Урок №5
Тема: Назначение и устройство компьютера
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цели:
- Составить представление об аналогии между компьютером и человеком;
- Ознакомление с основными вопросами темы: какие устройства входят в состав компьютера, что такое данные и программа, принципы фон Неймана;
- Формирование восприятия компьютера как инструмента информационной деятельности человека;
- Развитие операционального и системного мышления.
Ход урока:
I. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.
II. Актуализация знаний (3 мин.)
Проверка домашнего задания.
III. Теоретическая часть (30 мин.)
С этого урока мы начинаем знакомство с компьютером. Для информатики компьютер — это не только инструмент для работы с информацией, но и объект изучения. Вы узнаете, как компьютер устроен, какую работу с его помощью можно выполнять, какие для этого существуют программные средства.
С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей умственной работы человека, т. е. работы с информацией.
Из истории науки и техники известно, что идеи многих своих изобретений человек «подглядел» в природе.
Например, еще в XV веке великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал эти знания для конструирования летательных аппаратов.
Русский ученый Н. Е. Жуковский, основоположник аэродинамики, также исследовал механизм полета птиц. Результаты этих исследований используются при расчетах конструкций самолетов.
А есть ли в природе прототип у компьютера? (Да. Таким прототипом является сам человек). Только изобретатели стремились передать компьютеру не физические, а интеллектуальные возможности человека.
По своему назначению компьютер — универсальное техническое средство для работы человека с информацией.
По принципам устройства, компьютер — это модель человека, работающего с информацией.
Какие устройства входят в состав компьютера?
Информационная деятельность человека делится на четыре составляющие:
- прием (ввод) информации;
- запоминание информации (сохранение в памяти);
- процесс мышления (обработка информации);
- передача (вывод) информации.
В состав компьютера входят устройства, выполняющие аналогичные функции:
- устройства ввода;
- устройства запоминания — память;
- устройство обработки — процессор;
- устройства вывода.
В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает в память результаты обработки; полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку Чаще всего в качестве устройства ввода используется клавиатура, а устройства вывода — монитор или принтер (устройство печати).
И все-таки нельзя отождествлять «ум компьютера» с умом человека. Важнейшее отличие состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями.
В памяти компьютера хранятся данные и программы.
Данные — это обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме.
Программа — это описание последовательности действий, которые должен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных.
Если информация для человека — это знания, которыми он обладает, то информация для компьютера — это данные и программы, хранящиеся в памяти. Данные — это «декларативные знания», программы — «процедурные знания» компьютера.
Принципы фон Неймана
В 1946 году американский ученый Джон фон Нейман сформулировал основные принципы устройства и работы ЭВМ. Описанный выше состав устройств ЭВМ и взаимодействие между ними называют архитектурой фон Неймана. Для неймановской архитектуры характерно наличие одного процессора, который управляет работой всех остальных устройств. С другими принципами фон Неймана вам еще предстоит познакомиться.
IV.Закрепление знаний (10 мин.)
Отработка навыков печатания десятипальцевым «слепым» методом на клавиатурном тренажере «Руки солиста» (уровень 8 класса).
V. Итог урока (2 мин.)
Итак, сегодня мы узнали, что:
- Компьютер — это программно управляемое устройство для выполнения любых видов работы с информацией.
- В состав компьютера входят: процессор, память, устройства ввода, устройства вывода.
- В памяти компьютера хранятся данные и программы.
- Компьютер работает по программам, созданным человеком.
VI. Домашнее задание (3 мин.)
Прочитать и законспектировать §5, ответить на вопросы в конце параграфа (устно).
Просмотр содержимого документа
«Методические указания по установке»
Методические указания по установке
программы «Руки солиста»
Вашему вниманию представляется руководство по установке тренажёра «Руки солиста».
В состав пакета входит 4 файла:
manual.doc – руководство по установке программы;
HandsSetup.exe – дистрибутив тренажёра;
SaveGen.exe – утилита доступа учителя к заданиям;
metod.pdf – методическое пособие.
Для установки самой программы необходимо запустить файл HandsSetup.exe, убедившись в том, что имеются права администратора Windows:
В случае если компьютеры не объединены в сеть, установку необходимо произвести на каждом рабочем компьютере. При установке потребуется указать директорию, в которую должна быть установлена программа (по умолчанию она будет инсталлирована в директорию C:\Program Files\HandsOfSoloist). На рабочем столе будут созданы ярлыки для запуска программы, в главном меню создан раздел «Руки солиста» с ярлыками на соответствующие курсы и файл справки.
В случае если компьютеры объединены в сеть, требуется определить, какой из компьютеров будет выполнять роль сервера, и произвести установку на нём. После этого необходимо дать общий сетевой доступ к директории, в которую программа была установлена. Для этого в проводнике Windows нужно открыть свойства этой папки правой кнопкой мыши, перейти на закладку «Доступ», выбрать опцию «Открыть общий доступ к этой папке» и указать имя, под которым данная папка будет видна с других компьютеров (например, «Hands»). Затем на каждом рабочем компьютере требуется зайти в сетевую папку Hands и запустить файл ClientSetup.exe. На рабочем столе каждого рабочего компьютера будут созданы ярлыки для запуска программы, в главном меню создан раздел «Руки солиста» с ярлыками на соответствующие курсы и файл справки.
Каталоги установленной программы имеют следующую структуру. В каталоге HandsOfSoloist имеется 3 подкаталога:
7 class;
8 class;
9 class.
Вводится имя пользователя и с помощью кнопки «Настройки» определяется размер шрифта.
