kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию "Санитарно-гигиеническая оценка факторов окружающей среды: органолептические свойства воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка к практическому занятию для преподавателя по дисциплине "Гигиена с основами экологии" (медицинский колледж, 1 курс, лечебное дело). В ней имеется исходная информация об органолептических свойствах воды, стандартные методики для определения в лабораторных условиях органолептических свойств воды, контролирующий материал с критериями оценок, задания для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию "Санитарно-гигиеническая оценка факторов окружающей среды: органолептические свойства воды" »

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Специальность 34.02.01.Лечебное дело


Дисциплина «Гигиена и экология человека»


Раздел 2. Гигиена окружающей среды


Тема 2.3. Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Вода как фактор внешней среды. Её гигиеническое и экологическое значение


Практическое занятие №3 Санитарно-гигиеническая оценка факторов окружающей среды: органолептические свойства воды














2015

Одобрена на заседании цикловой методической комиссии ОПД

Протокол №___от_______________________

Председатель___________________________






Автор: Т.М. Ишкова - преподаватель высшей квалификационной категории





ОГЛАВЛЕНИЕ


п/п

Название структурных элементов методразработки

Стр.

1.

Методический лист

3-6

2.

Хронокарта занятия

7-8

3.

Исходная информация по теме «Санитарно-гигиеническая оценка факторов окружающей среды: органолептические свойства воды»

9-12

4.

Список используемой литературы

13

5.

Приложения:

1.Контролирующий материал для контроля знаний по теме 2.3. «Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Вода как фактор внешней среды. Её гигиеническое и экологическое значение». Критерии оценок.

2. Задание на самостоятельную работу, инструктаж преподавателя.

3. Самостоятельная работа студентов на занятии.

4.Таблицы «Органолептические показатели воды» и «Интенсивность запаха (вкуса) в баллах»

5.Контролирующий материал для контроля знаний и умений по теме практического занятия №3. «Санитарно-гигиеническая оценка факторов окружающей среды: органолептические свойства воды». Критерии оценок.

6.Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическому занятию №4.




14-15



16


17-20


21


22-24




25



МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – практическое занятие

Продолжительность – 90 мин.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  1. Учебные цели:

  • закрепить знание значения органолептических свойств воды в оценке качества питьевой воды;

  • закрепить знание стандартных методик исследования органолептических свойств питьевой воды;

  • сформировать умение проводить лабораторные исследования органолептических свойств питьевой воды.

  1. Воспитательные цели:

  • формировать коммуникативную культуру, чувство ответственности, владение профессиональной лексикой;

  • умение следить за своей речью, чтобы различные речевые неточности не приводили к двусмысленности и недопониманию со стороны собеседника;

  • способствовать формированию понимания студентом сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса (ОК 1.);

  • формировать способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);

  • способствовать формированию способности организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК.12).

3. Развивающие цели:

  • создать условия для развития способности организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. (ОК 2.);

  • развивать у студентов познавательную активность, потребность и способность непрерывно усваивать необходимые новые знания, критически осмысливая их и применяя в качестве средств овладения профессиональной деятельностью;

  • развивать способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);

  • развивать умения определять свои информационные потребности в области учебно-профессиональной деятельности.

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

Место проведения занятия – аудитория колледжа.





МОТИВАЦИЯ

Как писал в XIX веке великий французский микробиолог Луи Пастер - «Человек выпивает 90% своих болезней». С тех пор прошло более двух веков, и, не смотря на то, что медицина шагнула вперёд, но и сегодня питьевая вода может представлять серьезную угрозу для людей. Так количество проб воды из источников централизованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составляет - 25,7%, в том числе по содержанию тяжелых металлов 6,5%. Согласно разным источникам, примерно четвёртая часть населения России используют воду для питья из нецентрализованных источников водоснабжения, 34% которых имеют сверхнормативное микробное загрязнение воды. Это является причиной сезонных вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний, брюшного тифа, вирусного гепатита А. Неудовлетворительное качество питьевой воды по химическому составу обуславливает развитие соматических заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 80% всех заболеваний является следствием употребления загрязненной питьевой воды. Ухудшение качества питьевой воды обусловлено нарастающим загрязнением водоисточников за счет поступления сточных, ливневых, талых вод, а также атмосферных выбросов загрязняющих веществ. Главной причиной ухудшения качества питьевой воды в условиях повышенной загрязненности водоисточников является несовершенство и технический износ систем водоочистки. Практически повсеместно на водопроводах применяются технологические схемы водообработки, которые не соответствуют уровню загрязнения источников водоснабжения, недостаточно применяются методы сорбции, озонирования, обезжелезивания, коррекции содержания фтора, стронция и других веществ. Питьевая вода является основой жизнедеятельности человека и поэтому должна отвечать определенным требованиям, которые устанавливаются соответствующими нормативными документами. В соответствии с Санитарными правилами питьевая вода должна:

