Урок по изучению нового материала проводится в форме модульного урока. Оборудование:
- модуль для каждого ученика по теме «Программирование линейных алгоритмов» с оценочным листом;
- для работы в паре по четыре поля с указанными в центре разделами:
- описание переменных, оператор присваивания, процедура ввода;
- для каждой группы набор из 24 карточек с понятиями;
- текст программы на Турбо-Паскале sportpas;
- карточки с текстами задач по разным предметам (географии, физике, экономике);
- физическая карта, линейка.
Цели урока
Образовательные: научиться составлять программы линейной структуры.
Развивающие: продолжить формирование у школьников умения анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания, применять полученные теоретические знания на практике. развивать навыки самостоятельной деятельности.
Воспитывающие: продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение, оценивать свою работу и работу товарищей.
Тип урока
С использованием модульной технологии.
Структура урока:
1. Объявление темы, целей урока, знакомство с модулем, организация учебно-познавательной деятельности учащихся.
2. Самостоятельная работа учащихся в парах с карточками по алгоритму, Самопроверка выполненного задания (по цвету).
3. Фронтальная работа с модулем.
4. Практическая работа с готовой программой.
5. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в группах. Самостоятельная работа учащихся в группах.
6. Заслушивание отчета каждой группы о проделанной работе.
7. Подведение итогов урока. Выставление баллов за работу в оценочных листах.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Создание проблемной ситуации, сообщение цели урока, знакомство со структурой модуля.
Приветствие детей, гостей.
- Начать свой урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:
"Алиса спрашивает у кролика:
- Куда мне надо идти? Мудрый кролик ей отвечает.
- Все зависит от того, куда Вам надо прийти".
- Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. И сегодня на уроке мы с вами как раз и будем учиться программировать такую последовательность действий.
Тема нашего урока: «Программирование линейных алгоритмов».
Она обозначена и на листке на вашем столе. Это так называемый модуль. Так как вы с модульной технологией работаете первый раз, я буду вам помогать.
Его структура - это тоже алгоритм, Алгоритм вашей работы. Каждое задание вы должны выполнять последовательно, одно за другим.
Какой это алгоритм? (линейный), В пункте с номером 0 поставлена цель урока, она сформулирована через знания, требования к умениям, которыми вы овладеете после изучения данной темы.
А так же мы будем учиться систематизировать полученные знания, развивать умение сравнивать, анализировать, отвечать на вопросы, учиться работать в группе.
Модуль составлен таким образом, что он является не только вашим руководителем при изучении нового материала, но и помощником.
Вся работа разбита на несколько этапов, которые рассчитаны л ибо н а самостоятельную работу, либо на совместную работу с учителем, либо на работу в парах, группах. Начинается каждый этап с постановки цели- В конце урока мы с вами вернемся на начало модуля и в соответствии с достигнутой целью оценим свою работу на уроке по 10-балльной системе,
Цель нашего с вами урока - научиться составлять программы с линейным алгоритмом. Для этого нам надо знать процедуры ввода/вывода, уметь определять и задавать типы данных, знать оператор присваивания. Поэтому мы начнем с того, что повторим эти вопросы.
2. Актуализация знания (работа в парах по карточкам).
- В п.1 модуля записан алгоритм работы по повторению пройденного материала.
Работа будет проводиться в парах. На столах у вас находятся конверты с набором карточек (24 шт) и по два листа с полями. Ваша задача прочитать внимательно карточки с описаниями понятий, которые мы повторяем, а затем разложить их на соответствующий лист. В каждом поле есть клеточка, помеченная крестиком. В нее вы кладете карточку, где есть ошибка.
Время работы с карточками - 5 минут (Ребята раскладывают карточки с определениями ил листы).
Для самопроверки работы нужно перевернуть маленькие карточки обратной стороной. На каждом поле у учащихся должны находиться карточки одного цвета.
Если это не так, значит - здесь у вас ошибка. Нужно прочитать еще раз определение и положить карточку на нужное поле.
