Просмотр содержимого документа
«Логические функции, выражения и их преобразование»
Тема: Логические функции, выражения и их преобразование.
Цель урока: знакомство с законами алгебры логики и их использование при тождественных преобразованиях.
Ход урока:
1.Организационная часть
приветствие;
проверка отсутствующих;
постановка целей урока.
(Все задачи на повторение пройденной темы решаются учениками с объяснением применяемых правил и законов).
2. Актуализация знаний
Повторение понятий высказывание, основные логические операции, связка, предикат. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.
Выполнение задания №1. (Приложение 1)
Выполнение задания №2. (Приложение 1)
Выполнение задания №3. (Приложение 1)
Выполнение задания №4.(файл Кроссворд_ Логика.xls)
Объяснение нового материала.
Переходим к новой теме.
В алгебре логики имеется ряд законов, позволяющих производить равносильные (тождественные) преобразования логических выражений. Приведем соотношения, отражающие эти законы.
Работа с учебником. Для наглядности на доске вывешен плакат « Логические законы и правила преобразования логических выражений», учащимся розданы материалы (Приложение 2).
Рассмотрим примеры тождественного преобразования формул. На интерактивной доске выводятся задания в режиме «Затенение экрана». (Ответ невидим).
Упростим левую часть равенства. Какими законами воспользуемся? Для преобразования левой части равенства последовательно воспользуемся законом де Моргана для логического сложения и законом двойного отрицания:
Учащиеся устно выполняют преобразование логической формулы и уравнения, результатом которого является упрощенное выражение и найденное решение.
Работа в командах, за компьютером.
Для работы в командах класс делится на группы по 2 человека. Работа в командах как способ организации учебной деятельности ведет к активизации учебно-познавательных процессов.
Учащиеся выполняют задания 5 (b и c) письменно.
Для проверки правильности упрощения надо построить таблицы истинности для исходного и упрощенного выражения. Если данные в последних столбцах таблиц истинности совпадают, значит мы правильно упростили логическое выражение.
Так как большинство учащихся приобрели навыки построения таблиц по формулам, то целесообразно эту техническую (в общем-то) работу выполнить с помощью табличного процессора Excel. Учащиеся знают, что в Excel логические формулы записываются в префиксной форме, т.е. операция предшествует своим операндам. Повторяем правила построения таблиц истинности для логических выражений.
Когда вычисляется значение булевого выражения, то выполняется определённая очерёдность действий: на очерёдность влияют скобки, сначала считаются «НЕ», «И», затем «ИЛИ». Благодаря этой очерёдности возможно создание электронных цифровых схем.
Закрепление материала.
Домашнее задание. (Приложение 3)
Подведение итогов урока.
Рефлексия
Ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: