Урок поможет сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.
Как правило, мы описываем все, что нас окружает, на естественном языке (русском, английском, немецком и др. — всего на нашей планете более двух тысяч языков).
При помощи языка мы общаемся, передавая друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. В общении наиболее распространены такие информационные модели, как словесные описания.
Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы.
Важно обратить внимание ребят на то, что словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Урок содержит компьютерный практикум по созданию словестных моделей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.
Развивающие:
Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления на уроках информатики;
Развитие самостоятельности и творчества при выполнении практической работы – создание словесной модели на компьютере;
Воспитательная:
Формирование информационной культуры на уроках информатики.
Оборудование и материалы для урока:
компьютеры;
мультимедийный проектор;
экран;
презентация к уроку;
раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный этап. (1 мин.)
- Здравствуйте дети. Садитесь. Все готовы к уроку?
- Кто дежурный? Скажите, кого нет сегодня на уроке?
Этап проверки домашнего задания:(8 мин.). На прошлом уроке мы с вами рассматривали тему "Информационные модели".Сейчас мы с вами повторим ее, я проверю, как вы усвоили материал.
3 человека отвечают на тесты по теме;
3 человека отвечают на вопросы по карточкам;
фронтальный опрос остального класса:
1. Что такое информационные модели? (Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах)
2. Какие существуют виды информационных моделей? (Образные модели(рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.).
Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста на естественном языке или программы на языке программирования, формулы (например, площади прямоугольника S = аb) и т. д.
Примерамисмешанных информационных моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и символьный язык)
3. Приведите примеры информационных моделей (иллюстрации в учебниках, учебные плакаты по различным предметам в ботанике, биологии и др., географические карты, схемы).
- Хорошо, сейчас ученики, которые выполняли работу самостоятельно, сдают мне тесты и карточки. Спасибо.
Сообщение темы и целей занятия. (1 мин.)
Тема нашего урока: «Словесные информационные модели». Открыли тетради, записали число и тему урока. Объявляю ученикам цели занятия.
Объяснение нового материала (13-14 мин.)
Как правило, мы описываем все, что нас окружает, на естественном языке (русском, английском, немецком и др. — всего на нашей планете более двух тысяч языков).
При помощи языка мы общаемся, передавая друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. В общении наиболее распространены такие информационные модели, как словесные описания.
Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы.
Важно обратить внимание ребят на то, что словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Разговорная лексика используется в бытовом общении (дома, на работе с друзьями, в неофициальной обстановке).
Книжная лексиканеобходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном. Такая лексика находит применение в выступлениях ораторов, в поэтической речи, где оправдан торжественный тон.
Научный стильиспользуется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.
Официально-деловой стильслужит для передачи информации в сфере управления. Официально-деловой стиль используется в заявлениях, приказах и законах. Для него важны четкость и неэмоциональность изложения.
Публицистический стильиспользуется в тех случаях, когда необходимо не просто передать информацию, но и определенным образом воздействовать на мысли или чувства людей, заинтересовать их или в чем-либо убедить.
Художественный стиль – это стиль художественных произведений. Его основное назначение – воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)
После этого следует сделать вывод о том, что работа со словесными информационными моделями (историческими, биологическими, географическими, художественными и иными текстами-описаниями) требует вдумчивого отношения к прочитанному и анализа.
Рассмотрим пример словесной модели.
Пример 1 .Словесная модель кислотного дождя:
Дожди становятся кислотными при вымывании из воздуха серных и азотных соединений. Это явление имеет несколько последствий, губительных для природы:
1.Закисление почвы;
2.Ухудшение условий существования лесов;
3.Повышение кислотности рек и озер.
Обратим внимание на некоторые особенности естественного языка:
использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение слова переносят на другой предмет);
синонимия — наличие близких по значению, но разных по звучанию слов;
омонимия — наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т. д.
С одной стороны, перечисленные особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»).
Физкультминутка (2 минуты)
Задание 5. Пятистрочник (сиквейн) 1. Откройте файл Сиквейн doc. из папки Заготовки. Изучите модель сиквейна — правила написания пяти - строчника, раскрывающего суть некоторого понятия:
№
Форма
Содержание
Пример
1
Одно слово — существительное
Имя объекта
Вулкан.
2
Два слова — прилагательные
Свойства объекта
Красный, горячий.
3
Три слова — глаголы
Возможности объекта (активные и пассивные действия)
Извергается, пылает, спасаются.
4
Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение)
Ваше личное отношение к объекту
Страх, катастрофа, гибель, опасность
5
Одно слово-синоним
Вывод, заключение
Ад.
2. Откройте файл Вулкан.doc из папки Заготовки. Изучите пример сиквейна: 3. Создайте новый документ и в форме пяти - строчника, представьте там описание одного из следующих объектов: «система», «компьютер», «информация».
4. Сохраните документ в собственной папке под именем, соответствующим выбранному объекту.
Задание 6. Аннотация Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — краткая характеристика содержания произведений печати или рукописи.
1. Ознакомьтесь с аннотацией к вашему учебнику информатики.
2. Создайте новый документ в текстовом процессоре Word.
3. Придумайте и наберите в текстовом процессоре Word 2-3 предложения, характеризующие суть главы 1 «Объекты и системы» вашего учебника информатики.
4. Сохраните документ в собственной папке под именем Аннотация.
Задание 7. Конспект Конспект (от лат. conspectus — обзор) — краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада и пр. 1. Создайте новый документ в текстовом процессоре Word. 2. Создайте конспект к § 2.1 «Модели объектов и их назначение» вашего учебника информатики. 3. Сохраните документ в собственной папке под именем Конспект.
У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:
Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке, получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
Желтая- Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.
- Всем большое спасибо за урок! Урок окончен! До свидания!