kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока информатики по теме: "Тексты в компьютерной памяти" с применением ЭОР

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тексты в компьютерной памяти

  1. ФИО (полностью) Гордейчик Елена Ивановна
  2. Место работы БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 109 с углубленным изучением отдельных предметов»
  3. Должность Учитель информатики
  4. Предмет Информатика и ИКТ
  5. Класс 8
  6. Тема и номер урока в теме Текстовая информация и компьютер. Урок № 1
  7. Базовый учебник Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс. 8 кл. : Учебник .- М. : Бином. Лаборатория знаний, 2005.- 165 с. : ил.;
  1. Цель  урока: Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.

9. Задачи:

- обучающие:

  • ввести понятия: гипертекст, таблица кодировки символов;
  • ознакомить со способами представления текстовой информации в компьютере с помощью кодировочных таблиц;
  • привить навыки работы в этих таблицах.

-развивающие:

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • научить находить информацию в гипертекстовом документе;

-воспитательные:

  • формирование навыков ИКТ-компетентности, самопроверки, умения самостоятельно находить, получать и усваивать информацию.
  1. Тип урока: Усвоение новых знаний
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа с компьютерной моделью
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с мультимедийными компьютерами и наушниками, интерактивная доска, мультимедийный проектор, принтер, сканер.
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1. Этап урока: Организационный момент

- Здравствуйте! Все готовы к уроку?

- Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует на уроке?

- Да, готовы.

Встает дежурный и называет отсутствующих, если есть.

Время (в мин.) 2

2. Этап урока: Целеполагание

Сегодня мы начинаем изучать новую главу, которая называется «Текстовая информация и компьютер». И первый параграф у нас «Тексты в компьютерной памяти». Запишите число и тему урока:

Ученики записывают число и тему урок.

Время (в мин.) 5

3. Этап урока: Актуализация

Название используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2): Презентация Способы обработки и хранения текстов[1]

В начале урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос. Как мы уже знаем, компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами: создание текстовых документов и хранение их на магнитных носителях в виде файлов.

1) Почему же работа с тестовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение?

Ответов нет.

2) Почему за очень короткий срок практически на всех предприятиях и во всех организациях, в том числе и в нашей школе, пишущие машинки заменили на компьютеры?

 

- Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим отличия обработки и хранения текстов при ручной записи и при создании текстов на компьютере. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос. Как вы думаете, в чем преимущества файлового хранения текстов?

1)экономия бумаги;

2) возможность быстрого копирования на другие магнитные носители;

Выводит на экран презентацию. Посмотрите внимательно на слайд и запишите в тетрадь в чем преимущество компьютерных способы хранения текстовой информации в электронном виде.

Записывают в тетрадь

Время (в мин.) 5

4. Этап урока: Изучение нового материала.

Название используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2): Презентация Гипертекст[2]

Название используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2): Модель Представление текста в различных кодировках [3]

Самое поразительное отличие компьютерного текста от бумажного, если информация в нем организована по принципу гипертекста. С гипертекстом вы уже встречались при работе со справочной системой ОС Windows.

Давайте вспомним, каким образом вы ищите информацию в бумажной книге.

Листаем бумажные страницы вручную

Давайте определим как происходит просмотр информации в окне ОС Windows, для этого на своем компьютере откройте презентацию Гипертекст и попробуйте определить для чего необходима такая организация структурного хранения текстовой информации.

Открывают презентацию и пытаются выполнить переходы по гиперссылкам.

Это необходимо, чтобы связать текстовую информацию в рамках электронного окна.

Откройте страницу 71 учебника и запишите определение понятия «гипертекст» в тетрадь.

Записывают: «Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами.»

- Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора видна какая-то "абракадабра".

- Ребята, как вы думаете, почему это происходит?

- Пока у вас еще нет точного ответа.

Давайте посмотрим и прослушаем интерактивный материал, рассказывающий о кодировании тестовой информации в компьютере.

В конце просмотра выполите задание проверь себя, затем запишите определения основных понятий в тетрадь.

Дети работают с моделью, при этом ведут запись определений в тетрадь, выполняют самостоятельно задание на кодировку и перекодировку текста.

Время (в мин.) 20

5. Этап урока: Закрепление ЗУН, полученных на уроке.

А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока:

Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде "абракадабры"?

- Что обозначает понятие "кодовая страница"?

- Соблюдается ли принцип последовательного кодирования в кодовых страницах?

-На компьютерах применяется разная кодировка символов русского языка.

- Так называется вторая половина кодовой таблицы ASCII, предназначенная для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского.

Соблюдается

Время (в мин.) 5

6. Этап урока: Домашнее задание

Название используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2): Домашнее задание № 10 [4]

- § 13 - выучить теоретический материал, записанный в тетради;

Выполните практическое задание № 10, которое находится по гиперссылке. Ответ выложите на моем блоге.

- Всем спасибо за урок, до свидания!

Время (в мин.) 3

Приложение к плану-конспекту урока

Тексты в компьютерной памяти

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

1  Название ресурса: Способы обработки и хранения текстов (N 119257)

Тип, вид ресурса: И 

Форма предъявления информации: презентация

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/adacb7d7-928b-451f-a5d5-d382be38ff41/view/

Название ресурса: Гипертекст (N 119019)

Тип, вид ресурса: П 

Форма предъявления информации: презентация

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/12ca3a5a-5216-49ad-ba0a-d3c3a617c4fd/view/

Название ресурса: Представление текста в различных кодировках

Тип, вид ресурса: И 

Форма предъявления информации: модель

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/9135/predstavlenie-teksta-v-razlichnyh-kodirovkah.html

Название ресурса: Домашнее задание N 10 (N 118492)

Тип, вид ресурса: К 

Форма предъявления информации: Текст/Текст с иллюстрациями

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1c2e2721-465b-44ae-ae23-a6f7d83a1468/view

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока информатики по теме: "Тексты в компьютерной памяти" с применением ЭОР »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тексты в компьютерной памяти


ФИО (полностью)

Гордейчик Елена Ивановна

Место работы

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 109 с углубленным изучением отдельных предметов»

Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Текстовая информация и компьютер. Урок № 1

Базовый учебник

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс. 8 кл. : Учебник .- М. : Бином. Лаборатория знаний, 2005.- 165 с. : ил.;


  1. Цель урока: Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.

9. Задачи:

- обучающие:

  • ввести понятия: гипертекст, таблица кодировки символов;

  • ознакомить со способами представления текстовой информации в компьютере с помощью кодировочных таблиц;

  • привить навыки работы в этих таблицах.

-развивающие:

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • научить находить информацию в гипертекстовом документе;

-воспитательные:

  • формирование навыков ИКТ-компетентности, самопроверки, умения самостоятельно находить, получать и усваивать информацию.

  1. Тип урока: Усвоение новых знаний

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа с компьютерной моделью

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с мультимедийными компьютерами и наушниками, интерактивная доска, мультимедийный проектор, принтер, сканер.

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент


- Здравствуйте! Все готовы к уроку?

- Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует на уроке?

- Да, готовы.

Встает дежурный и называет отсутствующих, если есть.

2

2

Целеполагание


Сегодня мы начинаем изучать новую главу, которая называется «Текстовая информация и компьютер». И первый параграф у нас «Тексты в компьютерной памяти». Запишите число и тему урока:

Ученики записывают число и тему урок.


5

3

Актуализация













































Презентация Способы обработки и хранения текстов[1]

В начале урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос. Как мы уже знаем, компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами: создание текстовых документов и хранение их на магнитных носителях в виде файлов.

1) Почему же работа с тестовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение?

2) Почему за очень короткий срок практически на всех предприятиях и во всех организациях, в том числе и в нашей школе, пишущие машинки заменили на компьютеры?

- Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим отличия обработки и хранения текстов при ручной записи и при создании текстов на компьютере. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос. Как вы думаете, в чем преимущества файлового хранения текстов?







Выводит на экран презентацию. Посмотрите внимательно на слайд и запишите в тетрадь в чем преимущество компьютерных способы хранения текстовой информации в электронном виде.













Ответов нет.






















1)экономия бумаги;

2) возможность быстрого копирования на другие магнитные носители;




Записывают в тетрадь

5

4

Изучение нового материала.




















Презентация Гипертекст[2]










































Модель Представление текста в различных кодировках [3]

Самое поразительное отличие компьютерного текста от бумажного, если информация в нем организована по принципу гипертекста. С гипертекстом вы уже встречались при работе со справочной системой ОС Windows.

Давайте вспомним, каким образом вы ищите информацию в бумажной книге.


Давайте определим как происходит просмотр информации в окне ОС Windows, для этого на своем компьютере откройте презентацию Гипертекст и попробуйте определить для чего необходима такая организация структурного хранения текстовой информации.








Откройте страницу 71 учебника и запишите определение понятия «гипертекст» в тетрадь.












- Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора видна какая-то "абракадабра".

- Ребята, как вы думаете, почему это происходит?

- Пока у вас еще нет точного ответа.

Давайте посмотрим и прослушаем интерактивный материал, рассказывающий о кодировании тестовой информации в компьютере.

В конце просмотра выполите задание проверь себя, затем запишите определения основных понятий в тетрадь.









Листаем бумажные страницы вручную




Открывают презентацию и пытаются выполнить переходы по гиперссылкам.




Это необходимо, чтобы связать текстовую информацию в рамках электронного окна.

Записывают: «Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами.»











Дети работают с моделью, при этом ведут запись определений в тетрадь, выполняют самостоятельно задание на кодировку и перекодировку текста.

20

5

Закрепление ЗУН, полученных на уроке.



А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока:





Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде "абракадабры"?

- Что обозначает понятие "кодовая страница"?






- Соблюдается ли принцип последовательного кодирования в кодовых страницах?

-На компьютерах применяется разная кодировка символов русского языка.

- Так называется вторая половина кодовой таблицы ASCII, предназначенная для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского.

Соблюдается

5

6

Домашнее задание

Домашнее задание № 10 [4]

- § 13 - выучить теоретический материал, записанный в тетради;

Выполните практическое задание № 10, которое находится по гиперссылке. Ответ выложите на моем блоге.

- Всем спасибо за урок, до свидание.


3




Приложение к плану-конспекту урока

Тексты в компьютерной памяти


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Способы обработки и хранения текстов (N 119257)

И

презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/adacb7d7-928b-451f-a5d5-d382be38ff41/view/

2

Гипертекст (N 119019)


П

презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/12ca3a5a-5216-49ad-ba0a-d3c3a617c4fd/view/

3

Представление текста в различных кодировках

И

модель

http://fcior.edu.ru/card/9135/predstavlenie-teksta-v-razlichnyh-kodirovkah.html

4

Домашнее задание N 10 (N 118492)

К

Текст/Текст с иллюстрациями

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1c2e2721-465b-44ae-ae23-a6f7d83a1468/view/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Гордейчик Елена Ивановна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104684


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства