kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 11 классе " Экономика информационного общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение по теме " Экономика информационного общества". Материал для самостоятельного изучения учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 11 классе " Экономика информационного общества"»

Экономика в информационном обществе

1. ВВЕДЕНИЕ


Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).

Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.

Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций.

Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д.

Вырабатываются правовые основы информационного общества. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники).

Создаются единые национальные информационные системы (в США - в 80-е годы, в Западной Европе – в 90-е годы).

Информационное общество формируется как глобальное и включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему.

В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и тому подобное, что ставит важнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.

2. Основная часть. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И ТЕНДЕНЦИИ


2.1. Понятие и сущность информации


Часто понятие "информация" используют, не задумываясь о глубине его содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация.

Очевидно, что "обиходное" употребление термина "информация” совершенно неуместно, когда речь идет о теории или теориях информации. Нередко в этих теоретических построениях термин "информация" наполнен разным смыслом, а, следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или "информологией" - наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.

Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи.

Научное определение информации дается достаточно просто, если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных.

В советском энциклопедическом словаре дается следующее определение информации. Информация (от лат. informatio – «разъяснение», «изложение»), первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (посредством условных сигналов, технических средств и так далее); с середины XX века - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом.

Информация является одним из основных понятий кибернетики в разделе теории информации. В теории информации математическими методами изучаются способы измерения количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях, и передачи информации.

Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Информация появляется в процессе коммуникации с определенным объектом. Без коммуникации с объектом получение информации практически невозможно.

Например, для того, чтобы выловить необходимую информацию из газеты, необходимо прочитать саму газету и сделать выводы, то есть собрать и обработать информацию. Если же просто прикоснуться к газете – необходимую информацию мы не получим.

Коммуникация - передача сообщения от одной стороны к другой (кто с кем, посредством чего, каково содержание, эффекты коммуникации).

Коммуникация может происходить на нескольких уровнях - между индивидами, между социальными группами, в рамках одного общества, между разными обществами.

Различные знаки в коммуникации наделяются различными смысловыми значениями и представлены в виде кодов.

Многое в современной коммуникации организовано в виде институтов, обращенных к массовой аудитории.

Коммуникация - это то, что передается, это формы собственности, внутренняя структура, ценность организации, реакция аудитории.

В нашем определении важным является пояснение «…рассмотренный в контексте этого взаимодействия». Приведем примеры, почему это действительно важно. Известно, что книги – это хранилища данных. Они предназначены для получения информации методом чтения. Но если попробовать разные книги на ощупь или на вкус, то тоже можно получить информацию.

Такие методы позволят различить книги, выполненные в кожаных, картонных и бумажных переплетах. Разумеется, это не те методы, которые предполагались авторами книг, но они тоже дают информацию, хотя и не полную.

Анализируя информационную ценность газет, журналов, телепередач, мы можем прийти к выводу, что она зависит как от данных, так и от методов, которыми выполняется их потребление. Одно дело – внимательно просматривать телефильм, вслушиваясь в каждое слово, и вовсе другое смотреть его, одновременно разговаривая по телефону.

2.2. Сущность и понятие информационного общества


Для начала необходимо точно уяснить, что же такое «постиндустриальное общество».

Общество, в котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом.

Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории в 70-е годы XX столетия. Так стали называть общество, которое переросло индустриальное.

В современной литературе дается много определений постиндустриальному обществу, но я в своей курсовой работе выбрал, на мой взгляд, наиболее полное и точное определение.

Итак, между постиндустриальным обществом и информационным можно поставить знак равенства, т.к. современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий.

Информационное общество (Information society) - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Постиндустриальное общество (Postindustrial society) в свою очередь являет собой общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.

В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

Отличительными чертами информационного общества являются:

1.) увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
2.) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
3.) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

а) эффективное информационное взаимодействие людей;

б) их доступ к мировым информационным ресурсам;

в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество.

Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.

Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры.

Прежде всего, дадим определение понятию «информационная инфраструктура».

Информационная инфраструктура - это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.

Глобальная информационная инфраструктура (Global information infrastructure - GII) - информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран.

Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики (например, Й. Масуда) прогнозируют его установление в развитых странах в середине XXI века.

2.3. Социальная составляющая экономики информационного общества в России

информационное общество экономика постиндустриальная

Экономика информационного общества продолжает и развивает традиции постиндустриальной экономики, расширяя сферу информационных услуг. Интересно, что официальное статистическое наблюдение начало выделять в структуре занятых в экономике отдельную группу - «работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом», но при этом для полной оценки нужно учитывать специалистов высшего среднего уровня квалификации в других сферах деятельности, которые переживают период интенсивной информатизации - прежде всего в научной и образовательной сферах. Темпы роста этой группы занятых по сравнению с 2000-м годом к 2008 году составили 1,19 раза, из них мужчин - 1,21 раза, женщин - 1,18 раза.

При анализе общественной потребности в информации в разрезе информационного общества нужно учитывать «безбумажный» информационный сегмент, который поставляется в цифровой форме по каналам электро- и радиосвязи, а также по телекоммуникациям. Такой подход может вызвать определенную критику, но он позволяет выделить и оценить ядро формируемой информационной потребности.

Основным инструментом для доведения информации до пользователя в информационном обществе следует признать интернет. Цифровое телевидение и радиовещание, проводное радиовещание и мобильная связь уже сегодня рассматриваются как средства предоставления доступа к интернету. Реальными участниками информационного общества уже сегодня становятся владельцы мобильных телефонов, а в ближайшей перспективе - точек проводного радиовещания (московский проект «Социальная розетка») и цифрового телевидения, которое «грозится» подвести интернет через телевизионный приемник (для спутникового телевидения совмещение его с интернетом уже сегодня - реальность). Мобильный интернет переживает настоящую революцию. В России к 2010 году было 10 млн смартфонов с большими экранами. Их число за год выросло на 40%, и подавляющее большинство владельцев таких мобильников ежедневно выходят с них в Сеть.

Сфера образования - это область интенсивной информатизации. Но вот некоторые статистические данные. С 1990 по 2007 годы число кабинетов информатики в средних общеобразовательных школах увеличилось в 2,88 раза, в них число рабочих мест с ЭВМ - в 2,94 раза - то есть почти в три раза. Надо отметить, что эти данные не учитывают результатов массовой интернетизации школ в последние годы. В учреждениях начального профессионального образования с 2007 по 2008 годы число персональных ЭВМ выросло в 1,08 раза, из них в составе локальных вычислительных сетей - в 1,06 раза и подключенных к интернету - в 1,37 раза. При этом число компьютеров, используемых в учебных целях на одного учащегося, не изменилось и в абсолютном выражении составило 0,1 компьютера на человека или 10 учащихся на один компьютер. В сфере же связи на 100 работников в 2008 году приходилось 48 персональных ЭВМ (в том числе с доступом в интернет - 32), наверное, такое соотношение для учебных процессов образовательной сферы более соответствовало бы целям формирования информационного общества.

В России недостатки информатизации образовательной сферы компенсируются в определенной степени ростом числа ЭВМ, приобретаемых в личное пользование. Напомним, что в России на 1000 человек населения в 2005 году приходилось 122 компьютера (для сравнения - в Австрии - 611, Германии - 545, Дании - 655, Великобритании - 600). В первом квартале 2010 года количество проданных по всему миру компьютеров выросло на 24 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. Из-за кризиса российский компьютерный рынок в 2009 году сократился на треть. Всего за год было продано около 7,3 миллиона компьютеров. В 2008 году этот показатель составил 9,4 миллиона.

Не секрет, что основным стимулом приобретения компьютера в личное пользование становится возможность выхода в интернет. В целом проникновение интернета в стране за 2009 год увеличилось более чем на 20%. Но настоящий прорыв в социальной составляющей экономики информационного общества наступит тогда, когда хотя бы у половины россиян будет дома возможность доступа в интернет. Когда на одного студента в вузе или в техникуме будет приходиться хотя бы полкомпьютера, а оснащенность отраслей народного хозяйства необходимыми ИКТ станет существенно выше.

По данным Росстата, сегодня можно говорить о высокой степени оснащенности только в следующих областях: финансовой деятельности (119 компьютеров на 100 работников в 2008 году), связи и научных исследований и разработок (по 48 компьютеров), государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения (по 69 компьютеров) и высшего профессионального образования (84 компьютера).

В экономике информационного общества можно выделить сферу мобильной связи, цифрового радио- и телевещания, спутниковой связи. Свои экономические интересы имеют сферы почтовой связи и кабельной телефонии.

2.4. Производственная база экономики информационного общества

Под производственной базой экономики информационного общества мы понимаем те российские или совместные производства, которые выпускают нужную для формирования информационного общества в России продукцию. Поэтому рассматриваемая производственная база представляет собой сегмент общероссийской экономики.

Если же продукция идет на экспорт, то она рассматривается с позиций глобального информационного общества. Самодостаточность в экономике информационного общества возникает тогда, когда она может полностью обеспечить свои национальные потребности, включая покрытие расходов на импорт информационной техники и технологий доходами от их экспорта. Достижение самодостаточности можно считать определенным индикатором зрелости информационного общества.

Производственная база экономики информационного общества включает в себя высокотехнологичные производства электротехнической, электронной и радиотехнической промышленности, в том числе и нанотехнологии, в будущем, вероятно, к ним добавятся биоинформационные и иные инновационные технологии.

В официальном статистическом наблюдении состояние производственной базы экономики формируемого информационного общества рассматривается через выпуск соответствующей продукции. Там, где выпуск растет, можно говорить о соответствующем развитии необходимых производств, там, где сокращается, - об их свертывании или замещении импортом. Свертывание производств обусловлено переходом на новые стандарты и поколения информационной техники, это нормальный процесс. Тревожная ситуация начинается тогда, когда российский продукт или услуга не выдерживает конкуренции и замещается импортом.

Создание экономики информационного общества в России по сути дела ставит перед нами проблему формирования национальной идеи. Понимание того, что информационное общество неизбежно и, что еще более важно - нужно, что мы хотим и готовы в нем жить, заставляет вспомнить и другую истину: «жить в обществе и быть свободным от него - нельзя». Образ «человека информационного», который сейчас формируется, потребует наличия соответствующего информационного государства, медицины, образования и пр., то есть создания реальной, а не только виртуальной среды обитания. При этом, поскольку биологическая сущность человека не изменится, мир окружающей его техники полностью информационным не станет, то останется потребность в традиционной экономике, производстве одежды, обуви, продуктов питания и т.д. Информационное общество в России должно быть, должна быть создана соответствующая ему экономика. Сегодня мы находимся на стадии построения информационного общества «в основном», впереди у нас период его зрелости.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока в 11 классе " Экономика информационного общества"

Автор: Кропивцов Сергей Петрович

Дата: 22.05.2017

Номер свидетельства: 417551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "План-конспект урока на тему: "Европейское общество в раннее Новое время""
    ["seo_title"] => string(83) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-ievropieiskoie-obshchiestvo-v-rannieie-novoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "319464"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460834376"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация на тему: "Европейское общество в раннее Новое время""
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-na-tiemu-ievropieiskoie-obshchiestvo-v-rannieie-novoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "319466"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460834775"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что такое деньги?" , 3 класс "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-chto-takoie-dien-ghi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "134430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416747101"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по обществознанию в 8 классе на тему Рыночная экономика"
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniiu_v_8_klasse_na_temu_rynochnaia_ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "504114"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553189335"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства