Класс: 6
Занятие рассчитано на 45 мин.
Учитель информатики МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»:
Кравцова Елена Юрьевна
Типология урока (ФГОС) - урок освоения новых знаний
Тема урока: Алгоритм.
Класс: 6
Занятие рассчитано на 45 мин.
Учитель информатики МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»: Кравцова Елена Юрьевна
Типология урока (ФГОС) - урок освоения новых знаний
Тема урока: Алгоритм.
Цели урока:
Образовательные:
- Сформировать понятия «алгоритм»;
- Способствовать использованию этих понятий при решении задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
Развивающие:
- Способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;
- Способствовать развитию творческой активности учащихся, интереса к предмету;
- Способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
- Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала.
Воспитательные:
- воспитание умения работать в команде;
- взаимной ответственности за результаты учебного труда;
- прививать чувство самокритичности в оценке своей работы наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения;
- воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения.
Планируемые результаты:
- Предметные – дать определение алгоритма, исполнителя. Познакомить учащихся с примером алгоритмической модели, научить составлять алгоритмы для достижения поставленных целей.
- метапредметные – учащиеся получат возможность развивать и отрабатывать умение анализировать, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
- личностные – способствовать формированию творческой активности учащихся через создание ситуации успешности.
Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку для интерактивной доски, компьютеры для учащихся, ноутбуки, лего-роботы.
Воспитывающие: Универсальные учебные действия отрабатываемые на уроке.
Коммуникативные действия. Дети делятся на группы, и выполняют задания. Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; понимать позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения.
Используется групповая работа: каждая группа работает над заданием и выполняет его, сообща, под непосредственным руководством учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Личностные действия. Уметь сравнивать ожидаемые и достигнутые результаты между собой; уметь давать оценку деятельности и результату деятельности (понимаю цель и знаю средство ее достижения: решение задачи в рабочей тетради и на компьютере, чтение учебных текстов, выполнение устных упражнений, ответы на вопросы и т. д.); осознавать значение новых знаний и умений для себя, своей жизни (будет легче работать с предметными моделями).
Регулятивные УУД. Умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность ставить цель и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и действовать по плану; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Изучив материал урока, учащиеся должны:
знать/понимать
- что такое алгоритм;
- что такое исполнитель;
уметь:
-выполнять алгоритм
-определять является ли последовательность действий алгоритмом
- составлять алгоритмы;
- определять результат по заданному алгоритму;
-видеть место алгоритмов в жизни
Оборудование: ПК, демонстрационный ПК (мультимедиа проектор); локальная сеть, ЭОР - презентация; наборы конструкторов LegoMindstormsNXT, ноутбуки с программой LegoMindstormsNXT.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия»
Класс: 6
Занятие рассчитано на 45 мин.
Учитель информатики МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»:
Кравцова Елена Юрьевна
Типология урока (ФГОС) - урок освоения новых знаний
Тема урока: Алгоритм.
Класс: 6
Занятие рассчитано на 45 мин.
Учитель информатики МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»: Кравцова Елена Юрьевна
Типология урока (ФГОС) - урок освоения новых знаний
Тема урока: Алгоритм.
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать понятия «алгоритм»;
Способствовать использованию этих понятий при решении задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
Развивающие:
Способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;
Способствовать развитию творческой активности учащихся, интереса к предмету;
Способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала.
Воспитательные:
воспитание умения работать в команде;
взаимной ответственности за результаты учебного труда;
прививать чувство самокритичности в оценке своей работы наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения;
воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения.
Планируемые результаты:
Предметные – дать определение алгоритма, исполнителя. Познакомить учащихся с примером алгоритмической модели, научить составлять алгоритмы для достижения поставленных целей.
метапредметные – учащиеся получат возможность развивать и отрабатывать умение анализировать, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
личностные – способствовать формированию творческой активности учащихся через создание ситуации успешности.
Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку для интерактивной доски, компьютеры для учащихся, ноутбуки, лего-роботы.
Воспитывающие: Универсальные учебные действия отрабатываемые на уроке.
Коммуникативные действия. Дети делятся на группы, и выполняют задания. Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; понимать позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения.
Используется групповая работа: каждая группа работает над заданием и выполняет его, сообща, под непосредственным руководством учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Личностные действия. Уметь сравнивать ожидаемые и достигнутые результаты между собой; уметь давать оценку деятельности и результату деятельности (понимаю цель и знаю средство ее достижения: решение задачи в рабочей тетради и на компьютере, чтение учебных текстов, выполнение устных упражнений, ответы на вопросы и т. д.); осознавать значение новых знаний и умений для себя, своей жизни (будет легче работать с предметными моделями).
Регулятивные УУД. Умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность ставить цель и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и действовать по плану; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Изучив материал урока, учащиеся должны:
знать/понимать
- что такое алгоритм;
- что такое исполнитель;
уметь:
-выполнять алгоритм
-определять является ли последовательность действий алгоритмом
- составлять алгоритмы;
- определять результат по заданному алгоритму;
-видеть место алгоритмов в жизни
Оборудование: ПК, демонстрационный ПК (мультимедиа проектор); локальная сеть, ЭОР - презентация; наборы конструкторов LegoMindstormsNXT, ноутбуки с программой LegoMindstormsNXT.
Ход занятия (45 мин).
Деятельность учителя | Деятельность ученика. |
1.Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.(2 мин) |
Цель.Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). |
Подготовка учащихся к работе на уроке. Обеспечение внешней обстановки для работы на уроке. Психологическая подготовка учащихся к общению на уроке |
-Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь, ручки, карандаши и дневник. Итак, начнем сегодняшнее занятие | Проверяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм урока. |
2. Актуализация знаний (5 мин) |
Цель. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала, правил, построенных на основе алгоритмов. Создание условий для усвоения учащимися изучаемого материала. |
- Заходя домой, мы открываем дверь. Заходя в кабинет, мы открываем дверь. Давайте откроем дверь и на наш урок. Для этого нужно составить последовательность действий для открывания двери. | Ученики составляют алгоритм устно. Алгоритм открывания двери. • Достать ключ из кармана • Вставить ключ в замочную скважину • Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки • Вынуть ключ |
- Что будет, если мы поменяем 1 и 3 действие местами? Каков будет результат после выполнения последовательности действий? Почему дверь не откроется? | Учащиеся меняют 1 и 3 действие местами и приходят к выводу, что дверь не откроется. - Нарушена последовательность |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин) |
Цель. Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. |
Последовательность действий направленная на достижение цели называется алгоритмом. Тема нашего занятия «Алгоритм». Сегодня мы познакомимся с понятием алгоритма, особенностями создания алгоритма и способами его представления. | Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока. Записывают определение алгоритма в тетрадь. |
4. Проблемное объяснение нового материала(5 мин) |
Цель. Получение обучающимися новых знаний. Установление правильности и осознанности изучаемого материала. |
Мы познакомились с понятием алгоритма. Как бы вы называли процесс создания алгоритма? Такой процесс мы называем алгоритмизацией. Кто может выполнять алгоритм? Как, всех перечисленных, можно назвать одним словом? | Описание последовательности действий, создание алгоритма, алгоритмика - Человек, животные, машины. - Исполнитель. |
Скажите, если я вас попрошу выполнить алгоритм, написанный на японском языке, к чему это может привести? Какие правила при составлении алгоритма мы должны соблюдать. Поэтому при разработке алгоритма мы будем соблюдать следующие правила. Каким образом мы можем представить алгоритм? | -Не сможем выполнить или выполним не то, что просили. - Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает. - Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту, который будет выполнять алгоритм. Каким образом мы можем представить алгоритм? |
5. Обобщение и систематизация знаний(5 мин) Цель. Первичная проверка понимания изученного.Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала. Коррекция выявленных пробелов. Закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы. |
Ребята, давайте, рассмотрим алгоритмы, которые вы встречаете в повседневной жизни и на различных уроках. Алгоритм не всегда представляет последовательность вычислений, могут быть и не математические действия. Укажите истинное высказывание алгоритма (в презентации) | Пришиваем пуговицу, покупаем хлеб, находим нод. Всегда перед составлением алгоритма должны быть определены начальные условия и то, что предстоит получить в итоге. Выходят к доске выбирают верное высказывание. |
6. Творческое задание. Работа в группах(10 мин) Цель. Применение знаний и умений в новой ситуации Обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу |
А сейчас попробуйте составить алгоритм, самостоятельно используя любые ресурсы имеющиеся у нас в кабинете информатики определив для себя при этом исходные данные и в итоге покажите получившийся результат выполнения алгоритма. Свои работы отправьте на локальный диск учителя по сети. | Самостоятельно составляют алгоритмы. Имеются: лего - конструкторы, программируемые роботы NXT, выход в интернет, компьютеры с различными приложениями, краски ,ватман. Ученики выбирают по своему усмотрению необходимые ресурсы, разбиваясь на группы, составляют и выполняют свои алгоритмы. . |
7. Физкультминутка(2 мин) |
Мы с вами плодотворно поработали, а теперь давайте немного отдохнём. Проведём физкультминутку и не обыкновенную, а алгоритмическую. Например: посмотрите вверх; посмотрите на соседа слева; помашите соседу, сидящему за вами и т.п. | Выходит один ученик и проводит физкультминутку. Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. Исходные данные: активно работавшие и немного уставшие ученики. Результат: заряд энергии и бодрости на оставшееся занятие. |
8.Отчёт групп(7 мин) Цель. Применение знаний и способов действий, которые были получены по новому материалу |
Проверяет результаты работы в группах. | Группы выходят и показывают результат выполнения своего алгоритма на интерактивной доске. |
9. Подведение итогов урока (рефлексия).(3 мин) Цель. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. |
- Направляет учащихся на подведение итогов урока, организуя фронтальную беседу. | Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. Отвечают на вопросы, делают выводы по целям урока. Алгоритмы присутствуют всюду в повседневной жизни |
-Сегодня на уроке мне понравилось… -Сегодня на уроке я повторил… -Сегодня на уроке я закрепил… -Сегодня на уроке я поставил себе оценку … -У меня вызвали затруднения и требуют повторения… -Мне ещё следовало бы поработать… Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике. |
10.Д/з. (2 мин) Цель.Обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу |
Дать инструктаж выполнения д/з. 3. задание дополнительное (придумать алгоритм из повседневной жизни). | Записывают домашнее задание |
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта »
Технологическая карта внеурочного занятия по информатики
Кравцова Елена Юрьевна учитель информатики и математики МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»
Предмет_______Информатика______________________________________________________________________
Класс___________6_________________________________________________________________________________
Автор УМК______Босова Л.Л._______________________________________________________________________
Тема урока_____ Алгоритм
Тип урока______освоение нового знания_________________
Планируемые результаты: а) формирование представления о составлении алгоритма (предметный результат)
б) развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления (метапредметный результат)
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью (личностный результат)
Цели урока: дидактическая: освоение знаний и умений по теме «Алгоритм», применение знания при составлении алгоритма, формирование умения выбирать наиболее рациональные способы при программировании и составлении алгоритма;
развивающая: развитие логическое мышление, умение анализировать, формирование у учащихся умение самостоятельно применять имеющие знания.
воспитательная: развивать навыки самоконтроля, понимание практической значимости данной темы.
Задачи занятия: Способствовать развитию познавательного интереса учащихся;
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
демонстрировать практические и теоретические знания о алгоритмах, договариваются о совместной деятельности
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | -Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь, ручки, карандаши и дневник. Итак, начнем сегодняшнее занятие. | Проверяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | - Заходя домой, мы открываем дверь. Заходя в кабинет, мы открываем дверь. Давайте откроем дверь и на наш урок. Для этого нужно составить последовательность действий для открывания двери. | Ученики составляют алгоритм устно. Алгоритм открывания двери. • Достать ключ из кармана • Вставить ключ в замочную скважину • Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки • Вынуть ключ | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
| | - Что будет, если мы поменяем 1 и 3 действие местами? Каков будет результат после выполнения последовательности действий? Почему дверь не откроется? | Учащиеся меняют 1 и 3 действие местами и приходят к выводу, что дверь не откроется. - Нарушена последовательность | Коммуникативные (умение выражать мысли) Регулятивные (планирование, целеполагание) Логические УУД (построение логической цепи) |
3. Постановка цели урока | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Последовательность действий направленная на достижение цели называется алгоритмом. Тема нашего занятия «Алгоритм». Сегодня мы познакомимся с понятием алгоритма, особенностями создания алгоритма и способами его представления. | Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока. Записывают определение алгоритма в тетрадь. | Коммуникативные (умение выражать мысли) Регулятивные (планирование, целеполагание) |
4. Проблемное объяснение нового материала | Получение обучающимися новых знаний | Мы познакомились с понятием алгоритма. Как бы вы называли процесс создания алгоритма? Такой процесс мы называем алгоритмизацией. Кто может выполнять алгоритм? Как, всех перечисленных, можно назвать одним словом? | Описание последовательности действий, создание алгоритма, алгоритмика - Человек, животные, машины. - Исполнитель. | |
| | Скажите, если я вас попрошу выполнить алгоритм, написанный на японском языке, к чему это может привести? Какие правила при составлении алгоритма мы должны соблюдать. Поэтому при разработке алгоритма мы будем соблюдать следующие правила. Каким образом мы можем представить алгоритм? | -Не сможем выполнить или выполним не то, что просили. - Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает. - Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту, который будет выполнять алгоритм. Каким образом мы можем представить алгоритм? | Коммуникативные (умение выражать мысли). Логические УУД (обобщение) |
5. Обобщение и систематизация знаний. Первичная проверка понимания изученного. | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов в изученном материале, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы. | Ребята, давайте, рассмотрим алгоритмы, которые вы встречаете в повседневной жизни и на различных уроках. Алгоритм не всегда представляет последовательность вычислений, могут быть и не математические действия. Укажите истинное высказывание алгоритма (в презентации) | Пришиваем пуговицу, покупаем хлеб, находим нод. Всегда перед составлением алгоритма должны быть определены начальные условия и то, что предстоит получить в итоге. Выходят к доске выбирают верное высказывание. | предметные: демонстрируют теоретические и практические знания при составлении алгоритма личностные: Свободно применяют знания и умения составлять алгоритмы. |
6. Творческое задание. Работа в группах. Применение знаний и умений в новой ситуации | Обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | А сейчас попробуйте составить алгоритм, самостоятельно используя любые ресурсы имеющиеся у нас в кабинете информатики определив для себя при этом исходные данные и в итоге покажите получившийся результат выполнения алгоритма. Свои работы отправьте на локальный диск учителя по сети. | Самостоятельно составляют алгоритмы. Имеются: лего - конструкторы, программируемые роботы NXT, выход в интернет, компьютеры с различными приложениями, краски ,ватман. Ученики выбирают по своему усмотрению необходимые ресурсы, разбиваясь на группы, составляют и выполняют свои алгоритмы. . | Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: проводят сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов |
7. Физкультминутка | | Мы с вами плодотворно поработали, а теперь давайте немного отдохнём. Проведём физкультминутку и не обыкновенную, а алгоритмическую. Например: посмотрите вверх; посмотрите на соседа слева; помашите соседу, сидящему за вами и т.п. | Выходит один ученик и проводит физкультминутку. Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. Исходные данные: активно работавшие и немного уставшие ученики. Результат: заряд энергии и бодрости на оставшееся занятие. | Коммуникативные (умение слушать и слышать) Личностные (самоорганизация) Регулятивные (саморегуляция) |
8.Отчёт групп. | Применение знаний и способов действий, которые были получены по новому материалу | Проверяет результаты работы в группах. | Группы выходят и показывают результат выполнения своего алгоритма на интерактивной доске. | Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: проводят сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов |
9. Подведение итогов урока (рефлексия). | Дать качественную оценку работы класса и оценить свою работу. -Сегодня на уроке мне понравилось… -Сегодня на уроке я повторил… -Сегодня на уроке я закрепил… -Сегодня на уроке я поставил себе оценку … -У меня вызвали затруднения и требуют повторения… -Мне ещё следовало бы поработать… Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике. | - Направляет учащихся на подведение итогов урока, организуя фронтальную беседу. . | Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. Отвечают на вопросы, делают выводы по целям урока. Алгоритмы присутствуют всюду в повседневной жизни | Регулятивные (оценка) Личностные (степень правдивости при рефлексии). |
10.Д/з. | Обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Дать инструктаж выполнения д/з. 3. задание дополнительное(придумать алгоритм из повседневной жизни). | Записывают домашнее задание | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |