kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию в 8 классе на тему Рыночная экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики; познакомить учащихся с экономическими отношениями в обществе.

Задачи:

Образовательные:

  • научить определять условия функционирования рынка,
  • подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка,
  • подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.

Развивающие:

  • развивать способность формулирования собственного мнения и позиции,
  • развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений

Воспитывающие:

  • развивать познавательный интерес,
  • формировать основы экономической и информационной культуры учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию в 8 классе на тему Рыночная экономика»

МБОУ-СОШ №2 п.Южный

Учитель истории и обществознания: Таран А.Н.

Класс: 8-а

Тема урока: Рыночная экономика

Дата проведения: 20.02.2019 г.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный


Цели урока: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики; познакомить учащихся с экономическими отношениями в обществе.

Задачи:

Образовательные:

  • научить определять условия функционирования рынка,

  • подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка,

  • подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.

Развивающие:

  • развивать способность формулирования собственного мнения и позиции,

  • развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений

Воспитывающие:

  • развивать познавательный интерес,

  • формировать основы экономической и информационной культуры учащихся

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

  • Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять полученные знания для решения ситуационных задач; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме.

Метапредметные УУД: 

  • Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности.

  • Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Личностные: 

  • Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности.

  • Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к обществознанию как науки.

Глоссарий: рынок, конкуренция, спрос, предложения, рыночное равновесие, рыночная цена.

Методы обучения: эвристическая беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, метод ролевой игры, практический, контроля.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах, коллективная, групповая.

Оборудование: учебник Л.Н.Боголюбов «Обществознание», М. «Просвещение», 2018; презентация, раздаточные материалы: индивидуальные рабочие листы, карточки с заданиями.

План урока:

  1. Организационный момент - (1 минута)

  2. Мотивация – (4 минуты)

  3. Актуализация - (3 минуты)

  4. Изучение нового материала- (27 минут)

  5. Первичное закрепление – (5 минут)

  6. Подведение итогов урока – (2 минуты)

  7. Домашнее задание - (1 минута)

  8. Рефлексия - (2 минуты)

Технологическая карта урока

Этапы

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Эмоциональная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

(слайд 1)

Здравствуйте, ребята!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам.

«Доброе утро!» улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

Поздоровайтесь с гостями!

Просьба проверить все ли готово к нашему занятию! Садитесь!












Подготавливаются к уроку и приветствуют учителя.

Мотивационный

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Начнём мы наш урок с просмотра мини-спектакля (см. приложение).

Вопросы:

1. Как вы думаете где мы с вами побывали?

2.Что такое рынок?

3.Как в словаре даётся понятие рынка?

(слайд 2)


4.Что происходит на рынке?(слайд 3)


Вспомните:

4.Когда появились рынки? (слайд 4)

5.Что такое экономический выбор? Кто в мини-спектакле его осуществлял?

6.Прочитайте стихотворение «Песенка о ярмарке». Что может продаваться на рынке?


(слайд 5)

Предположите:

5.Какую тему мы сегодня будем изучать?

(слайд 6)

6.Нужно ли вообще изучать эту тему? Для чего?



Итак, сегодня вы узнаете:

(слайд 7)

План изучения новой темы:

1. Рынок и условия его функционирования.

2. Спрос и предложение на рынке.

3. Рыночное равновесие.

4. «Невидимая рука» рынка.


Проблема: «Рынок – зло или благо для общества?».


Во время изучения темы вас ждут трудности в виде различных заданий (рабочий лист см. приложение). Вы готовы их преодолеть? Что нам для работы понадобится?

Желаю удачи!








Слушают.




Отвечают на вопросы.









Отвечают на вопросы.





Отвечают на вопросы.

Предлагают версии.

Обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.















Отвечают на вопросы.


Актуализация знаний


Беседа по изученному материалу.


Организует проверку усвоения предыдущей темы.


(слайд 8)

Вопросы:

1.Что называют имущественными отношениями?

2.Что такое собственность?

3.Что означает право собственности?

4.Какие формы собственности существуют в РФ?

5.Кто относится к субъектам собственности?

6.Что относится к объектам собственности?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения.








Отвечают на вопросы.

Изучение

нового

материала


Объяснение учителя.

Задания в рабочей карте.

Работа с учебником.

Работа в группах.

Самостоятельная работа.

Беседа с учащимися.



















Организует изучение нового материала, выполнение заданий для учащихся.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?


(слайд 9)

Задания:

1.Работая с учебником на стр.168, составьте кластер: «Условия функционирования рынка».

(слайд 10)


2.Прочитайте определение конкуренции в параграфе и в словарях, что их объединяет, запишите в рабочий лист. (слайд 11)

В мини-спектакле что было объектом конкуренции и кто был субъектом конкуренции?


Проведение дискуссии. Участники делятся на две группы.

3.Приведите аргументы на тему: «Кому выгодна конкуренция в рыночной экономике?». 1 ряд доказывает «Что от конкуренции выигрывает производитель», а 2 ряд – «Что от конкуренции выигрывает потребитель».


4.Используя рубрику «Мнения» учебника (с.169) сделайте вывод о взаимосвязи рынка и конкуренции.


5.Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями спрос и предложение. Как вы думаете, что это такое?

А какие определения даются в учебнике, словаре (стр. 169,170). Запишите в рабочий лист.

(слайд 12)


6. Выясните как связаны спрос и предложение с ценой (стр. 169,170). (слайд 13,14)


7.Предположим, вы хотите что-либо купить. Например, спортивный костюм. Какие факторы окажут влияние на ваше решение о покупке?

