ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА конструирования урока в современной информационной образовательной среде 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА конструирования урока в современной информационной образовательной среде
| ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
| Предмет | Информатика и ИКТ | Класс | 8 |
| Тема урока | Информация и её свойства |
| Планируемые образовательные результаты |
| Предметные | Метапредметные | Личностные |
оценивание информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); определение информативности некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию; определять виды информации. | понимание значения понятия «информация» с точки зрения различных предметных областей; умение работать с приложениями LearningApps.org; умение работать с таблицей Google. | |
| Решаемые учебные проблемы | Расширить представления учащихся об информации и её свойствах; знать сущности понятий «информация», «сигнал»; иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества. |
| Основные понятия, изучаемые на уроке | Информация; сигнал; непрерывный сигнал; дискретный сигнал; виды информации; свойства информации. |
| Вид используемых на уроке средств ИКТ | |
| Методическое назначение средств ИКТ | Использование входной презентации - видеоролика для определения первичных интересов учащихся; использование метода формирующего оценивания (карт формирующего оценивания №1 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ» и №2 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ»); показ презентации; выполнение учебных заданий на компьютере для достижения образовательных результатов. |
| Аппаратное и программное обеспечение | Браузер Google Crome; Microsoft Office Power Point; Сервис Google-таблица и Google-документ; Сервис Youtube.com; Сервис хранения презентаций Slideboom; приложение Web 2.0 LearningApps.org. |
| Образовательные интернет-ресурсы | Видеоролик «Информация в живой и неживой природе»; Таблицы карт формирующего оценивания №1 «ЗНАЮ-УМЕЮ_ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ» и №2 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ»; Интерактивные упражнения в среде LearningApps.org; Презентация «Информация и её свойства». |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
| ЭТАП 1. Процесс актуализации и усвоения пройденного материала |
| Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | |
| Длительность этапа | 3 минуты |
| Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Просмотр видеоролика «Информация в живой и неживой природе». |
| Методы обучения | Наглядный метод обучения. |
| Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | ПК учителя, проектор, Интернет. |
| Формы организации деятельности учащихся | |
| Функции/роль учителя на данном этапе | Организационные, подведение учащихся к формированию проблемного вопроса и цели урока. |
| |
| ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
| Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Постановка проблемного вопроса (что такое информация и чем она характерна?); учащиеся формулируют цели урока (учитель, по необходимости, вносит коррективы); учащиеся расширяют своё представление об информации, её видах, знакомятся с её свойствами; учащиеся знакомятся с понятием непрерывного и дискретного сигнала. |
| Длительность этапа | 7 минут |
| Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | На основании презентации «Информация и её свойства» излагается основной материал учебной темы. |
| Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный |
| Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Проектор, ПК учителя. |
| Формы организации деятельности учащихся | Восприятие, запоминание и понимание учебного материала. |
| Функции/роль учителя на данном этапе | Создание условий для осознанного восприятия учебного материала. |
| Основные виды деятельности учителя | Предъявление учебного материала и организация работы с ним. |
| ЭТАП 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
| Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Учащиеся научатся: оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); определять информативность сообщений; определять виды информации; определять свойство информации, представленной в жизненных ситуациях. |
| Длительность этапа | 10 минут |
| Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Совместное решение задания № 5 в Рабочей тетради, с демонстрацией на интерактивной доске. Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа работает с Google-документом, в котором предложены ситуации из окружающей нас жизни. Необходимо классифицировать ситуации по группам (свойствам информации). Поочерёдно группы зачитывают сообщения. |
| Методы обучения | Продуктивный. |
| Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Проектор, интерактивная доска, ПК учителя. |
| Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная работа, работа в группах. |
| Функции/роль учителя на данном этапе | Организация обратной связи. |
| Основные виды деятельности учителя | Организация выполнения задания с совместным обсуждением, организация работы в группах. |
| ЭТАП 4. Практическая часть |
| Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Учащиеся научатся: оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); определять информативность сообщений; определять виды информации; определять свойство информации, представленной в жизненных ситуациях. |
| Длительность этапа | 15 минут |
| Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Выполнение учащимися упражнений на компьютере в среде LearningApps.org: Виды информации - http://LearningApps.org/13896 Информационные процессы и свойства информации http://LearningApps.org/406013 Информация http://learningapps.org/100810 Информация и её свойства http://learningapps.org/display?v=piic3o085 |
| Методы обучения | Продуктивный |
| Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | ПК учащихся, Интернет. |
| Формы организации деятельности учащихся | Практическая работа |
| Функции/роль учителя на данном этапе | Демонстрация выполнения практической работы, организация работы учащихся за компьютерами. |
| Основные виды деятельности учителя | Контроль за выполнением практической работы |
| ЭТАП 5. Проверка полученных результатов. |
| Длительность этапа | 5 минут |
| Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | Тестирование в Google-форме Тест «Информация и её свойства». |
| Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | ПК учащихся, Интернет. |
| Методы контроля | Самооценка. |
| Формы организации деятельности учащихся | Индивидуальная работа с тестовым заданием. |
| Функции/роль учителя на данном этапе | Наблюдение, анализ результатов. |
| ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание |
| Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Домашнее задание: Заполнение карты формирующего оценивания №2 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ» (учитель комментирует алгоритм выполнение домашнего задания). |
| Тема урока | Информация и её свойства |
| Решаемые учебные проблемы | расширить представления об информации и её свойствах; знать сущности понятий «информация», «сигнал»; иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества. |
| Основные понятия, изучаемые на уроке | информация, сигнал, непрерывный сигнал, дискретный сигнал, виды информации, свойства информации. |
| ЭТАП 1. Процесс актуализации и усвоения пройденного материала |
| Просмотр видеоролика «Информация в живой и неживой природе» |
| Заполнение карты формирующего оценивания №1 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ». |
| ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
| Просмотр презентации «Информация и её свойства». |
| ЭТАП 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
Совместное решение задания № 5 в Рабочей тетради, с демонстрацией на интерактивной доске. Работа в группах. Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа работает с Google-документом, в котором предложены ситуации из окружающей нас жизни. Необходимо классифицировать ситуации по группам (свойствам информации). Поочерёдно группы зачитывают сообщения. |
| ЭТАП 4. Практическая часть |
| Выполнение учащимися упражнений на компьютере в среде LearningApps.org Виды информации - http://LearningApps.org/13896 Информационные процессы и свойства информации http://LearningApps.org/406013 Информация http://learningapps.org/100810 Информация и её свойства http://learningapps.org/display?v=piic3o085 |
| ЭТАП 5. Проверка полученных результатов. |
| Тестирование в Google-форме Тест «Информация и её свойства». |
| ЭТАП 6. Подведение итогов, домашнее задание |
| Заполнение карты формирующего оценивания №2 «ЗНАЮ-ИНТЕРЕСУЕМСЯ-УЗНАЛИ» |
| ЭТАП 1. Процесс актуализации знаний |
| Длительность этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| 3 минуты | Приветствие учителя. Отметка присутствующих. | |
| Вопросы для определения первичных знаний учащихся: Что для Вас значит понятие информация? Как часто Вы пользуетесь этим термином? Задумайтесь на минуту и попытайтесь продолжить высказывание: Информация – это… | Ученики предлагают свои варианты ответов. |
| Показ и настройка видеоролика. | Просмотр видеоролика «Информация в живой и неживой природе». http://www.youtube.com/watch?v=lK0a3XUttOo |
| Приглашение учащихся к заполнению карты. | Заполнение Карты формирующего оценивания №1 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ» (на ПК учащихся) |
| ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
| 7 минут | Постановка проблемного вопроса: Что такое информация и чем она характерна?. В виде каких потоков мы получаем информацию? Что есть у человека для протекания (?) информационных процессов? | Учащиеся формулируют цели урока (учитель, по необходимости, вносит коррективы)? |
| На основании презентации «Информация и её свойства» излагается основной материал учебной темы. | Восприятие, запоминание и понимание учебного материала. |
| ЭТАП 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
| 10 минут | Организация обратной связи. | |
| Организация выполнения задания с совместным обсуждением, организация работы в группах. | Работа в группах. Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа работает с Google-документом, в котором предложены ситуации из окружающей нас жизни. Необходимо классифицировать ситуации по группам (свойствам информации). Поочерёдно группы зачитывают сообщения. |
| ЭТАП 4. Практическая часть |
| 15 минут | Организация работы учащихся за компьютерами. | Практическая работа: Выполнение учащимися упражнений на компьютере в среде LearningApps.org Виды информации - http://LearningApps.org/13896 Информационные процессы и свойства информации http://LearningApps.org/406013 Информация http://learningapps.org/100810 Информация и её свойства http://learningapps.org/display?v=piic3o085 |
| ЭТАП 5. Проверка полученных результатов. |
| 5 минут | Контроль за выполнением работы. Наблюдение, анализ результатов. | Индивидуальная работа с тестовым заданием в Google-форме Тест «Информация и её свойства» |
| ЭТАП 6. Подведение итогов, домашнее задание |
| 5 минут | Предъявление домашнего задания. | Заполнение карты формирующего оценивания №2 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ» |