№ 58. Какие двузначные числа можно записать с помощью цифр:
6 и 0; (60, 66)
1, 5 и 0; (11, 15, 10, 51, 55, 50)
3 и 5. (35, 33, 53, 55)
Подготовка к введению нового материала
1. Повторить хором латинский алфавит (он дан на форзаце учебника).
2. Напомнить о технике безопасности пользования циркулем, треугольником.
4. Изучение нового материала.
1.
Команды учителя
Соответствующая запись на доске и в тетрадях
Изобразите произвольно две точки.
Назовите их К и М
Соедините точки К и М разными способами. Получилось 4 линии.
2. Прочитайте 1 абзац п.2. Ответьте на вопросы:
Какую из четырех линий можно считать отрезком? Линию № 2. Почему? Потому, что она проведена по линейке. Выделите ее красным цветом.
Как можно назвать полученный отрезок? ─ КМ, МК.
Что является концами отрезка КМ?─ точки К и М.
Слайд 2
№ 1*. Изобразите в тетради две точки. Назовите их. Соедините эти две точки двумя отрезками.
Не получается? Прочитайте второй абзац п.2. Любые две точки можно соединить только одним отрезком.
Слайд 3
№ 2*. На отрезке МВ отмечена точка К. Назовите полученные отрезки и заполните таблицу.
№
Отрезок
Концы отрезка
1
МВ
М и В
2
3
2. МК, концы отрезка: М и К
3. КВ, концы отрезка К и В
Слайд 4
№ 31. Отметьте в тетради точки К и М. С помощью линейки постройте отрезок КМ. Отметьте на этом отрезке точки Р и Т. Назовите отрезки, на которые эти точки делят отрезок КМ. На какие отрезки точка Т делит отрезок КМ?
КР, РТ, ТМ, КТ, РМ
КТ, ТМ.
Слайд 5
№ 34. Начертите отрезок ОМ и отметьте на нем точки С и К. Запишите все получившиеся отрезки с концами в точках О, С, К и М.
ОМ, ОС, ОК, СК, СМ, КМ.
5. Физкультминутка (гимнастика для глаз)
1. Аккуратно положите свои инструменты, ручку.
2. Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Проделайте это упражнение сами 6 раз.
3. Голову держите прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (выполнить 6 раз).
4. Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок упёрся в грудь (проделать 6 раз).
6. Продолжение объяснения нового материала.
Слайд 6
Работа над понятиями: лежать на отрезке, лежать вне отрезка.
Точка В лежит между точками С и Д, или точка В лежит на отрезке СД.
Точки X, Y, Z не лежат на отрезке СД, или точки X, Y, Z лежат вне отрезка СД.
№ 32. Какие из точек, указанных на рисунке, лежат на отрезке CD, а какие из них на этом отрезке не лежат?
Лежат на отрезке CD: C, F, K, D;
Не лежат на отрезке CD: E, B, A.
№ 33. (устно) Какие из точек, указанных на рисунке, лежат между точками:
M и N; (C, D, E)
C и N; (D, E)
M и D; (C)
D и N? (E)
7. Физкультминутка
№ 53 вг. Упражнения с мячом (вопрос-ответ)
Вычислите устно:
в) 72
56
81
48
0
г) 5
8
7
5
6
8. Продолжение объяснения нового материала
1. Учитель на доске чертит несколько различных отрезков, среди них есть равные, например АВ и MN.
2. При помощи циркуля убеждаемся, что отрезки равны, математически это записывается так, АВ = MN.
3. Работа с книгой: рис. 3. Выясняется, что отрезок ЕН короче отрезка EF (ЕНEF), а отрезок EF длиннее отрезка ЕН (EFEH).
9. Закрепление
№ 35. С помощью циркуля найдите равные отрезки на рисунке 8. Постройте в тетради отрезок, равный отрезку EF.
№ 30 абв (один ученик выполняет на доске, остальные в тетради).
;
.
Дополнительные задания*
№ 52 (повторение) Запишите цифрами числа:
Десять миллионов пять тысяч двадцать три – 10 005 023;
Три миллиарда восемьдесят две тысячи триста пять – 3 000 082 305;
Десять миллиардов два миллиона шестьдесят четыре тысячи – 10 002 064 000;
Пятнадцать миллиардов два миллиона двести восемьдесят тысяч семь – 15 002 280 007;
Пятьсот четыре миллиарда восемьдесят девять – 504 000 000 089;
Один миллиард один миллион восемьсот – 1 001 000 800;
Один миллион одна тысяча двадцать – 1 001 020.
Самостоятельная работа
С – 1. Обозначение натуральных чисел.
Вариант 1.
№ 1. Запишите цифрами числа:
Пять миллионов пятьдесят;
421 миллиард 3 тысячи.
№ 2. Запишите 4 раза подряд число 20. Запишите словами полученное число.
№ 3. Запишите все трехзначные числа, в запись которых входят лишь цифры 0, 6 и 9, причем цифры могут повторяться.
№ 4*. Запишите все трехзначные числа, в которых число десятков на 5 больше числа единиц, а число сотен на 6 больше числа единиц.
С – 1. Обозначение натуральных чисел.
Вариант 2.
№ 1. Запишите цифрами числа:
Восемьдесят миллионов двести;
23 миллиарда 72.
№ 2. Запишите 4 раза подряд число 50. Запишите словами полученное число.
№ 3. Запишите все трехзначные числа, в запись которых входят лишь цифры 0, 5 и 8, причем цифры могут повторяться.
№ 4*. Запишите все трехзначные числа, в которых число десятков на 5 меньше числа единиц, а число сотен на 6 меньше числа единиц.
С – 1. Обозначение натуральных чисел. Вариант 1. Решение.
№ 1. Запишите цифрами числа:
Пять миллионов пятьдесят; 5 000 050
421 миллиард 3 тысячи. 421 000 003 000
№ 2. Запишите 4 раза подряд число 20. Запишите словами полученное число.
20 202 020 – двадцать миллионов двести две тысячи двадцать
№ 3. Запишите все трехзначные числа, в запись которых входят лишь цифры 0, 6 и 9, причем цифры могут повторяться.
№ 4*. Запишите все трехзначные числа, в которых число десятков на 5 меньше числа единиц, а число сотен на 6 меньше числа единиц.
xyz
100x + 10y + z
349, 238, 127
Домашнее задание
П.2 (1ая часть) читать, занести в математический словарь: отрезок
№ 65, 66, 70
«А ну-ка, смекни!»: из спичек составлено равенство, которое неверно. Как переложить одну из спичек, чтобы получилось верное равенство? VI – IV = XI.
Соотношения между разными единицами длины наизусть (форзац учебника)
Сообщить оценки учащимся за урок.
№ 65. Отметьте в тетради пять точек: A, M, K, T, O. Соедините точку О отрезками с каждой из остальных точек и запишите все получившиеся отрезки. Измерьте все получившиеся отрезки. Измерьте отрезки ОА, ОМ, ОК и ОТ.
№ 66. Начертите отрезок ВС и отметьте на нем точки M и N так, чтобы точка М лежала между точками В и N. Запишите все получившиеся отрезки с концами В, М, N и С. Сравните отрезки:
ВМ и ВС;
NС и МС.
№ 70.Для приготовления каши бабушка из килограммового пакета крупы трижды брала по 220 г крупы. Сколько крупы осталось в пакете?