(слайд 15,16)


8.Свободное ценообразование – ещё одно из условий функционирования рынка. На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.

Как это происходит? Попробуйте пояснить на примерах.

Пример (учителя), на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей (он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?

Это и есть равновесная цена, а ситуация называется рыночным равновесием. Запишите в рабочий лист. (слайд 17)

Таким образом, можно сформулировать главный принцип рынка. Запишите его в рабочий лист из учебника стр.173.


9.Самостоятельное изучение текста учебника (стр.173) «Невидимая рука рынка».

Выясните, что английский экономист Адам Смит называет «невидимой рукой рынка». Запишите в рабочий лист.





Учащиеся слушают учителя.


Отвечают на вопрос.





Заполняют кластер.





Записывают определение.










Высказывают свои аргументы.




Делают вывод.






Высказывают версии.


Записывают определение.




Читают текст.




Отвечают на вопрос.








Предлагают свои варианты.




Отвечают на вопрос.






Записывают текст.






Записывают текст.

«Физкультминутка»


Ребята давайте отдохнём. (слайд 18)

Выполняют несколько упражнений

«Это интересно»


Беседа с учащимися.


1.Организует знакомство с текстом о торговле в средневековом городе.

(слайд 19)

Прочитайте текст.

Что у вас вызвало наибольший интерес?

Ребята вам всем приходилось бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды? В каком случае стороны торга достигнут компромисса?


2.Организует знакомство со средневековой легендой о дочерях дьявола.

(слайд 20)

Прочитайте текст.

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда вам продавали заведомо некачественный товар? Как правильно поступить в таком случае?


3.Организует работу с рекламными вырезками из СМИ.

Вопросы:

Какую роль в сфере бизнеса играет реклама? Как она воздействует на спрос, предложение и цену? Если фирма постоянно рекламирует свою продукцию, может ли это считаться доказательством её непрочности на рынке?




Читают.

Отвечают на вопрос.








Делятся своим опытом.





Читают.



Делятся своим опытом.











Отвечают на вопросы

Первичное осмысление и закрепление изученного


Работа в парах

Организует работу в группах для решения обществоведческих задач. (слайд 21)


Задача 1. Вы предприниматель. Каким образом следует учитывать закон спроса и предложения, если вы решили организовать свою парикмахерскую?

Задача 2. В результате очередных реформ в государстве возросла цена на многие товары. Спрогнозируйте последствия, которые могут наступить в связи с повышением цен. Как это отразится на спросе и предложении товаров?

Задача 3. Как соотносится между собой спрос, предложение и цена при дефиците товаров? Что такое дефицит и в результате чего может возникнуть такая экономическая ситуация?

Задача 4. В небольшом городе открылся завод по производству обуви. Предприятию необходимо выдержать конкуренцию других заводов, которые уже производят обувь в этом городе. Какие действия необходимы владельцу нового завода?

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, решают задачи.



















После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.

Подведение итогов

Беседа по изученному материалу.

Самостоятельная работа.

Самопроверка изученного материала.

Организует подведение итогов урока контроль полученных учащимися знаний.

Мы благополучно добрались до “Финиша” и теперь следует подвести итог нашему уроку, осмыслить все ли мы задачи выполнили.







Давайте посмотрим усвоили ли вы тему.

Ответьте на вопросы теста, обведите кружочком правильный ответ. На работу вам даётся 1 минута.



После того как выполнен тест.

А теперь, поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг друга.

Если ваш сосед совершил 1 ошибку поставьте ему «4», если 2, то «3», а если 3, то тогда «2». Если у вас будут ошибки, ничего страшного, ребята, не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. В следующий раз у вас всё получится.





Слушают

Подводят итог:

Рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.



Отвечают на вопросы теста

(в это время появляются ответы на экране).

(слайд 22) 


Выставляют оценки

Домашнее задание



(слайд 23)

Организует инструктаж по его выполнению.

Учебник Параграф 20 прочитать, вопросы устно, словарь выучить, задания рубрике «в классе и дома» доделать.

Написать эссе на тему: «Рынок – зло или добро для общества» или «Конкуренция – это полезное или вредное явление для развития рынка?». Решить кроссворд (по желанию).









Записывают домашнее задание

Рефлексия


(слайд 24)

Оцените ваше настроение.

Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Молодцы! Я вижу, что сегодня вы все стали знатоками темы «Рыночная экономика».

Ребята, в заключении составьте «Синквейн» к понятию «рынок». (слайд 25)


Ребята, подпишите свои тесты, рабочие листы и, уходя, положите их мне на стол.


Выбирают смайлики




Составляют синквейн.



Сдают тесты и маршрутные листы



(слайд 26)

Все ребята молодцы!

Занимались для души!

Мы закончили урок!

Прозвенит сейчас звонок!

Урок окончен. До свидания! (слайд 27)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по обществознанию в 8 классе на тему Рыночная экономика

Автор: Таран Александра Николаевна

Дата: 21.03.2019

Номер свидетельства: 504114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект по обществознанию в 7 классе "Рыночная экономика". "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-po-obshchiestvoznaniiu-v-7-klassie-rynochnaia-ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "176788"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424492579"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока обществознания в 11 классе "Фирмы в экономике" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-v-11-klassie-firmy-v-ekonomikie"
    ["file_id"] => string(6) "232988"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442949085"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Экономика и её роль в жизни общества"
    ["seo_title"] => string(42) "ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "267835"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450464084"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Роль государства в экономике."
    ["seo_title"] => string(31) "rol-ghosudarstva-v-ekonomikie-1"
    ["file_id"] => string(6) "314788"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459771755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства