ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА конструирования урока в современной информационной образовательной среде 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА конструирования урока в современной информационной образовательной среде
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | Информатика и ИКТ | Класс | 8 |
Тема урока | Информация и её свойства |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
оценивание информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); определение информативности некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию; определять виды информации. | понимание значения понятия «информация» с точки зрения различных предметных областей; умение работать с приложениями LearningApps.org; умение работать с таблицей Google. | |
Решаемые учебные проблемы | Расширить представления учащихся об информации и её свойствах; знать сущности понятий «информация», «сигнал»; иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Информация; сигнал; непрерывный сигнал; дискретный сигнал; виды информации; свойства информации. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | |
Методическое назначение средств ИКТ | Использование входной презентации - видеоролика для определения первичных интересов учащихся; использование метода формирующего оценивания (карт формирующего оценивания №1 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ» и №2 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ»); показ презентации; выполнение учебных заданий на компьютере для достижения образовательных результатов. |
Аппаратное и программное обеспечение | Браузер Google Crome; Microsoft Office Power Point; Сервис Google-таблица и Google-документ; Сервис Youtube.com; Сервис хранения презентаций Slideboom; приложение Web 2.0 LearningApps.org. |
Образовательные интернет-ресурсы | Видеоролик «Информация в живой и неживой природе»; Таблицы карт формирующего оценивания №1 «ЗНАЮ-УМЕЮ_ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ» и №2 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ»; Интерактивные упражнения в среде LearningApps.org; Презентация «Информация и её свойства». |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
ЭТАП 1. Процесс актуализации и усвоения пройденного материала |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | |
Длительность этапа | 3 минуты |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Просмотр видеоролика «Информация в живой и неживой природе». |
Методы обучения | Наглядный метод обучения. |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | ПК учителя, проектор, Интернет. |
Формы организации деятельности учащихся | |
Функции/роль учителя на данном этапе | Организационные, подведение учащихся к формированию проблемного вопроса и цели урока. |
|
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Постановка проблемного вопроса (что такое информация и чем она характерна?); учащиеся формулируют цели урока (учитель, по необходимости, вносит коррективы); учащиеся расширяют своё представление об информации, её видах, знакомятся с её свойствами; учащиеся знакомятся с понятием непрерывного и дискретного сигнала. |
Длительность этапа | 7 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | На основании презентации «Информация и её свойства» излагается основной материал учебной темы. |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Проектор, ПК учителя. |
Формы организации деятельности учащихся | Восприятие, запоминание и понимание учебного материала. |
Функции/роль учителя на данном этапе | Создание условий для осознанного восприятия учебного материала. |
Основные виды деятельности учителя | Предъявление учебного материала и организация работы с ним. |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Учащиеся научатся: оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); определять информативность сообщений; определять виды информации; определять свойство информации, представленной в жизненных ситуациях. |
Длительность этапа | 10 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Совместное решение задания № 5 в Рабочей тетради, с демонстрацией на интерактивной доске. Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа работает с Google-документом, в котором предложены ситуации из окружающей нас жизни. Необходимо классифицировать ситуации по группам (свойствам информации). Поочерёдно группы зачитывают сообщения. |
Методы обучения | Продуктивный. |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Проектор, интерактивная доска, ПК учителя. |
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная работа, работа в группах. |
Функции/роль учителя на данном этапе | Организация обратной связи. |
Основные виды деятельности учителя | Организация выполнения задания с совместным обсуждением, организация работы в группах. |
ЭТАП 4. Практическая часть |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Учащиеся научатся: оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); определять информативность сообщений; определять виды информации; определять свойство информации, представленной в жизненных ситуациях. |
Длительность этапа | 15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Выполнение учащимися упражнений на компьютере в среде LearningApps.org: Виды информации - http://LearningApps.org/13896 Информационные процессы и свойства информации http://LearningApps.org/406013 Информация http://learningapps.org/100810 Информация и её свойства http://learningapps.org/display?v=piic3o085 |
Методы обучения | Продуктивный |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | ПК учащихся, Интернет. |
Формы организации деятельности учащихся | Практическая работа |
Функции/роль учителя на данном этапе | Демонстрация выполнения практической работы, организация работы учащихся за компьютерами. |
Основные виды деятельности учителя | Контроль за выполнением практической работы |
ЭТАП 5. Проверка полученных результатов. |
Длительность этапа | 5 минут |
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | Тестирование в Google-форме Тест «Информация и её свойства». |
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | ПК учащихся, Интернет. |
Методы контроля | Самооценка. |
Формы организации деятельности учащихся | Индивидуальная работа с тестовым заданием. |
Функции/роль учителя на данном этапе | Наблюдение, анализ результатов. |
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Домашнее задание: Заполнение карты формирующего оценивания №2 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ» (учитель комментирует алгоритм выполнение домашнего задания). |
Тема урока | Информация и её свойства |
Решаемые учебные проблемы | расширить представления об информации и её свойствах; знать сущности понятий «информация», «сигнал»; иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | информация, сигнал, непрерывный сигнал, дискретный сигнал, виды информации, свойства информации. |
ЭТАП 1. Процесс актуализации и усвоения пройденного материала |
Просмотр видеоролика «Информация в живой и неживой природе» |
Заполнение карты формирующего оценивания №1 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ». |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Просмотр презентации «Информация и её свойства». |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
Совместное решение задания № 5 в Рабочей тетради, с демонстрацией на интерактивной доске. Работа в группах. Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа работает с Google-документом, в котором предложены ситуации из окружающей нас жизни. Необходимо классифицировать ситуации по группам (свойствам информации). Поочерёдно группы зачитывают сообщения. |
ЭТАП 4. Практическая часть |
Выполнение учащимися упражнений на компьютере в среде LearningApps.org Виды информации - http://LearningApps.org/13896 Информационные процессы и свойства информации http://LearningApps.org/406013 Информация http://learningapps.org/100810 Информация и её свойства http://learningapps.org/display?v=piic3o085 |
ЭТАП 5. Проверка полученных результатов. |
Тестирование в Google-форме Тест «Информация и её свойства». |
ЭТАП 6. Подведение итогов, домашнее задание |
Заполнение карты формирующего оценивания №2 «ЗНАЮ-ИНТЕРЕСУЕМСЯ-УЗНАЛИ» |
ЭТАП 1. Процесс актуализации знаний |
Длительность этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
3 минуты | Приветствие учителя. Отметка присутствующих. | |
Вопросы для определения первичных знаний учащихся: Что для Вас значит понятие информация? Как часто Вы пользуетесь этим термином? Задумайтесь на минуту и попытайтесь продолжить высказывание: Информация – это… | Ученики предлагают свои варианты ответов. |
Показ и настройка видеоролика. | Просмотр видеоролика «Информация в живой и неживой природе». http://www.youtube.com/watch?v=lK0a3XUttOo |
Приглашение учащихся к заполнению карты. | Заполнение Карты формирующего оценивания №1 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ» (на ПК учащихся) |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
7 минут | Постановка проблемного вопроса: Что такое информация и чем она характерна?. В виде каких потоков мы получаем информацию? Что есть у человека для протекания (?) информационных процессов? | Учащиеся формулируют цели урока (учитель, по необходимости, вносит коррективы)? |
На основании презентации «Информация и её свойства» излагается основной материал учебной темы. | Восприятие, запоминание и понимание учебного материала. |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
10 минут | Организация обратной связи. | |
Организация выполнения задания с совместным обсуждением, организация работы в группах. | Работа в группах. Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа работает с Google-документом, в котором предложены ситуации из окружающей нас жизни. Необходимо классифицировать ситуации по группам (свойствам информации). Поочерёдно группы зачитывают сообщения. |
ЭТАП 4. Практическая часть |
15 минут | Организация работы учащихся за компьютерами. | Практическая работа: Выполнение учащимися упражнений на компьютере в среде LearningApps.org Виды информации - http://LearningApps.org/13896 Информационные процессы и свойства информации http://LearningApps.org/406013 Информация http://learningapps.org/100810 Информация и её свойства http://learningapps.org/display?v=piic3o085 |
ЭТАП 5. Проверка полученных результатов. |
5 минут | Контроль за выполнением работы. Наблюдение, анализ результатов. | Индивидуальная работа с тестовым заданием в Google-форме Тест «Информация и её свойства» |
ЭТАП 6. Подведение итогов, домашнее задание |
5 минут | Предъявление домашнего задания. | Заполнение карты формирующего оценивания №2 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ» |