•иметь хорошие органолептические свойства;

•быть безвредной по химическому составу примесей (концентрация токсичных веществ в ней не должна превышать предельно допустимые концентрации (ПДК);

•быть эпидемически и радиационно безопасной.

Качество питьевой воды оценивается, прежде всего, по органолептическим показателям. Определение органолептических показателей воды является важным этапом ее анализа на пригодность для питья и санитарных нужд. Органолептическими свойствами воды называются те ее параметры, которые воспринимаются органами чувств человека и оцениваются по интенсивности их восприятия. К ним относятся вкус и привкус, запах, окраска, мутность и прозрачность, цветность. Несоответствие этих параметров воды оптимальным, как правило, является основанием для более тщательного химического анализа. Медицинский работник должен объяснять населению опасность неочищенной воды и обучить технологиям улучшения её качества. На этом занятии вы должны научиться методике санитарно-гигиенической оценки органолептических свойств воды.




Выписка из рабочей программы по дисциплине

«Гигиена и экология человека»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

1

2

3

Раздел 2. Гигиена окружающей среды


17

Тема 2.3.

Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Вода как фактор внешней среды. Её гигиеническое и эпидемиологическое значение

Содержание

2

  1. Физиологическая роль, хозяйственно-бытовое, санитарно-гигиеническое значение воды.

  2. Органолептические свойства, химический состав воды.

  3. Заболевания, обусловленные необычным минеральным составом природных вод.

  4. .Влияние загрязнения воды на здоровье человека. Инфекционные заболевания, гельминтозы, передаваемые водным путем. Условия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде.

  5. Особенности водных эпидемий. Гигиеническая оценка качества питьевой воды на основании нормативных документов.

Лабораторные работы


Практическое занятие 3.Санитарно-гигиеническая оценка факторов окружающей среды: органолептические свойства воды»

2

Самостоятельная работа:

1.Изучить материал учебника [1. с. 43 - 57] .[2. с. 68-77] .[3. с. 308 - 313]

2.Провести определение органолептических свойств питьевой воды г. Барабинска, оформить документально.


2




Хронокарта практического занятия

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

2 мин.

Организация начала занятия, мобилизовать внимание студентов на работу, создать условия для развития способности организовывать собственную деятельность (ОК.2)

Отмечает отсутствующих студентов в журнале, контролирует внешний вид, готовность рабочего места к занятию.

Бригадир называет отсутствующих студентов. Студенты организуют собственную деятельность: приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места, дневники

Журнал, дневники


Мотивационный этап, целеполагание

3 мин.

Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы, способствовать формированию понимания сущности и социальной значимости будущей профессии (ОК.1)

Объясняет студентам цели занятия, важность изучения данной темы для выполнения профессиональных обязанностей

Слушают, записывают тему и цели в дневник, задают вопросы

Методическая разработка, дневники

Актуализация знаний по теме 2.3. Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Вода как фактор внешней среды. Её гигиеническое и эпидемиологическое значение

10 мин.

Оценка сформированности уровня знаний по теме 2.3. Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Вода как фактор внешней среды. Её гигиеническое и эпидемиологическое значение (входной контроль)

Инструктирует студентов, задаёт вопросы, вносит коррективы в ответы.

Отвечают на вопросы

Приложение №1

Задание на самостоятельную работу, инструктаж преподавателя

10 мин.

Концентрация внимания, активизация мыслительной деятельности студентов

Инструктирует студентов по выполнению самостоятельной работы

Слушают, наблюдают, задают вопросы

Приложение №2

Самостоятельная работа студентов

50 мин.

Закрепить знание стандартных методик исследования органолептических свойств питьевой воды.

Формировать умение проводить лабораторные исследования органолептических свойств питьевой воды.

Формировать ОК 2,3


Курирует и координирует работу студентов, корректирует ошибки

Выполняют самостоятельную работу

Приложение №3-4

Контроль знаний и умений по теме «Санитарно-гигиеническая оценка факторов окружающей среды: органолептические свойства воды»

10 мин.

Оценка эффективности занятия

Предлагает студентам контрольные тестовые задания

Выполняют задания

Приложение №5

Подведение итогов занятия

2 мин.

Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий.

Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

Журнал группы

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

3 мин.

Формирование и закрепление знаний

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения

Записывают задание к следующему практическому занятию:

Вы должны подготовиться к следующему практическому занятию №4 по теме «Санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней: обследование источников водоснабжения». Для этого вы должны:

1.Изучить материал учебника [1. с. 52-57].

2.Сделать фотографию источника нецентрализованного водоснабжения и произвести забор воды.

3.Составить кроссворд.

Приложение №6

Исходная информация по теме «Санитарно-гигиеническая оценка факторов окружающей среды: органолептические свойства воды»

Органолептические свойства воды

Качество питьевой воды оценивается, прежде всего, по органолептическим показателям (температура, прозрачность, запах, привкус, цветность и мутность). Лучшими вкусовыми качествами обладает вода при температуре 8-15°С, при температуре выше 25°С вода неприятна на вкус.

1.Прозрачной считают воду, в которой через слой 30 см отчетливо читается шрифт Снеллена. Вода с прозрачностью питьевой воды – 20-30 см считается слабо-мутной, от 10 до 20 см – мутной, до 10 см – очень мутной. Речные воды могут иметь низкую прозрачность 2-5 см из-за присутствия в них частиц глины, песка, водорослей и других веществ минерального и органического происхождения.

Методика определения прозрачности питьевой воды

1.Исследуемую воду после взбалтывания наливают в цилиндр Снеллена.

2.Цилиндр Снеллена помещаем на штатив на высоту 4 см.

3.Под дно подкладываем стандартный шрифт Снеллена так, чтобы дно цилиндра находилось от шрифта на высоте 4 см.

4.Просматривая шрифт сверху через столб жидкости, выпускайте воду через нижнюю трубку, пока шрифт не будет отчётливо виден.

5.Высота оставшегося в цилиндре столба воды в см определяет степень прозрачности воды.


1.Градуированный цилиндр от 5 до 30 см.

2.Тубус для выхода воды.

1

3.Резиновая трубка с зажимом.

4.Штатив.

2.Мутность определяется присутствием в воде взвешенных веществ. Мутность 1,5 мг/л соответствует прозрачности 30 см. Мутность в значительной степени зависит от сезона года и может повыситься в несколько раз, например, в период сильных дождей.

3

2

3.Запах оценивается по интенсивности в баллах по 5 - балльной шкале: 0 - не ощущается, 1 - не определяется потребителем, 2 - обнаруживается потребителем, если указать на него, 3 - заметный, 4 - отчетливый, 5 - очень сильный. Как правило, чистые природные воды запаха не имеют. В отдельных случаях глубокие подземные воды характеризуются значительным естественным запахом за счет сероводорода. Вкус и привкус воды, измеряемый в баллах, определяется различными примесями природного и техногенного характера. Так присутствие солей магния вызывает горький вкус, соли закиси железа и марганца придают воде железистый привкус, искусственные привкусы свидетельствуют о наличии загрязнений промышленного характера.

4

Методика определения запаха питьевой воды

1.Взять ёмкость с притёртой крышкой (200-500 мл).

2.Влить в ёмкость 100 мл исследуемой воды Т = 20°С, закрыть пробкой.

3.Перемешать воду в ёмкости лёгким покачиванием в стороны.

4.Открыть ёмкость и определяем характер и интенсивность запаха, используя таблицу «Органолептические показатели воды» (Приложение №4) .

4.Цветность обусловлена чаще всего примесями природного происхождения, которые вымываются из почвы, гумусовыми веществами желтоватого или коричневого цвета, железистыми соединениями от желтоватых до зеленых оттенков. Химические примеси, присутствующие в природных водах, делятся на три группы: природного происхождения; антропогенного происхождения, поступающие в источники водоснабжения вследствие хозяйственной деятельности человека; поступающие и образующиеся в воде в процессе водоподготовки.

5. Вкус и привкус - способность содержащихся в воде химических веществ после взаимодействия со слюной раздражать вкусовые сосочки, расположенные на поверхности языка, и обусловливать соответствующие ощущения.

