Конспект урока по информатике на тему "Способы представления информации в компьютере"
Конспект урока по информатике на тему "Способы представления информации в компьютере"
Цель урока: Формирование представления о языке как способе представления информации.
Задачи:
Учебные: научить представлять информацию используя различные языки.
Развивающие: развивать умение систематизировать получаемые знания, познавательный интерес, самостоятельность.
Воспитательные: воспитывать пунктуальность и внимательность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, доска, экран, презентация «Способы представления информации в компьютере», карточки заданий
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение плана работы.
II. Актуализация знаний и Проверка домашнего задания.
В ходе урока учащиеся работают с индивидуальными маршрутными листами.
Разгадайте ребус.
Ответ: ________________________
Практическая отработка теоретических навыков
Заполните таблицу.
К какому виду относится и в какой форме передается информация из столбца «Пример»?
Пример
Вид информации
По способу восприятия
По форме представления
Картина
Зрительная
Графическая
Письмо
Опера
Задача по алгебре
_________, _________, ________
Радиопередача
Звуковая
Телепередача
_________, _________
Аромат сирени *
-
Вкус лимона *
-
Вопрос: Какой вид информации по способу восприятия не был указан в таблице?
Ответ: __________________________ .
Разгадайте кроссворд
Задание №1 – разгадать ребус.
Какой способ представления информация был использован в ребусе? (Графический)
В какой форме получили ответ? (В текстовой)
Значит, одну и ту же информацию можно представить разными способами.
Сегодня на уроке мы будем систематизировать, закреплять и обобщать знания по теме «Представления информации».
Сначала определим уровень ваших теоретических знаний. В этом нам поможет
III. Изучение новой темы.
Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах. (Демонстрация презентации «Способы представления информации»).
Способы представления информации очень важна при её передаче: если человек плохо слышит, то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя, если у собаки слабо развито обоняние, то она не может работать в розыскной службе.
– Как люди передавали информацию в различные времена? (В разное время люди передавали информацию в различной форме: речи, дыма, барабанного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефона. Но независимо от формы передачи она всегда передаётся с помощью языка.)
– Чем вы пользуетесь на уроках математики? (На уроках математики вы используете специальный язык, в основе которого – цифры, знаки арифметических действий и отношений. Это язык математики.)
– Чем мы пользуемся на уроках музыки? (На уроках музыки главные знаки – ноты.)
– Но какие бы знаки мы не использовали все они составляют различные языки. А язык невозможен без алфавита. Язык – это знаковая система передачи информации. В основе любого языка лежит – алфавит.
Алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение.
Способы представления (способы кодирования) информации: – разговорные языки (более 2000); – язык мимики и жестов; – язык рисунков и чертежей; – научные языки (математики, программирования); – языки искусства (музыка, живопись, скульптура); – специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).
Вся информация в компьютере представлена в двоичном коде, алфавит которого состоит из двух цифр (1 и 0). Поэтому алфавит каждого вида информации должен быть перекодирован в двочный код, понятный компьютеру.
Кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.
Декодирование – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.
Код – это правило сопоставления каждому конкретному сообщению строго определенной комбинации знаков.
Способы кодирования информации: 1) графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков); 2) числовой (с помощью чисел); 3) символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).
Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги по сигналам светофора. Код определяют цвета светофора – красный, зеленый, желтый.
Первые ЭВМ работали с числами. Позже развитие компьютерной техники и информационных технологий позволили хранить и обрабатывать на компьютере и другие виды информации.
Мы с вами пользуемся десятичной системой счисления. Алфавит этой системы счисления состоит из 10 знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Для представления числовой информации используется двоичная система счисления с алфавитом из двух знаков: 0, 1.
Соответствие чисел разных систем счисления можно наблюдать в таблице 1. Для перевода чисел из одной системы счисления в другую существуют специальные правила, с которыми вам предстоит познакомиться в следующем учебном году.
Таблица 1. Числа в десятичной и двоичной системах счисления
Продолжите таблицу кодирования числовой информации до 30.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала.
1. Ученики отвечают на контрольные вопросы уч: §2, №1,2,3,4 с.9.
2. Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?
3. Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:
Клавиша, Сканер
Клавиатура, Монитор
VI. Практическая работа на компьютере
Просмотр кодирования чисел с помощью программы Калькулятор.
Откройте программу Калькулятор (Пуск = Все программы = Стандартные =Калькулятор).
Выберите инженерный вид (Вид = Программист).
Переключая способ кодирования (Dec - десятичный, Bin - двоичный), получите двоичные коды разных чисел (рис.1).
Рис.1. Двоичное кодирование при помощи программы Калькулятор
VII. Домашнее задание.
Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание
Учебник: § 1 повторить (с. 5-7)
§2 читать, ответить на вопросы №5,6 с.10.
VIII. Подведение итогов урока.
Рефлексия данного урока проводится с помощью системы интерактивного голосования. Учащимся предлагается самостоятельно оценить уровень своих знаний по теме «Представление информации».