р,n,e?
– Как определить число энергетических уровней и число валентных электронов? Где мы можем использовать данные знания об атоме?
(учащиеся) Отвечают на вопросы.
III. Актуализация знаний (3 мин)
Проверка домашнего задания.
Дома надо было дать характеристику элементам № 6 и № 9 по строению атома и распределению электронов.
Опрос
- Поднимите руки кто сделал?
- А теперь кто не приступил? (причина)
- Кто делал но с ошибками?
Проверяем, оцениваем.
Двое у доски выполняют, остальные проверяют.
Отвечают на опрос.
IV. Изучение новых знаний (5 мин)
А теперь переходим к изучению новой темы. Пред вами слова, а может понятия, попробуйте сформулировать тему урока.
Элемент, изменение, периодически, свойства.
Тема: Периодическое изменение свойств элементов.
Запишите тему в тетрадь, я записываю на доске.
Сформулируйте цель урока.
Цель: выяснить, как и почему изменяются свойства химических элементов в периодах и группах.
В домашнее задании у вас были элементы, назовите их. В каком они находятся периоде?
Пример привести на литии.
Задание: Составьте строение атомов для элементов второго периода, по следующему алгоритму:
- Элемент, порядковый номер
- Металл или неметалл
- Период
- Заряд ядра
- Атомная масса
- Протонов, нейтронов, электронов.
- Уровни
- Электронная формула (число валентных электронов)
- Графическая формула
Сделайте вывод по строению атомов элементов 2 периода.
Как изменяются свойства в периоде?
- Порядковый номер
- Заряд ядра
- Число уровней
- Число валентных электронов
- Радиус атомов (таблица)
- Прочность связи валентных электронов с ядром
- Металлические свойства
- Неметаллические свойства
Задание: Используя схемы строения атомов элементов IIIА , IVА и VА группы сделайте вывод как изменяются свойства в группе?
- Порядковый номер
- Заряд ядра
- Число уровней
- Число валентных электронов
- Радиус атомов (таблица)
- Прочность связи валентных электронов с ядром
- Металлические свойства
- Неметаллические свойства
Выполняют задание. Проверят правильность выполнения по таблице справочный материал.
Составляют строение и делают выводы.
Обсуждение.
V. Закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин)
Выполнение упражнений, по характеристики атомов.
VII. Закрепление знаний. Индивидуальная работа (5 мин)
Проверочная работа в системе голосования.
Вопросы:
- Какое из перечисленных свойств элемента изменяется периодически с увеличением заряда ядра атома?
- Свойства химического элемента определяются в первую очередь:
- С возрастанием порядкового номера элемента периодически повторяется:
- Металлические свойства слева направо в периоде?
- Радиус атома сверху вниз в группе?
Отвечают, и результат выводится на экран
VIII . Рефлексия (2 мин)
Подведение итогов работы на уроке.
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
Как вы считаете, достигли ли мы целей?
Предлагаю вам сделать сиквейн по изученной теме, использовать алгоритм.
Алгоритм:
- название темы (одно существительное)
- описание темы (2 прилагательных)
- описание действия (2 глагола, деепричастие)
- отношение к теме (4 слова)
- суть темы (два слова)
Подводят итог, говорят цели. Составляют сиквейн.
IX. Домашнее задание (1 мин)
Используя таблицу 22 стр., напишите, как изменяются химические свойства в периодах.
Записывают домашнее задание.