По характеру различают соленый, горький, кислый и сладкий вкусы. Остальное - привкусы: щелочной, болотный, металлический, нефтепродуктов и т. д. Но для гигиенической оценки и сравнения качества питьевой воды недостаточно только качественной характеристики вкусов и привкусов. Один и тот же привкус может иметь разную интенсивность. К тому же у разных людей неодинакова чувствительность вкусового анализатора. Поэтому для характеристики интенсивности вкусов и привкусов воды была предложена пятибалльная шкала, аналогичная пятибалльной шкале интенсивности запахов.

Методика определения привкуса питьевой воды

1.Исследуемую воду Т 20°С наливают в пробный стакан.

2.Набирают воду в рот малыми порциями, не проглатывая, задерживая 3-5 сек., определяя характер и интенсивность вкуса и привкуса, используя таблицу «Органолептические показатели воды» (Приложение №4).

Природные загрязнения.

К первой группе показателей относятся сухой остаток, общая жесткость, активная реакция среды, наличие катионов и анионов. В поверхностных источниках водоснабжения активная реакция среды (рН) колеблется от 6,5 до 8,5, в подземных – от 6 до 9. Увеличение или уменьшение величины рН свидетельствует о наличии повышенного содержания кислых или щелочных примесей. Так подземные воды, богатые бикарбонатами и карбонатами, могут иметь рН больше 6.

6.Общая жесткость воды - природное свойство - обусловлена присутствием солей кальция и магния. Воду с общей жесткостью до 3,5 ммоль/л принято считать мягкой, от 3,5 до 7 - средней жесткости, до 10 - жесткой, свыше 10 - очень жесткой. Для питьевых целей предпочитают воду средней жесткости. При повышенном поступлении в организм кальция с питьевой водой на фоне йодной недостаточности чаще возникают болезни щитовидной железы. Особенно нежелательно высокое содержание магния, т.к. его сульфаты нарушают процессы всасывания и моторную деятельность кишечника. При содержании сульфатов в воде до 250 мг/л, магния не должно быть более 30-50 мг/л. Оптимальное содержание кальция составляет 75-100 мг/л, максимально допустимое -150 мг/л. Железо в природных водах находится в двух или трехвалентном состоянии в виде коллоидных или комплексных соединений с гуминовыми кислотами, бикарбонатами. На воздухе бикарбонатные комплексы разрушаются с образованием гидроксидов железа, придающих воде мутность и цветность. При концентрации железа выше 1 мг/л вода приобретает вяжущий привкус. Сульфаты и хлориды в избытке более 500 мг/л и 350 мг/л изменяют вкусовые качества воды и неблагоприятно влияют на работу желудочно-кишечного тракта. Фториды в концентрациях 1,2-1,5 мг/л оценивают как оптимальные. При повышенных концентрациях развивается флюороз зубов и скелета, а при пониженных увеличивается заболеваемость кариесом. В большинстве открытых водоемов концентрации фтора понижены, высокие концентрации фторидов чаще встречаются в воде артезианских скважин. Азотсодержащие соединения в виде нитратов и нитритов могут быть природного и техногенного происхождения. Повышенное содержание нитратов более 45 мг/л приводит к нарушению окислительной функции крови. Нитраты обладают мутагенной активностью и могут приводить к образованию в организме человека канцерогенных соединений. Общая минерализация (сухой остаток) определяет общее суммарное количество растворенных солей. Воду с сухим остатком 10000 мг/л считают пресной, свыше - соленой. Слабоминерализованная вода с содержанием солей 50-100 мг/л неприятна на вкус и при длительном применении приводит к неблагоприятным физиологическим сдвигам в организме.

Основные нормируемые вредные вещества, которые поступают в питьевую воду в процессе ее водоподготовки при очистке воды коагулянтами, флокулянтами, ионным обменом, сорбцией, обеззараживании хлором, озонировании т.д. При использовании новых видов реагентов, обеззараживающих веществ и других материалов они должны иметь гигиенические сертификаты с указанием веществ, которые могут поступать в воду при их применении. Санитарные правила нормируют также содержание индивидуальных химических соединений, которые могут присутствовать в питьевой воде и могут быть идентифицированы современными аналитическими методами. Для каждого вещества указан норматив по величине ПДК (предельно допустимой концентрации), которая не оказывает влияния на состояние здоровья человека. Также указывается лимитирующий признак вредности, по которому устанавливается ПДК: санитарно-токсикологический или органолептический и класс опасности вещества, который учитывается при выборе соединений, подлежащих первоочередному контролю. Различают 4 класса опасности: первый класс - чрезвычайно опасные вещества, второй класс - высоко опасные, третий класс - опасные, четвертый класс - умеренно опасные.

При обнаружении в воде химических веществ, относящихся к классам 1 и 2 и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них к величине его ПДК не должна быть больше 1. Введение суммарного показателя дает более объективную картину загрязненности питьевой воды






Список используемой литературы

1. Крымская, И. Г. Гигиена и экология человека: учебное пособие [Текст]/ И. Г. Крымская. – Изд. 3-е, стер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 351 с.

2. Пивоваров, Ю. П. Гигиена и экология человека: учебник [Текст] / Ю. П. Пивоваров, В.В. Кролик, Л. Г. Подунова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.









Приложение №1

Контролирующий материал для итогового контроля знаний по теме 2.3. «Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Вода как фактор внешней среды. Её гигиеническое и экологическое значение».

Контрольные вопросы

  1. Гигиеническое значение воды?

  2. Как влияет «жесткая» вода на организм человека?

  3. Какие инфекционные заболевания могут передаваться через воду?

  4. Охарактеризуйте основные виды антропогенного загрязнения водоемов

  5. Роль водного фактора в возникновении заболеваний.

  6. Значение природного минерального состава воды.

  7. Какие требования предъявляются к качеству питьевой воды?

  8. Органолептические свойства воды: дайте определение понятию и перечислите органолептические свойства питьевой воды.

  9. Назовите документы, регламентирующие качество воды.

  10. Как определяется вкус и запах питьевой воды?

  11. Чем обусловлена цветность питьевой воды?

  12. Как определяется мутность питьевой воды?
























Критерии оценок

Система оценки знаний студентов при устном ответе

Оценка «отлично» ставится, если студент:

  • обстоятельно, с достаточной полнотой излагает соответствующий материал;

  • дает правильные формулировки, точные определения и понятий терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры (не только из учебников, но и подобранные самостоятельно), полно и правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие цель выяснить степень понимания студентом данного материала;

  • свободно владеет медицинской терминологией.

Оценка «хорошо» ставится, если студент:

  • дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценка «отлично», но допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:

  • знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке правил;

  • допускает частые ошибки;

  • излагает материал недостаточно связанно и последовательно.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:

  • обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие них смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми остановками и перерывами.



Приложение №2

Задание на самостоятельную работу студентов,

инструктаж преподавателя


Непременным требованием к воде, употребляемой для питья, приготовления пищи является её доброкачественность и безвредность в гигиеническом и эпидемическом отношениях. В процессе самостоятельной работы вы должны уяснить роль и значение органолептических свойств в оценке качества питьевой воды, овладеть стандартными методиками и провести лабораторное исследование по определению органолептических свойств воды, научиться давать гигиеническую оценку этим свойствам воды. Для этого вы должны познакомиться с планом самостоятельной работы, изучить методические указания для проведения лабораторных исследований органолептических свойств воды. Пользуясь стандартными методиками, вы должны провести лабораторное исследование по определению вкуса, запаха, прозрачности, мутности исследуемой воды. Вы также должны оформить протокол исследования и составить письменное заключение о качестве воды по органолептическим показателям. По окончании лабораторных исследований, вы должны ответить на вопросы тестового контроля усвоения материала темы и сдать работу преподавателю.

Алгоритм работы

1.Прочитайте название этапа, цель этапа и задание этапа.

2.Внимательно изучите каждую стандартную методику по определению органолептических свойств воды и запишите в дневник.

3.Приступайте к выполнению самостоятельного лабораторного исследования по определению органолептических свойств воды.

4.Сделайте соответствующие записи по результатам самостоятельного лабораторного исследования, оформите схемы, таблицы и рисунки, если они требуются к данному этапу.

5.В заключение ответьте на контрольные тестовые задания.

6.Предоставьте выполненную работу на подпись преподавателю и получите индивидуальное задание на дом.


Самостоятельная работа считается выполненной, если:

  • имеется запись материала практического занятия.

  • записаны обучающие цели и задачи этапа.

  • выполнены все задания самостоятельной работы.

  • даны ответы на контрольные тесты.

  • сдан дневник на подпись преподавателю.


Приложение №3


Самостоятельная работа студентов на практическом занятии по теме

«Санитарно-гигиеническая оценка факторов окружающей среды: органолептические свойства воды»

п/п

Наименование этапа

Цель этапа

Задание этапа, стандартные методики

Время этапа

1.

Организация рабочего места

Формируем и проверяем способность организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК.12)

Подготовьте необходимое оснащение для проведения лабораторного исследования по определению органолептических свойств воды: ёмкости с водой, штатив с пробирками, чашки Петри, цилиндр и шрифт Снеллена, таблицу «Органолептические показатели воды»; почкообразные лотки и ёмкости для горячей воды, мерные стаканы; водные термометры; линейки, карандаши, клей, ножницы.

5 мин.

2.

Определение запаха питьевой воды при Т° 20°С и 60°С.

Формируем и проверяем умение проводить лабораторные исследования органолептических свойств: запаха питьевой воды.

Формируем общие компетенции ОК 2., ОК 3.


Методика определения запаха при Т 20°С

1.Взять ёмкость с притёртой крышкой (200-500 мл).

2.Влить в ёмкость 100 мл исследуемой воды Т = 20°С, закрыть пробкой.

3.Перемешать воду в ёмкости лёгким покачиванием в стороны.

4.Открыть ёмкость и определяем характер и интенсивность запаха, используя таблицу «Органолептические показатели воды».

5.Полученные данные запишите в дневник.

Методика определения запаха при Т = 60°С

1.В ёмкость налить 100 мл исследуемой воды и закрыть лабораторным стеклом.

2.Нлить в большой лоток кипящую воду и опустить в неё ёмкость с исследуемой водой. 3.Нагреть на водяной бане до 60°.

4..Содержимое ёмкости несколько раз перемешивают вращательными движениями, затем сдвигают стекло и определяют характер и интенсивность запаха, используя таблицу «Органолептические показатели воды».

5.Полученные данные запишите в дневник.


10 мин.

3.

Определение вкуса питьевой воды

Формируем и проверяем умение проводить лабораторные исследования органолептических свойств: вкуса питьевой воды.

Формируем общие компетенции ОК 2., ОК 3.


Методика определения вкуса питьевой воды

1.Исследуемую воду Т 20°С наливают в пробный стакан.

2.Набирают воду в рот малыми порциями, не проглатывая, задерживая 3-5 сек., определяя характер и интенсивность вкуса и привкуса, используя таблицу «Органолептические показатели воды».

3.Полученные данные запишите в дневник.

10 мин.

4.

Определение прозрачности питьевой воды

Формируем и проверяем умение проводить лабораторные исследования органолептических свойств: прозрачности питьевой воды.

Формируем общие компетенции ОК 2., ОК 3.

Методика определения прозрачности воды

1.Исследуемую воду после взбалтывания наливают в цилиндр Снеллена.

2.Цилиндр Снеллена помещаем на штатив на высоту 4 см.

3.Под дно подкладываем стандартный шрифт Снеллена так, чтобы дно цилиндра находилось от шрифта на высоте 4 см.

4.Просматривая шрифт сверху через столб жидкости, выпускайте воду через нижнюю трубку, пока шрифт не будет отчётливо виден.

5.Высота оставшегося в цилиндре столба воды в см определяет степень прозрачности воды.

Минимально допустимая прозрачность питьевой воды – 30 см., Вода с прозрачностью 20-30 см считается слабо мутной. От 10 до 20 см – мутной. До 10 см – очень мутной.

6.Полученные данные запишите в дневник.

15 мин.

5.

Оформление протокола

Формируем общие компетенции ОК 2., ОК 3.

Занесите в протокол полученные данные, дайте письменное заключение о пригодности исследуемой воды для питья.

10 мин.

За каждый этап студент оценивается по пятибалльной системе в соответствии с критериями оценки выполнения лабораторного исследования по определению органолептических свойств воды.

В журнал выставляется средняя арифметическая оценка.


Критерии оценки выполнения лабораторных исследований


«Отлично» - последовательное, уверенное выполнение лабораторных исследований с обоснованием каждого этапа, соблюдая последовательность

стандартных методик по определению органолептических свойств воды. Правильное, чёткое заполнение протокола.

«Хорошо» - неуверенное, но правильное последовательное выполнение лабораторных исследований с обоснованием каждого этапа, соблюдая последовательность стандартных методик по определению органолептических свойств воды. Правильное, чёткое заполнение протокола.

«Удовлетворительно» - выполнение лабораторных исследований без обоснования каждого этапа, при допущении незначительных ошибок при заполнении протокола.

«Неудовлетворительно» - нарушение последовательности выполнения лабораторных исследований без обоснования каждого этапа, без соблюдения последовательности стандартных методик по определению органолептических свойств воды. Не правильное заполнение протокола.





Приложение №4


Таблица «Органолептические показатели воды»


показатели

единицы измерения

Нормативы, не более

запах

баллы

2

привкус

баллы

2

цветность

градусы

20/35

мутность

ЕМФ/мг/л

2,6/1,5



Таблица «Интенсивность запаха(вкуса) в баллах»

Интенсивность запаха (вкуса)

Характер проявления запаха (вкуса)

Оценка интенсивности запаха (вкуса)

Нет

Не ощущается

0

Очень слабая

Сразу не ощущается, но обнаруживается при лабораторном исследовании

1

Слабая

Замечается, в случае если обратить на это внимание

2

Заметная

Легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5




Приложение №5


Контролирующий материал для контроля знаний и умений по теме практического занятия №3. «Санитарно-гигиеническая оценка факторов окружающей среды: органолептические свойства воды».


  1. Повышенное содержание фтора в воде может привести к:

а) флюорозу

б) кариесу

в) эндемическому зобу.

  1. Пониженное содержание фтора в воде может привести к:

а) флюорозу

б) кариесу

в) эндемическому зобу.

  1. Пониженное содержание йода в воде может привести к:

а) флюорозу

б) кариесу

в) эндемическому зобу.

  1. Метгемоглобинемия развивается при избытке в воде:

а) мышьяка

б) нитратов

в) фтора.

  1. Для обеззараживания воды используют:

а) сернокислый алюминий

б) окись алюминия

в) хлорную известь.

  1. Если коли-индекс воды выше нормы, необходимо провести

а) коагуляцию

б) осветление

в) обеззараживание.

  1. К органолептическим показателям относится

а) запах

б) остаточный хлор

в) водородный показатель.

  1. Единица измерения запаха питьевой воды

а) градус

б) балл

в) мг/л.



  1. Цветность воды обусловлена ____________

  2. Оцените качество артезианской воды, предлагаемой для водоснабжения больницы: запах – 2 балла, вкус – 2 балла, мутность – 0,5 мг/л, железо – 0,3 мг/л, фтор – 1,2 мг/л, микробное число – 80, коли-индекс – 3.

  3. Дайте гигиеническую оценку органолептическим свойствам воды из шахтного колодца: прозрачность более 30 см, цветность 30°, запах и вкус землянистые – 2 балла.





Эталоны ответов

  1. а

  2. б

  3. в

  4. б

  5. в

  6. в

  7. а

  8. б

  9. примесями природного происхождения

  10. предлагаемая вода со слабым запахом; вкус воды, мутность, содержание железа и фтора соответствует государственному стандарту на питьевую воду; микробное число – 80 – выше норы на 30 при коли-индексе -3. Это свидетельствует о том, что вода не безопасна в эпидемическом отношении и её необходимо обеззараживать перед употреблением.

  11. органолептические свойства воды из шахтного колодца соответствуют требованиям СанПин: вода прозрачная, запах не более 2-3 баллов; привкус не более 2-3 баллов, цветность не более 30°.

Система оценки знаний при проведении тестирования студентов на бумажном носителе

  • Оценка «отлично» ставится, если студент правильно ответил на 91-100% заданий – 10-11заданий при условии выполнения заданий №№ 10 и 11.

  • Оценка «хорошо» ставится, если студент правильно ответил на 81-90% заданий – 9 заданий при условии выполнения заданий №№ 10 и 11.

  • Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент правильно ответил на 71-80% заданий – 8 заданий при условии выполнения заданий №№ 10 и 11

  • Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент ответил не менее 70% заданий правильно – 7 заданий и не выполнены заданий №№ 10 и 11.



Приложение №6

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Вы должны подготовиться к следующему практическому занятию №4 по теме «Санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней: обследование источников водоснабжения». Для этого вы должны:

1.Изучить материал учебника [1. с. 52-57].

2.Сделать фотографию источника нецентрализованного водоснабжения и произвести забор воды.

3.Составить кроссворд.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ишкова Татьяна Маркиановна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 239900


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства