1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса, 2012.
2. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Предметные: общие представления о формах восприятия и представления информации; общие представления о кодировании информации; научится использовать термины «информация», «кодирование», понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной жизни и информатике; | Личностные: навыки ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразование на основе мотивации к обучению и познанию. желание выполнять учебные действия; способность к личностной саморефлексии; уважение иного мнения | Коммуникативные доносить свою позицию до других; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; критично относиться к собственному мнению; организовывать учебное взаимодействие в паре. | Регулятивные определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; соотнести результат с целью и оценить его; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | Метапредметные: |
Основные понятия | Естественные и формальные языки, представление информации, письменность. |
Межпредметные связи | литература, русский язык, математика. |
Средства обучения | доска и мел, компьютерный класс (ПК учителя - 1, ПК учащихся – 4) |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, в паре |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД( универсальные учебные действия) |
I. Организационный | Приветствие, настрой учащихся на работу. Ребята, начинаем урок. На вашем столе должны быть расположены учебник, рабочая тетрадь, дневник, письменные принадлежности. | Приветствуют учителя, Визуально контролируют свою готовность к уроку Рассаживаются на рабочие места. | Познавательные: Выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные: Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем. Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
II.Изучение нового материала | Запишем тему урока: «Восприятие и представление информации» | Записывают в тетради дату проведения урока и тему урока «Восприятие и представление информации». | Познавательные: Умение анализировать объект, выделять существенные и несущественные признаки. Коммуникативные: Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем. Личностные: самоорганизация. Регулятивные: Умение слушать в соответствие с целевой установкой. |
Объяснение учителя: Человек воспринимает информацию из окружающего с помощью своих органов чувств; их пять: орган зрения, орган слуха, орган вкуса, орган обоняния, кожа орган осязания. Обучающимся предлагается прочитать текст учебника стр. 13-14. И ответить на вопрос: Можно ли сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком? | Читают текст учебника. Делают выводы. Высказывают свое мнение. | Познавательные: Внимательное чтение научного текста и вычитывание необходимой информации; построение логических рассуждений; использование информации для достижения цели; . Личностные: создание эффективного взаимодействия в паре Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений Регулятивные: планирование последовательных действий и получение результата |
Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит? Дополняет и раскрывает ответы детей. Помогает обучающимся составить опорный конспект -схему | Отвечают на вопрос. Дополняют ответы друг друга. Составляют опорный конспект- схему: Формы общения людей Устная Письменная Фонема –звуковой знак Виды письменности: Звуковая (Европа) Идеографическая (Китай) Слоговая (Япония) Пиктографическая | Познавательные: Умение структурировать знания Личностные: Уважение иного мнения Регулятивные: Умение слушать в соответствие с целевой установкой. |
С появлением языка, а затем и знаковых систем расширились возможности общения между людьми. Каждый народ имеет свой язык, состоящий из набора символов, кроме того существуют различные формальные языки. Обучающимся предлагается прочитать текст учебника стр . 15 о языках. И выписать в тетрадь определение, что называют языком. И привести примеры языков в тетради и у доски. | Читают текст, выделяют встречаемые в жизни языки. Записывают в тетрадь определение: Язык – это знаковый способ представления информации. Общение на языках – это процесс передачи информации в знаковой форме. Виды языков: естественные (языки народов мира) и формальные (язык профессий или области знаний) | Познавательные: Умение осуществить поиск и выделение необходимой информации. Личностные: навыки ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразование на основе мотивации к обучению и познанию Коммуникативные: Владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: Осознание качества и уровня усвоения. |
Объяснение учителя: Утром, собираясь в школу, вы интересуетесь погодой на улице. Каким свойствам будет удовлетворять полученная вами информация? Каким образом можно получить информацию? В какой форме она будет представлена в газете, в сообщении по радио, на экране телевизора? Предлагается выполнить задание: Обучающимися выбирается одна из ситуаций и демонстрируется другим обучающимся, которые должны понять сообщение и объяснить его. Ситуация | Формы представления | Погода на завтра | В виде картины | Погода в зоне предполагаемого отдыха | В виде пантомимы | Приближающееся стихийное бедствие | В виде жестов | «Сюрпризы», которые может принести погода в предстоящее лето | В виде текста | | Отвечают на вопросы. Анализируют формы представления информации в разных источниках. Выполняют задание в парах. Обсуждают и представляют выполненное задание. | Познавательные: Умение осуществить поиск и выделение необходимой информации. Умение преобразования знаково-символических форм в чувственные действия объекта, выделяя существенные характеристики. Личностные: Уважение иного мнения Коммуникативные: Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: Осознание качества и уровня усвоения. |
III.Закрепление изученного | Обучающимся предлагаются решить задачи на применение приобретенных знаний. из задачника-практикума № 8, 7, 9, 12 № 8 Фраза на некотором иностранном языке «Каля маля» в переводе на русский язык означает «красное солнышко», «фаля маля баля» - «большая красная груша», «цаля баля» -«большое яблоко». Как на этом языке написать слова: груша, яблоко, солнышко. № 7 Составьте таблицу способов символьного представления информации в перечисленных областях. Область применения | Символы | Математика | | Музыка | | Человеческая речь | | Химия | | География | | № 9 Перечислите не менее пяти способов приветствия друг друга используя разговорные языки, язык жестов и мимики. № 12 Что может обозначать запись 18-15 с точки зрения продавца магазина, машиниста электропоезда, ученика на уроке математики. | выполняют практическую работу; по мере решения, сообщают результаты своей работы учителю; в случае неверных результатов, занимаются поиском ошибок; | Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; развитие ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения. |
IV. Итог урока | В конце урока, после обсуждения решения задач, следует вновь напомнить тему занятия Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал, что… Сегодня на уроке я научился… У меня хорошо получилось… Я встретился с трудностью при… | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. | Личностные: Самоосознание, рефлексия. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: уметь передать содержание в сжатом, выборочном виде. |
V.Домашнее задание | Инструктаж по его выполнению. п 2 учебника, вопросы в конце пункта № 4, 16 задачника- практикума | Получают инструкции от учителя к выполнению домашнего задания. | Личностные : развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |