ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тексты в компьютерной памяти
- ФИО (полностью) Гордейчик Елена Ивановна
- Место работы БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 109 с углубленным изучением отдельных предметов»
- Должность Учитель информатики
- Предмет Информатика и ИКТ
- Класс 8
- Тема и номер урока в теме Текстовая информация и компьютер. Урок № 1
- Базовый учебник Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс. 8 кл. : Учебник .- М. : Бином. Лаборатория знаний, 2005.- 165 с. : ил.;
- Цель урока: Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.
9. Задачи:
- обучающие:
- ввести понятия: гипертекст, таблица кодировки символов;
- ознакомить со способами представления текстовой информации в компьютере с помощью кодировочных таблиц;
- привить навыки работы в этих таблицах.
-развивающие:
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- научить находить информацию в гипертекстовом документе;
-воспитательные:
- формирование навыков ИКТ-компетентности, самопроверки, умения самостоятельно находить, получать и усваивать информацию.
- Тип урока: Усвоение новых знаний
- Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа с компьютерной моделью
- Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с мультимедийными компьютерами и наушниками, интерактивная доска, мультимедийный проектор, принтер, сканер.
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время (в мин.)
1. Этап урока: Организационный момент
- Здравствуйте! Все готовы к уроку?
- Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует на уроке?
- Да, готовы.
Встает дежурный и называет отсутствующих, если есть.
Время (в мин.) 2
2. Этап урока: Целеполагание
Сегодня мы начинаем изучать новую главу, которая называется «Текстовая информация и компьютер». И первый параграф у нас «Тексты в компьютерной памяти». Запишите число и тему урока:
Ученики записывают число и тему урок.
Время (в мин.) 5
3. Этап урока: Актуализация
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2): Презентация Способы обработки и хранения текстов[1]
В начале урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос. Как мы уже знаем, компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами: создание текстовых документов и хранение их на магнитных носителях в виде файлов.
1) Почему же работа с тестовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение?
Ответов нет.
2) Почему за очень короткий срок практически на всех предприятиях и во всех организациях, в том числе и в нашей школе, пишущие машинки заменили на компьютеры?
- Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим отличия обработки и хранения текстов при ручной записи и при создании текстов на компьютере. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос. Как вы думаете, в чем преимущества файлового хранения текстов?
1)экономия бумаги;
2) возможность быстрого копирования на другие магнитные носители;
Выводит на экран презентацию. Посмотрите внимательно на слайд и запишите в тетрадь в чем преимущество компьютерных способы хранения текстовой информации в электронном виде.
Записывают в тетрадь
Время (в мин.) 5
4. Этап урока: Изучение нового материала.
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2): Презентация Гипертекст[2]
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2): Модель Представление текста в различных кодировках [3]
Самое поразительное отличие компьютерного текста от бумажного, если информация в нем организована по принципу гипертекста. С гипертекстом вы уже встречались при работе со справочной системой ОС Windows.
Давайте вспомним, каким образом вы ищите информацию в бумажной книге.
Листаем бумажные страницы вручную
Давайте определим как происходит просмотр информации в окне ОС Windows, для этого на своем компьютере откройте презентацию Гипертекст и попробуйте определить для чего необходима такая организация структурного хранения текстовой информации.
Открывают презентацию и пытаются выполнить переходы по гиперссылкам.
Это необходимо, чтобы связать текстовую информацию в рамках электронного окна.
Откройте страницу 71 учебника и запишите определение понятия «гипертекст» в тетрадь.
Записывают: «Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами.»
- Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора видна какая-то "абракадабра".
- Ребята, как вы думаете, почему это происходит?
- Пока у вас еще нет точного ответа.
Давайте посмотрим и прослушаем интерактивный материал, рассказывающий о кодировании тестовой информации в компьютере.
В конце просмотра выполите задание проверь себя, затем запишите определения основных понятий в тетрадь.
Дети работают с моделью, при этом ведут запись определений в тетрадь, выполняют самостоятельно задание на кодировку и перекодировку текста.
Время (в мин.) 20
5. Этап урока: Закрепление ЗУН, полученных на уроке.
А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока:
Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде "абракадабры"?
- Что обозначает понятие "кодовая страница"?
- Соблюдается ли принцип последовательного кодирования в кодовых страницах?
-На компьютерах применяется разная кодировка символов русского языка.
- Так называется вторая половина кодовой таблицы ASCII, предназначенная для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского.
Соблюдается
Время (в мин.) 5
6. Этап урока: Домашнее задание
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2): Домашнее задание № 10 [4]
- § 13 - выучить теоретический материал, записанный в тетради;
Выполните практическое задание № 10, которое находится по гиперссылке. Ответ выложите на моем блоге.
- Всем спасибо за урок, до свидания!
Время (в мин.) 3
Приложение к плану-конспекту урока
Тексты в компьютерной памяти
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
1 Название ресурса: Способы обработки и хранения текстов (N 119257)
Тип, вид ресурса: И
Форма предъявления информации: презентация
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/adacb7d7-928b-451f-a5d5-d382be38ff41/view/
2 Название ресурса: Гипертекст (N 119019)
Тип, вид ресурса: П
Форма предъявления информации: презентация
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/12ca3a5a-5216-49ad-ba0a-d3c3a617c4fd/view/
3 Название ресурса: Представление текста в различных кодировках
Тип, вид ресурса: И
Форма предъявления информации: модель
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/9135/predstavlenie-teksta-v-razlichnyh-kodirovkah.html
4 Название ресурса: Домашнее задание N 10 (N 118492)
Тип, вид ресурса: К
Форма предъявления информации: Текст/Текст с иллюстрациями
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1c2e2721-465b-44ae-ae23-a6f7d83a1468/view