В Послании Президента отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». В этом, я считаю, заключается актуальность данной темы. Сегодня очень много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика. «Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении». Е. Н. Ильин сказал: «Учитель должен знать, чему научил, учащийся - чему научился». «Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения» «Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определенного этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня».
Наиболее эффективным является формативное оценивание, которое дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику –осознать бoльшую степень ответственности за свое образование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания учебных достижений учащихся»
Критерии оценивания учебных достижений учащихся
«В педагогическом мастерстве учителей
сердцевину образует их способность точно
оценивать прогресс учеников» М.Барбер
В Послании Президента отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». В этом, я считаю, заключается актуальность данной темы. Сегодня очень много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика. «Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении». Е. Н. Ильин сказал: «Учитель должен знать, чему научил, учащийся - чему научился». «Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения» «Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определенного этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня».
Наиболее эффективным является формативное оценивание, которое дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику –осознать бoльшую степень ответственности за свое образование.
При подведении итогов любого этапа урока законченность придает формативное оценивание учащихся на каждом этапе урока, вследствие чего я могу планировать последующую деятельность не только свою, но и учеников.
Мною применялись следующие техники формативного оценивания на всех уроках: - «Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока.
-«Две звезды, 1 желание». Этот вид работы способствовал видеть «минусы» и делать не только критические замечания, но и главное, что важно, в первую очередь, говорить о «плюсах» в работе. Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально.
-«Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь».
-«Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение, например,
На уроке мне было важно и интересно…
Сегодня на уроке я понял…
Хотелось бы узнать…
Этот вид работы часто использую на этапе урока «Рефлексия» как в устной, так и письменной форме. Эту технику можно сделать не только в форме таблицы, но и форме руки, где на каждом «пальце» написано начало предложения, которое необходимо продолжить.
«Взаимооценивание в парах». Этот вид работы можно проводить в парах, где учащиеся могут проверить друг друга и проанализировать работу в устной форме или использовать образец ответов. Например, при изучении темы «Массивы» я задаю такие вопросы: «Что такое массив?, Классификация массивов? «Какова структура массива? В каких целях используется массив? Практическое применение массива? Как объявляется массив?»
- «Взаимооценивание в группе» проводила с помощью «Оценочного листа», хочу отметить, что при наличии критериев для оценивания оценка будет более объективной. Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала познакомиться со следующими терминами. Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы. Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.
Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.
Также ребята разрабатывали правила работы в группе, критерии для оценивания работы группы.(Слайд № 13, 14). Использование критериев оценивания послужило хорошим руководством для учеников в процессе выполнения заданий. Они научились более объективно оценивать качество своей работы, ведь умение оценивать необходимо им в будущем. Совместно с детьми разрабатываем критерии оценивания по каждому виду заданий, стараюсь, чтобы критерии были доступными и понятными.
Критерии выполнения практическое задания в табличном процессоре Excel
Задание
Кол – во баллов
1
Загрузить файл - Заготовка из папки Задание.
0,5
2
Переименовать листы: 1 - Основной; 2 - Итоги;
0,5
3
Выполнить форматирование строк заголовка таблицы по образцу. Установить границы для таблиц.
0,5
4
Вычислить стоимость каждой квартиры.
1
5
Рассчитать з/плату риэлтеров, которая начисляется в зависимости от стоимости квартиры и ее вида: в сумме: 5% - 1комн., 6% - 2комн., 7%- 3комн.
4
6
Рассчитать итоговую сумму з/платы.
1
7
Скопировать таблицу1 на лист Итоги.
0,5
8
На листе Итоги подвести промежуточные итоги по столбцу Итоговая сумма.
4
9
На листе Основной в табл. 2 определить стоимость проданных квартир по каждому риэлтеру.
3
10
На листе Основной в табл.3 посчитать кол - во всех сделок.
3
11
Установить РАНГ для риэлтеров в табл. 2 и в табл. 3.
4
12
На листе Основной в таблице 2 выполнить автофильтр, вывести 3-х самых успешных риэлтеров и построить по ним круговую диаграмму про общей стоимости квартир с обозначениями и назвать «Успешные риэлтеры».
5
13
В табл. 1 выполнить форматирование по столбцу Квартиры: 1комн. - заливка желтая, цвет- красный, полужирный; 2комн. - заливка розовая, цвет зеленый,полужирный;
3комн. - заливка голубая, цвет синий,полужирный
4
14
Сохранить в папке Задание под именем Задание.
1
Всего
32
«5»
Умение
анализировать, характеризовать, аргументировать новые понятия, наличие полной и конкретной информации. Правильное составление таблицы, наличие всех понятий по теме, Правильно решены все 6 вопросов проверочной работы.
«4»
Умение характеризовать, аргументировать, наличие информации недостаточное. Правильное составление таблицы, наличие большинства понятий по теме. Правильно решены с 1 по 5 вопросы в проверочной работе.
«3»
Недостаточность информации, наличие несущественных факторов, но правильное преподнесение материала. Правильное составление таблицы, наличие малого количества понятий по теме. Правильно решены с 1 по 4 вопросы.
Представлены общие критерии по предмету «Информатика» представлен пример использования формативного и критериального оценивания на уроках математики
Слайд № 21 – представлен пример использования критериального оценивания на уроке географии
Слайд № 22 – представлены общие критерии по предмету физика А,В,С
Формативное оценивание как часть процесса обучения позволяет достигать и улучшать результаты учащихся в процессе обучения – результаты суммативного оценивания. Очень часто бывает так, что учитель не знает какую отметку поставить ученику, потому что невозможно на уроке охватить всех учащихся, некоторые просто отсиживаются, не вовлекаясь в процесс обучения. Разностороннее формативное оценивание учащихся на каждом этапе урока позволяет учителю видеть работу каждого ученика и помогает при выставлении суммативной оценки.
Для меня было важным понимание того, что в процессе обучения объектом оценки является деятельность ученика для достижения цели обучения. Следовательно, разработка цели обучения является основой всех видов оценивания и оценок. Цель обучения является основной частью урока, и вся деятельность учителя и учеников направлена на достижение этой цели. Цель обучения определяет процесс урока, методы и средства обучения и оценивания.
«Согласно исследованиям, совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти ключевых факторов:
1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи.
2. Активное участие учащихся в процессе учения.
3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
4. Признание влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся.
5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно
Формативное и критериальное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. А опыт приходит с годами. После прохождения курсов, я нахожусь в постоянном поиске, изучаю литературу, просматриваю видео, ведь за три месяца невозможно объять необъятное. Стараюсь вводить новые стратегии по мере их освоения. Нельзя сказать, что в результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысился на сто процентов. Зато в глазах детей я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу. Это ли не прогресс? Конечно, прогресс, который способствует достижению эффективности урока.
Итак, 1. Критерии оценивания должны быть основаны на целях обучения, и в процессе обучения учитель всегда должен обращать внимание учащихся на критерии оценивания.
2. Критериальное оценивание учебных достижений учащихся позволяет сделать процесс выполнения работы целенаправленным, а процесс оценивания – прозрачным.
3. Критерии оценивания должны быть понятными учащимся.
4. При формативном оценивании необходимо использовать не более 3 критериев.
5. Критерии оценивания должны быть озвучены до начала выполнения проверочных работ.
6. Критерии оценивания могут быть разработаны совместно с учащимися.
Выступление учителя информатики
Дьячковой Марины Анатольевны
На Республиканском семинаре
«Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога»