Вычислительные таблицы. Расчеты в Excel.
7-й класс
Цели:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.
- расширять представление о вычислительных таблицах;
- расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;
- закрепить навыки создания таблиц;
Задачи:
Образовательные:
- изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;
- закрепить представления учащихся о табличных информационных моделях;
- сформировать навыки самостоятельной работы;
- систематизировать полученные знания.
Развивающие:
- развитие мышления, формирование умений делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности;
Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание культуры.
Вид урока: урок формирования новых знаний и выработки практических умений ?и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.
Оборудование:
- компьютеры;
- комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
- презентация
Основные понятия:
- табличная информационная модель,
- вычислительная таблица,
- формула.
Ход урока
- Актуализация и проверка усвоения изученного материала
На прошлом уроке мы говорили о вычислительных таблицах.
Обсуждаются вопросы:
Что называется вычислительной таблицей?
Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.
Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».
В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.
Пример 1:
Товар
Цена, руб.
Количество
Стоимость
Тетрадь, 12 л., клетка
3
10
30
Тетрадь, 12 л., линейка, косая
2,5
10
25
Альбом для рисования, 8 л.
5
4
20
Карандаши цветные «Зарница», 6 шт.
20
1
20
Авторучка
5
6
30
Карандаш простой
1
6
6
Цветная бумага, 8 цв.
12
2
24
Итого:
39
155
стоимость = цена * количество
Самое главное:
Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.
Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».
В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.
- Формирование новых знаний и выработки практических умений ?и навыков.
Задание 1. Клумбы
С помощью таблицы решим следующую задачу.
На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, ее стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвертная клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Стороны пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?
Составляется таблица и в неё заносятся данные из условия задачи.
Клумба
Размеры
Сторона 1, м
Сторона 1, м
Сторона 1, м
Периметр, м
1
5
5
7
2
3
4
5
3
4
3
3
4
4
4
4
5
7
5
7
Итого:
Решение данной задачи
Шаг1.
Клумба
Размеры
Сторона 1, м
Сторона 1, м
Сторона 1, м
Периметр, м
1
5
5
7
=стр1+стр2+стр3
2
3
4
5
3
4
3
3
4
4
4
4
5
7
5
7
Итого:
Шаг2
Клумба
Размеры
Сторона 1, м
Сторона 1, м
Сторона 1, м
Периметр, м
1
5
5
7
=5+5+7
2
3
4
5
=3+4+5
3
4
3
3
=4+3+3
4
4
4
4
=4+4+4
5
7
5
7
=7+5+7
Итого:
=кл1+кл2+кл3+кл4+кл5
Шаг3
Клумба
Размеры
Сторона 1, м
Сторона 1, м
Сторона 1, м
Периметр, м
1
5
5
7
=17
2
3
4
5
=12
3
4
3
3
=10
4
4
4
4
=12
5
7
5
7
=19
Итого:
=70
Шаг 4. Используя полученные данные, ответим на вопросы:
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?
- Физкультминутка
Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Проводят физкультминутку на 12–20 минуте от начала урока.
Продолжительность 1–2 минуты.
(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)
Практическая работа. Решение задач с использованием готовых таблиц в файле Excel
Задача 1. Веселые человечки. Путешествия
Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км.
Какое расстояние проехал каждый из человечков какое расстояние все человечки вместе проехали на каждом виде?
Задача 2. Веселые человечки. Пирожки
Веселые человечки решили сходить в поход. Пончик испек для всех пирожки с мясом, яблоками, капустой и повидлом и разложил их по пакетам, кулькам и коробкам. Пирожков с мясом оказалось 3 коробки, 2 кулька и 3 пакета. Пирожков с яблоками – 5 пакетов, 1 кулек и 2 коробки. Пирожков с повидлом – 6 кульков и 1 коробка. Пирожков с капустой – 2 пакета, 1 коробка и 1 кулек. В коробку вмещается 20 пирожков, в пакет – 25, в кулек – 15.
Сколько всего пирожков испек Пончик и сколько среди них было пирожков каждого сорта; сколько пирожков было уложено в упаковку каждого вида?
- Подведение итогов, выставление оценок.
Оценки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.
При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?
6. Домашнее задание §2.7 (стр. 75 – 78);
Литература: (слайд 19, 20)
Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.