Методическая разработка «Информация и ее свойства».
Методическая разработка «Информация и ее свойства».
Цель урока: усвоение учащимися понятий информация, виды и свойства информации.
Задачи урока:
образовательные: • сформировать у учащихся понятие информации; • познакомить с различными видами информации по ее назначению, характеру, способами восприятия и ее свойствами; развивающие: • развивать мышление (умение сравнивать, анализировать, обоб¬щать); воспитательная: • воспитывать уважительное отношение к мнению окружающих.
Тип урока: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный. Оборудование: доска, компьютер, проектор, компьютерная презентация
Формы работы на уроке: фронтальная (беседа), решение задач.
План урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение нового материала. 4. Закрепление нового материала. 5. Подведение итогов урока. 6. Домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формы работы на уроке: фронтальная (беседа), решение задач.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся и отмечает в журнале отсутствующих.
2. Актуализация знаний
Попробуем ответить на следующие вопросы:
Что такое информация?
Какая бывает информация?
Изучение нового материала.
(слайд 1)
На этом уроке мы узнаем что такое информация и рассмотрим ее свойства.
Запишем в тетрадях тему урока – «Информация и ее свойства»
(слайд 2)
Информация – очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.
Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления. Правильно информацию можно получить из различных источников - телевизора, книг, компьютера, по радио, увидеть на улице и т.д. Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах. Эту информацию мы получаем в виде сигналов – звуковых, световых, тепловых, электрических и т. д. Сам человек также является источником информации.
Запишем определение:
Информация для человека - это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
(слайд 3)
Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.
Непрерывный сигнал принимает бесконечно множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов
Примерами непрерывных сигналов могут служить музыка, речь человека, изображения
Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
Примерами дискретных сигналов могут служить показания механических или электронных часов, тексты в книгах, показания цифровых измерительных приборов, сигнал светофора.
Пример как непрерывный сигнал (человеческая речь) преобразуется в дискретный при передаче с помощью современных средств связи.
Амплитуда (А)
Время (t)
0
Синяя линия (непрерывная) это живая речь, кружочки это отдельные значения амплитуды звука взятые через определенный (равномерный) промежуток времени. Таким образом можно объяснить почему голос который мы слышим в трубке телефона (дискретный) отличается от живого голоса (непрерывный).
(слайд 4)
Информацию в мозг человек получает через свои органы чувств. По способу восприятия человеком информация можно разделить на следующие виды:
визуальная (мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);
аудиальная (воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум);
вкусовая (можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, соленый);
обонятельная (люди воспринимают запахи);
тактильная (человек получает информацию о температуре предмета — тёплый или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т.д.).
(слайд 5)
Любое вещество можно охарактеризовать его свойствами, например твердое, легкое, белого цвета и т.д. Информация также обладает свойствами.
Свойства информации:
Полезность – важность или бесполезность данной информации для конкретного человека или конкретной задачи которая поможет в ее решении.
Например вам важна информация когда
Актуальность – своевременность получения. Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени.
Достоверность (правдивость) – отражение истинного положения. Неверная информация является недостоверной и может быть: в случае преднамеренного искажения (дезинформация); в результате воздействия помех «помехи в линиях связи в результате плохой погоды»); При приуменьшении или преувеличении значения реального события (слухи, реклама).
Объективность – зависимость от чьего либо суждения или нет. Информация которая зависит от чьего либо суждения называется субъективной.
Полнота – достаточность для понимания ситуации и принятия решения. Принятие решений на основе неполной информации может привести к ошибкам.
Понятность (распознаваемость) – информация становится доступной лишь при условии возможности распознавания знаков и сигналов, с помощью которых она передается. Вы не сможете воспользоваться информацией если она выражена на незнакомом вам языке.
Нематериальность – информация нематериальна, однако может проявляться только через материальные процессы, сигналы.
(слайд 6)
4. Закрепление нового материала
Ответьте пожалуйста на вопросы:
Вопросы из учебника (стр. 11-12)
Что такое информация для человека? Перечислите источники, из которых вы получаете информацию.
Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.
Перечислите основные виды информации по способу её восприятия человеком.