В каждом из них хранится курс для соответствующей возрастной группы. В свою очередь, в каждом из этих каталогов имеется папка Save, в которой хранятся учётные записи занимающихся учеников. Каждый раз, когда ученик проходит какое-либо задание, создаётся резервная копия его учётной записи в каталоге Save\Backup, поэтому в случае возникновения проблем или случайного удаления учётной записи, ее можно восстановить из резервной копии.
Если же по какой-то причине учётная запись была утрачена безвозвратно, имеется возможность при помощи утилиты SaveGen.exe создать учётную запись с заданным количеством пройденных уровней. Эту утилиту учитель должен хранить в месте, недоступном для учеников. Когда возникнет необходимость создать учётную запись, учитель должен запустить данный файл, щелкнуть на строку «Укажите путь до папки Руки солиста», выбрать один из трёх каталогов – 7 class, 8 class или 9 class, ввести фамилию, имя и отчество ученика и количество пройденных им уроков, после чего нажать на кнопку «Создать учётную запись».
Если учетная запись уже вставлена, то, войдя в программу, ученик может выбрать свою фамилию и продолжить заниматься.
В окне со стихотворением-приветствием Вы найдете кнопку «Начать обучение».
Вы перейдете к первому уровню обучения.
Если учащийся уже прошел несколько уровней, а обучение необходимо продолжить, то можно с помощью кнопки «Кабинет», находящейся в верхней части окна, перейти на необходимый уровень для продолжения работы. Выполнение работы проводится по уровням последовательно, и программа не позволит перескакивать на следующий уровень, если предыдущий не был пройден. Справа можно просмотреть статистику освоения учеником навыков с помощью программы «Руки солиста».
Для сбора статистики о прохождении программы каждым из учеников можно, находясь в окне со списком учеников, нажать на кнопку «Экспортировать статистику выбранного ученика в Excel». Будет создана таблица с информацией обо всех попытках ученика, как удачных, так и неудачных, на основе которой учитель может сделать соответствующие выводы - насколько прилежно занимается ученик, чему следует уделить особенное внимание.
Просмотр содержимого документа
«Урок 5»
Урок №5
Тема: Назначение и устройство компьютера
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цели:
Составить представление об аналогии между компьютером и человеком;
Ознакомление с основными вопросами темы: какие устройства входят в состав компьютера, что такое данные и программа, принципы фон Неймана;
Формирование восприятия компьютера как инструмента информационной деятельности человека;
Развитие операционального и системного мышления.
Ход урока:
I. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.
II. Актуализация знаний (3 мин.)
Проверка домашнего задания.
III. Теоретическая часть (30 мин.)
С этого урока мы начинаем знакомство с компьютером. Для информатики компьютер — это не только инструмент для работы с информацией, но и объект изучения. Вы узнаете, как компьютер устроен, какую работу с его помощью можно выполнять, какие для этого существуют программные средства.
С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей умственной работы человека, т. е. работы с информацией.
Из истории науки и техники известно, что идеи многих своих изобретений человек «подглядел» в природе.
Например, еще в XV веке великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал эти знания для конструирования летательных аппаратов.
Русский ученый Н. Е. Жуковский, основоположник аэродинамики, также исследовал механизм полета птиц. Результаты этих исследований используются при расчетах конструкций самолетов.
А есть ли в природе прототип у компьютера? (Да. Таким прототипом является сам человек). Только изобретатели стремились передать компьютеру не физические, а интеллектуальные возможности человека.
По своему назначению компьютер — универсальное техническое средство для работы человека с информацией.
По принципам устройства, компьютер — это модель человека, работающего с информацией.
Какие устройства входят в состав компьютера?
Информационная деятельность человека делится на четыре составляющие:
прием (ввод) информации;
запоминание информации (сохранение в памяти);
процесс мышления (обработка информации);
передача (вывод) информации.
В состав компьютера входят устройства, выполняющие аналогичные функции:
В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает в память результаты обработки; полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку Чаще всего в качестве устройства ввода используется клавиатура, а устройства вывода — монитор или принтер (устройство печати).
И все-таки нельзя отождествлять «ум компьютера» с умом человека. Важнейшее отличие состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями.
В памяти компьютера хранятся данные и программы.
Данные — это обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме.
Программа — это описание последовательности действий, которые должен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных.
Если информация для человека — это знания, которыми он обладает, то информация для компьютера — это данные и программы, хранящиеся в памяти. Данные — это «декларативные знания», программы — «процедурные знания» компьютера.
Принципы фон Неймана
В 1946 году американский ученый Джон фон Нейман сформулировал основные принципы устройства и работы ЭВМ. Описанный выше состав устройств ЭВМ и взаимодействие между ними называют архитектурой фон Неймана. Для неймановской архитектуры характерно наличие одного процессора, который управляет работой всех остальных устройств. С другими принципами фон Неймана вам еще предстоит познакомиться.
IV.Закрепление знаний (10 мин.)
Отработка навыков печатания десятипальцевым «слепым» методом на клавиатурном тренажере «Руки солиста» (уровень 8 класса).
V. Итог урока (2 мин.)
Итак, сегодня мы узнали, что:
Компьютер — это программно управляемое устройство для выполнения любых видов работы с информацией.
В состав компьютера входят: процессор, память, устройства ввода, устройства вывода.
В памяти компьютера хранятся данные и программы.
Компьютер работает по программам, созданным человеком.
VI. Домашнее задание (3 мин.)
Прочитать и законспектировать §5, ответить на вопросы в конце параграфа (устно).