3.Фронтальная работа с модулем.
- Перейдем к п.2 нашего модуля.
- Давайте вспомним, что называется линейным алгоритмом?
- А как выглядит структура программы на Турбо-Паскале?
Аналогично выглядит программа с линейным алгоритмом. Обратите внимание, как она записана в модуле.
- Из каких частей состоит раздел операторов?
- Обязательно ли каждый должен присутствовать?
Прежде, чем мы приступим к самостоятельному написанию программы, давайте поработаем с готовой программой, разберем из каких частей она состоит (текст программы демонстрируется на большом экране).
Вашему вниманию предлагается линейная программа, определяющая время между двумя какими-то событиями. В данном примере определяется время выполнения какого-либо набора спортивных упражнений.
- Какие операторы вам знакомы и что в данном примере они выполняют?
- Зачем пустой READLN? (Выполняет приостановку программы. До нажатия клавиши ВВОД).
А обработка в данном случае представляет собой фиксацию времени в начале и конце упражнения. Это время записывается в переменные Т2, Т1 и Т. Для фиксации времени используется незнакомая пока вам процедура GETTIME, о которой вы будете более подробно говорить в будущем.
4. Практическая работа с готовой программой на ПК.
- А теперь перейдем к п. 3 модуля, в котором вам предлагается выполнить рассмотренную программу. Работайте по приведенному в модуле алгоритму.
- Прочитайте программу с диска. Добавьте в нее строку, выводящую на экран какое-нибудь упражнение, например, наклоны в сторону.
Запустите программу на выполнение и проделайте это упражнение сами.
Время работы - 5 минут!
Мы с вами немножко передохнули, а теперь продолжим работу дальше.
- Как вы думаете, можем мы эту программу использовать в других ситуациях? Где бы нам еще пригодилась такая программа?
- Как вы думаете, домохозяйке может пригодиться такая программа?
- А ученику? (время выполнения д.з., прогулка).
5. Работа в группах.
- С готовой программой вы все очень хорошо справились. Но гораздо интереснее самим составлять программы. И цель
нашего сегодняшнего урока именно в этом, Поэтому переходим к следующему этапу. Он обозначен в модуле под п.4.
- За окном сентябрь. Чудесная пора, очей очарованье.
- Так и хочется отправиться погулять, а еще лучше попутешествовать.
Давайте с вами попробуем организовать небольшое путешествие, правда, виртуальное.
Но всякое путешествие требует подготовки. Для этого сначала выберем, кто чем будет заниматься.
Как известно, все люди делятся на физиков и лириков, поэтому я предлагаю вам разделиться на 3 группы:
экономистов, физиков и географов.
(В течение 5-10 минут ребята работают в группах, а затем представляют свои программы. Алгоритм работы и представления задачи дан в модуле п.4.)
6. Представление задач.
Итак, мы с вами решили попутешествовать. Сначала нам нужно выбрать, куда мы с вами поедем и рассчитать наш путь. Поможет нам в этом группа географов.
(Задачу представляет группа географов).
- Мы с вами определили, какое расстояние нам предстоит преодолеть.
А на каком виде транспорта нам лучше это сделать, нам расскажут физики. (Задачу представляет группа физиков).
- Но это еще не все. Нам надо посмотреть, хватит ли у нас денег на такое путешествие? Свои расчеты нам предложат экономисты.
(Свои рекомендации дает группа экономистов).
- Я думаю, все группы у нас успешно справились с заданием.
У меня возникло впечатление, что я работала с увлеченными учениками, умеющими анализировать и выбирать оптимальный результат. Спасибо вам за работу!
7. Подведение итогов, оценка урока.
- В конце урока принято ставить оценки. Поскольку урок у нас не совсем обычный, оценку за свою работу вы поставите сами.
Вернитесь, пожалуйста, на начало модуля. Еще раз прочитайте, какие знания и умения, вы должны были получить на уроке, и в оценочном листе проставьте оценку по 10-балльной системе.