kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка конспекта урока информатики в 9 классе по теме:"Алгоритм и его свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Урок информатики в 9-м классе "Алгоритм и его свойства"

    Разработала и провела: учитель информатики МБОУ ООШ №18 ст. Кисляковской

    Некрасова Н.Ю.

    Раздел программы: Основы алгоритмизации и программирования

    Тип урока: урок новых знаний

    Цели урока:

    Обучающая цель: изучение понятия алгоритм, свойств алгоритма: дискретности, детерминированности, конечности, понятности, массовости.

    Развивающая цель: развитие мышления школьников через установление причинно-следственных связей.

    Мотивационная цель: сохранение и развитие интерес к изучению предмета через применение различных форм овладения знаниями.

    Задачи урока:

    Познакомить учащихся с понятиями: алгоритм, свойства алгоритма;

    Познакомить с примерами алгоритмов;

    Научить проводить классификацию: инструкция-алгоритм;

    Применять знания при создании алгоритмов и оценке существующих алгоритмов.

    Ход урока:

    1 этап. Организационный момент.

    Учитель: Здравствуйте, сегодня на уроке мы будем изучать алгоритм, его свойства и виды.

    2 этап. Объяснение нового материала. (слайд 1)

  2. Безусловно, с понятием алгоритм вы уже встречались ранее: на уроках информатики в младших классах, в жизни, однако никогда не задумывались над тем, какое количество алгоритмов вам известно. Жизненный опыт человека растет с увеличением числа освоенных им алгоритмов. Например, чтобы ребенок научился покупать в магазине хлеб, ему нужно сначала рассказать (а лучше показать), как это делается. Освоив "алгоритм покупки хлеба", он в дальнейшем будет успешно выполнять эту работу.
  3. План с подробным описанием действий, необходимых для получения ожидаемого результата,

    получил название алгоритма.

    Алгоритмизация — процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.

    Понятие алгоритма - фундаментальное понятие. Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль-Хорезми. Им были предложены приёмы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже в Европе эти приёмы назвали алгоритмами от "algoritрmi" - латинского написания имени аль-Хорезми. В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничиваясь только арифметическими вычислениями.

    Термин "алгоритм" стал достаточно распространённым не только в информатике, но и в быту. Под алгоритмом понимают описание какой-либо последовательности действий для достижения заданной цели. В этом смысле, например, алгоритмами можно назвать инструкцию по использованию кухонного комбайна, кулинарный рецепт, правила перехода улицы и пр.

    Для использования понятия алгоритма в информатике требуется более точное определение, чем данное выше. Алгоритмом называется организованная последовательность действий допустимая для некоторых исполнителей. Исполнителем может быть человек, группа людей, робот, станок, компьютер, язык программирования и т.д. Одно из принципиальных обстоятельств состоит в том, что исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, но получает необходимый результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.

    Это - важная особенность алгоритмов. Наличие алгоритма формализует процесс решения задачи, исключает рассуждение исполнителя. Использование алгоритма даёт возможность решать задачу формально, механически исполняя команды алгоритма в указанной последовательности. Целесообразность предусматриваемых алгоритмом действий обеспечивается точным анализом со стороны того, кто составляет этот алгоритм.

    Алгоритм представляет собой последовательность команд (ещё говорят - инструкций, директив), определяющих действия исполнителя (субъекта или управляемого объекта). Всякий алгоритм составляется в расчёте на конкретного исполнителя с учётом его возможностей. Для того чтобы алгоритм был выполним, нельзя включать в него команды, которые исполнитель не в состоянии выполнить. Нельзя повару поручать работу токаря, какая бы подробная инструкция ему не давалась. У каждого исполнителя имеется свой перечень команд, которые он может исполнить. Такой перечень называется системой команд исполнителя (СКИ).

    Задание: выбрать примеры правильных алгоритмов (слайд 2)

    1. Инструкция по лепке дракона.

    Изучить образ дракона по имеющейся картинке.

    Вылепить голову.

    Вылепить туловище.

    Вылепить хвост.

    Вылепить четыре ноги.

    Сравнивая с картинкой, уточнить детали каждой вылепленной части дракона.

    2. Инструкция по варке манной каши

    Молоко вскипятить добавить соль, сахар, засыпать тонкой струйкой, непрерывно помешивая манную крупу, довести до кипения, прокипятить минут 5-7, добавить масло и дать остыть.

    3. Инструкция приготовления коржиков

    Разогреть духовку до 220 градусов.

    Просеять 225 гр муки в миску и размешать с 40 гр масла.

    Добавить в муку 1/2 стакана сахара, взять нож и рубить им тесто, добавляя 150 мл молока небольшими порциями.

    Замесить тесто.

    С помощью круглой формы вырезать несколько булочек и положить их на противень, смазанный маслом.

    После того, как вы вырезали столько булочек, сколько возможно, раскатайте тесто еще раз.

    Выпекать в духовке 12-15 минут.

    4. Инструкция нахождения большего из двух данных чисел.

    Из числа А вычесть число В.

    Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

    Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше

    5. Инструкция приготовления бутерброда.

    Отрезать ломтик хлеба

    Намазать его маслом

    Отрезать кусок колбасы или сыра.

    Наложить отрезанный кусок на ломоть хлеба

    6. Инструкция покраски забора.

    Покрасить первую доску.

    Переместиться к следующей доске.

    Перейти к действию 1.

    (слайд 3)

    Верный ответ: алгоритмами можно считать инструкции № 1 и № 5.

    Верными ответами будут для инструкций №2, 3, 4, 6:

    Инструкция 2. Нет точности: какое количество (в граммах) брать продуктов.

    Инструкция 3. Нет последовательности действий и как следствие понятности (замесил тесто и вырезай булочки, а надо замесил, раскатать толщиной, например, 3 мм и вырезай).

    Инструкция 4. Нет результативности. Что делать в том случае, если А=В?

    Инструкция 6. Нет конечности. Что делать в том случае, когда доски закончились?

    Задание: исправить алгоритмы(слайд 4)

    Варианты исправленных инструкций.

    2. Инструкция по варке манной каши

    Включить плиту

    Влить в кастрюлю 1,5 литра молока

    Добавить 5 грамм соли, 15 грамм сахара

    Довести молоко до кипения

    8 столовых ложек манной крупы засыпать тонкой струйкой, непрерывно помешивая молоко

    Довести до кипения

    Кипятить 5 минут

    Добавить 20 грамм сливочного масла

    Выключить плиту, снять с плиты кастрюлю.

    3. Инструкция приготовления коржиков

    Разогреть духовку до 220 градусов.

    Просеять 225 гр муки в миску и размешать с 40 гр масла.

    Добавить в муку 1/2 стакана сахара, взять нож и рубить им тесто, добавляя 150 мл молока небольшими порциями.

    Замесить тесто.

    Раскатать тесто толщиной 2 мм.

    С помощью круглой формы вырезать несколько булочек и положить их на противень, смазанный маслом.

    Поместить противень в духовку, выпекать в духовке 13 минут.

    4. Инструкция нахождения большего из двух данных чисел.

    Из числа А вычесть число В.

    Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

    Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше

    Если получился ноль, сообщить, что числа равны

    6.Инструкция покраски забора.

    Покрасить первую доску.

    Если есть еще доска, переместиться к следующей доске.

    Перейти к действию 1.

    Если доски закончились, завершить работу.

                Формы представления алгоритма:

  4. Словесная (описание последовательности действий) Пр.: ранее звучащие
  5. Графическая (наглядность, рисунки) Пр.: на упаковках каш (слайд 5)
  6. Схема или графы (геометрические объекты, состоящие из вершин, соединенные друг с другом линиями) (слайд 6)
  7. Программа (если он предназначен для исполнения техническим устройством) (слайд 7)
  8. Блок-схема (набор графических объектов-блоков, которые имеют свое название и назначение) (слайд 8).
  9. Алгоритм и его свойства
  10. Алгоритм и его свойства.

    Вопрос                                                                                  Ответ

    Алгоритм состоит из конкретных действий, следующих в определенном порядке:           

    Это свойство последовательности алгоритма

    Свойства алгоритма                                                                       Это его общие характеристики

    Результативность                                                                В алгоритме не должно быть ошибок

    Определенность (детерминированность)

    На каждом шаге алгоритма у исполнителя должно быть достаточно информации, чтобы его выполнить

    Понятность                                                              Свойство алгоритма, определенное исполнителем

    С помощью одного и того же алгоритма можно решать однотипные задачи

                                                                                                   Массовость алгоритма

    Исполнение алгоритма приводит к конечному результату      Конечность алгоритма

  11. Существует 4 вида алгоритмов: линейный, циклический, разветвляющийся, вспомогательный.(слайд 9)
  12. Линейный (последовательный) алгоритм — описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.(слайд 10)

    Пр.: Линейными являются алгоритмы отпирания дверей, заваривания чая, приготовления одного бутерброда.

    Линейный алгоритм применяется при вычислении арифметического выражения, если в нем используются только действия сложения и вычитания.

    Циклический алгоритм — описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Перечень повторяющихся действий называется телом цикла.(слайд 11)

    Пр.: Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Каждый год наступают весна, лето, осень и зима. Жизнь растений в течение года проходит одни и те же циклы. Подсчитывая число полных поворотов минутной или часовой стрелки, человек измеряет время.

    Условие — выражение, находящееся между словом «если» и словом «то» и принимающее значение «истина» или «ложь».

    Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.(слайд 12)

    Пр.: если пошел дождь, то надо открыть зонт; если болит горло, то прогулку следует отменить; если билет в кино стоит не больше десяти рублей, то купить билет и занять свое место в зале, иначе (если стоимость билета больше 10 руб.) вернуться домой.

    В общем случае схема разветвляющего алгоритма будет выглядеть так: «если условие, то., иначе.». Такое представление алгоритма получило название полной формы.

    Неполная форма, в которой действия пропускаются: «если условие, то.».

    Вспомогательный алгоритм — алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя. (слайд 13)

    Пр.: вы в детстве учились суммировать единицы, затем десятки, чтобы суммировать двузначные числа содержащие единицы вы не учились новому методу суммирования, а воспользовались старыми методами.

    4 этап. Обсуждение итогов работы. Домашняя работа.

    Выучить конспект урока. Придумать пример каждого вида алгоритма в виде блок-схемы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока информатики в 9 классе по теме:"Алгоритм и его свойства" »

Урок информатики в 9-м классе "Алгоритм и его свойства"


Разработала и провела: учитель информатики МБОУ ООШ №18 ст. Кисляковской

Некрасова Н.Ю.

Раздел программы: Основы алгоритмизации и программирования

Тип урока: урок новых знаний

Цели урока:

Обучающая цель: изучение понятия алгоритм, свойств алгоритма: дискретности, детерминированности, конечности, понятности, массовости.

Развивающая цель: развитие мышления школьников через установление причинно-следственных связей.

Мотивационная цель: сохранение и развитие интерес к изучению предмета через применение различных форм овладения знаниями.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с понятиями: алгоритм, свойства алгоритма;

Познакомить с примерами алгоритмов;

Научить проводить классификацию: инструкция-алгоритм;

Применять знания при создании алгоритмов и оценке существующих алгоритмов.


Ход урока:

1 этап. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, сегодня на уроке мы будем изучать алгоритм, его свойства и виды.


2 этап. Объяснение нового материала. (слайд 1)

  1. Безусловно, с понятием алгоритм вы уже встречались ранее: на уроках информатики в младших классах, в жизни, однако никогда не задумывались над тем, какое количество алгоритмов вам известно. Жизненный опыт человека растет с увеличением числа освоенных им алгоритмов. Например, чтобы ребенок научился покупать в магазине хлеб, ему нужно сначала рассказать (а лучше показать), как это делается. Освоив "алгоритм покупки хлеба", он в дальнейшем будет успешно выполнять эту работу.

План с подробным описанием действий, необходимых для получения ожидаемого результата,

получил название алгоритма.

Алгоритмизация — процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.

Понятие алгоритма - фундаментальное понятие. Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль-Хорезми. Им были предложены приёмы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже в Европе эти приёмы назвали алгоритмами от "algoritрmi" - латинского написания имени аль-Хорезми. В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничиваясь только арифметическими вычислениями.

Термин "алгоритм" стал достаточно распространённым не только в информатике, но и в быту. Под алгоритмом понимают описание какой-либо последовательности действий для достижения заданной цели. В этом смысле, например, алгоритмами можно назвать инструкцию по использованию кухонного комбайна, кулинарный рецепт, правила перехода улицы и пр.

Для использования понятия алгоритма в информатике требуется более точное определение, чем данное выше. Алгоритмом называется организованная последовательность действий допустимая для некоторых исполнителей. Исполнителем может быть человек, группа людей, робот, станок, компьютер, язык программирования и т.д. Одно из принципиальных обстоятельств состоит в том, что исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, но получает необходимый результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.

Это - важная особенность алгоритмов. Наличие алгоритма формализует процесс решения задачи, исключает рассуждение исполнителя. Использование алгоритма даёт возможность решать задачу формально, механически исполняя команды алгоритма в указанной последовательности. Целесообразность предусматриваемых алгоритмом действий обеспечивается точным анализом со стороны того, кто составляет этот алгоритм.

Алгоритм представляет собой последовательность команд (ещё говорят - инструкций, директив), определяющих действия исполнителя (субъекта или управляемого объекта). Всякий алгоритм составляется в расчёте на конкретного исполнителя с учётом его возможностей. Для того чтобы алгоритм был выполним, нельзя включать в него команды, которые исполнитель не в состоянии выполнить. Нельзя повару поручать работу токаря, какая бы подробная инструкция ему не давалась. У каждого исполнителя имеется свой перечень команд, которые он может исполнить. Такой перечень называется системой команд исполнителя (СКИ).

Задание: выбрать примеры правильных алгоритмов (слайд 2)

1. Инструкция по лепке дракона.

Изучить образ дракона по имеющейся картинке.

Вылепить голову.

Вылепить туловище.

Вылепить хвост.

Вылепить четыре ноги.

Сравнивая с картинкой, уточнить детали каждой вылепленной части дракона.


2. Инструкция по варке манной каши

Молоко вскипятить добавить соль, сахар, засыпать тонкой струйкой, непрерывно помешивая манную крупу, довести до кипения, прокипятить минут 5-7, добавить масло и дать остыть.


3. Инструкция приготовления коржиков

Разогреть духовку до 220 градусов.

Просеять 225 гр муки в миску и размешать с 40 гр масла.

Добавить в муку 1/2 стакана сахара, взять нож и рубить им тесто, добавляя 150 мл молока небольшими порциями.

Замесить тесто.

С помощью круглой формы вырезать несколько булочек и положить их на противень, смазанный маслом.

После того, как вы вырезали столько булочек, сколько возможно, раскатайте тесто еще раз.

Выпекать в духовке 12-15 минут.


4. Инструкция нахождения большего из двух данных чисел.

Из числа А вычесть число В.

Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше


5. Инструкция приготовления бутерброда.

Отрезать ломтик хлеба

Намазать его маслом

Отрезать кусок колбасы или сыра.

Наложить отрезанный кусок на ломоть хлеба


6. Инструкция покраски забора.

Покрасить первую доску.

Переместиться к следующей доске.

Перейти к действию 1.

(слайд 3)

Верный ответ: алгоритмами можно считать инструкции № 1 и № 5.

Верными ответами будут для инструкций №2, 3, 4, 6:

Инструкция 2. Нет точности: какое количество (в граммах) брать продуктов.

Инструкция 3. Нет последовательности действий и как следствие понятности (замесил тесто и вырезай булочки, а надо замесил, раскатать толщиной, например, 3 мм и вырезай).

Инструкция 4. Нет результативности. Что делать в том случае, если А=В?

Инструкция 6. Нет конечности. Что делать в том случае, когда доски закончились?


Задание: исправить алгоритмы(слайд 4)

Варианты исправленных инструкций.


2. Инструкция по варке манной каши

Включить плиту

Влить в кастрюлю 1,5 литра молока

Добавить 5 грамм соли, 15 грамм сахара

Довести молоко до кипения

8 столовых ложек манной крупы засыпать тонкой струйкой, непрерывно помешивая молоко

Довести до кипения

Кипятить 5 минут

Добавить 20 грамм сливочного масла

Выключить плиту, снять с плиты кастрюлю.


3. Инструкция приготовления коржиков

Разогреть духовку до 220 градусов.

Просеять 225 гр муки в миску и размешать с 40 гр масла.

Добавить в муку 1/2 стакана сахара, взять нож и рубить им тесто, добавляя 150 мл молока небольшими порциями.

Замесить тесто.

Раскатать тесто толщиной 2 мм.

С помощью круглой формы вырезать несколько булочек и положить их на противень, смазанный маслом.

Поместить противень в духовку, выпекать в духовке 13 минут.


4. Инструкция нахождения большего из двух данных чисел.

Из числа А вычесть число В.

Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше

Если получился ноль, сообщить, что числа равны


6.Инструкция покраски забора.

Покрасить первую доску.

Если есть еще доска, переместиться к следующей доске.

Перейти к действию 1.

Если доски закончились, завершить работу.


Формы представления алгоритма:

  1. Словесная (описание последовательности действий) Пр.: ранее звучащие

  2. Графическая (наглядность, рисунки) Пр.: на упаковках каш (слайд 5)

  3. Схема или графы (геометрические объекты, состоящие из вершин, соединенные друг с другом линиями) (слайд 6)

  4. Программа (если он предназначен для исполнения техническим устройством) (слайд 7)

  5. Блок-схема (набор графических объектов-блоков, которые имеют свое название и назначение) (слайд 8).


  1. Алгоритм и его свойства

Алгоритм и его свойства.

Вопрос Ответ

Алгоритм состоит из конкретных действий, следующих в определенном порядке:

Это свойство последовательности алгоритма

Свойства алгоритма Это его общие характеристики

Результативность В алгоритме не должно быть ошибок

Определенность (детерминированность)

На каждом шаге алгоритма у исполнителя должно быть достаточно информации, чтобы его выполнить

Понятность Свойство алгоритма, определенное исполнителем

С помощью одного и того же алгоритма можно решать однотипные задачи

Массовость алгоритма

Исполнение алгоритма приводит к конечному результату Конечность алгоритма


  1. Существует 4 вида алгоритмов: линейный, циклический, разветвляющийся, вспомогательный.(слайд 9)

Линейный (последовательный) алгоритм — описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.(слайд 10)

Пр.: Линейными являются алгоритмы отпирания дверей, заваривания чая, приготовления одного бутерброда.

Линейный алгоритм применяется при вычислении арифметического выражения, если в нем используются только действия сложения и вычитания.

Циклический алгоритм — описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Перечень повторяющихся действий называется телом цикла.(слайд 11)

Пр.: Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Каждый год наступают весна, лето, осень и зима. Жизнь растений в течение года проходит одни и те же циклы. Подсчитывая число полных поворотов минутной или часовой стрелки, человек измеряет время.

Условие — выражение, находящееся между словом «если» и словом «то» и принимающее значение «истина» или «ложь».

Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.(слайд 12)

Пр.: если пошел дождь, то надо открыть зонт; если болит горло, то прогулку следует отменить; если билет в кино стоит не больше десяти рублей, то купить билет и занять свое место в зале, иначе (если стоимость билета больше 10 руб.) вернуться домой.

В общем случае схема разветвляющего алгоритма будет выглядеть так: «если условие, то..., иначе...». Такое представление алгоритма получило название полной формы.

Неполная форма, в которой действия пропускаются: «если условие, то...».

Вспомогательный алгоритм — алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя. (слайд 13)

Пр.: вы в детстве учились суммировать единицы, затем десятки, чтобы суммировать двузначные числа содержащие единицы вы не учились новому методу суммирования, а воспользовались старыми методами.


4 этап. Обсуждение итогов работы. Домашняя работа.

Выучить конспект урока. Придумать пример каждого вида алгоритма в виде блок-схемы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка конспекта урока информатики в 9 классе по теме:"Алгоритм и его свойства"

Автор: Некрасова Наталья Юрьевна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 197997

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства