-
Урок информатики в 9-м классе "Алгоритм и его свойства"
Разработала и провела: учитель информатики МБОУ ООШ №18 ст. Кисляковской
Некрасова Н.Ю.
Раздел программы: Основы алгоритмизации и программирования
Тип урока: урок новых знаний
Цели урока:
Обучающая цель: изучение понятия алгоритм, свойств алгоритма: дискретности, детерминированности, конечности, понятности, массовости.
Развивающая цель: развитие мышления школьников через установление причинно-следственных связей.
Мотивационная цель: сохранение и развитие интерес к изучению предмета через применение различных форм овладения знаниями.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с понятиями: алгоритм, свойства алгоритма;
Познакомить с примерами алгоритмов;
Научить проводить классификацию: инструкция-алгоритм;
Применять знания при создании алгоритмов и оценке существующих алгоритмов.
Ход урока:
1 этап. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, сегодня на уроке мы будем изучать алгоритм, его свойства и виды.
2 этап. Объяснение нового материала. (слайд 1)
- Безусловно, с понятием алгоритм вы уже встречались ранее: на уроках информатики в младших классах, в жизни, однако никогда не задумывались над тем, какое количество алгоритмов вам известно. Жизненный опыт человека растет с увеличением числа освоенных им алгоритмов. Например, чтобы ребенок научился покупать в магазине хлеб, ему нужно сначала рассказать (а лучше показать), как это делается. Освоив "алгоритм покупки хлеба", он в дальнейшем будет успешно выполнять эту работу.
-
План с подробным описанием действий, необходимых для получения ожидаемого результата,
получил название алгоритма.
Алгоритмизация — процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.
Понятие алгоритма - фундаментальное понятие. Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль-Хорезми. Им были предложены приёмы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже в Европе эти приёмы назвали алгоритмами от "algoritрmi" - латинского написания имени аль-Хорезми. В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничиваясь только арифметическими вычислениями.
Термин "алгоритм" стал достаточно распространённым не только в информатике, но и в быту. Под алгоритмом понимают описание какой-либо последовательности действий для достижения заданной цели. В этом смысле, например, алгоритмами можно назвать инструкцию по использованию кухонного комбайна, кулинарный рецепт, правила перехода улицы и пр.
Для использования понятия алгоритма в информатике требуется более точное определение, чем данное выше. Алгоритмом называется организованная последовательность действий допустимая для некоторых исполнителей. Исполнителем может быть человек, группа людей, робот, станок, компьютер, язык программирования и т.д. Одно из принципиальных обстоятельств состоит в том, что исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, но получает необходимый результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.
Это - важная особенность алгоритмов. Наличие алгоритма формализует процесс решения задачи, исключает рассуждение исполнителя. Использование алгоритма даёт возможность решать задачу формально, механически исполняя команды алгоритма в указанной последовательности. Целесообразность предусматриваемых алгоритмом действий обеспечивается точным анализом со стороны того, кто составляет этот алгоритм.
Алгоритм представляет собой последовательность команд (ещё говорят - инструкций, директив), определяющих действия исполнителя (субъекта или управляемого объекта). Всякий алгоритм составляется в расчёте на конкретного исполнителя с учётом его возможностей. Для того чтобы алгоритм был выполним, нельзя включать в него команды, которые исполнитель не в состоянии выполнить. Нельзя повару поручать работу токаря, какая бы подробная инструкция ему не давалась. У каждого исполнителя имеется свой перечень команд, которые он может исполнить. Такой перечень называется системой команд исполнителя (СКИ).
Задание: выбрать примеры правильных алгоритмов (слайд 2)
1. Инструкция по лепке дракона.
Изучить образ дракона по имеющейся картинке.
Вылепить голову.
Вылепить туловище.
Вылепить хвост.
Вылепить четыре ноги.
Сравнивая с картинкой, уточнить детали каждой вылепленной части дракона.
2. Инструкция по варке манной каши
Молоко вскипятить добавить соль, сахар, засыпать тонкой струйкой, непрерывно помешивая манную крупу, довести до кипения, прокипятить минут 5-7, добавить масло и дать остыть.
3. Инструкция приготовления коржиков
Разогреть духовку до 220 градусов.
Просеять 225 гр муки в миску и размешать с 40 гр масла.
Добавить в муку 1/2 стакана сахара, взять нож и рубить им тесто, добавляя 150 мл молока небольшими порциями.
Замесить тесто.
С помощью круглой формы вырезать несколько булочек и положить их на противень, смазанный маслом.
После того, как вы вырезали столько булочек, сколько возможно, раскатайте тесто еще раз.
Выпекать в духовке 12-15 минут.
4. Инструкция нахождения большего из двух данных чисел.
Из числа А вычесть число В.
Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.
Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше
5. Инструкция приготовления бутерброда.
Отрезать ломтик хлеба
Намазать его маслом
Отрезать кусок колбасы или сыра.
Наложить отрезанный кусок на ломоть хлеба
6. Инструкция покраски забора.
Покрасить первую доску.
Переместиться к следующей доске.
Перейти к действию 1.
(слайд 3)
Верный ответ: алгоритмами можно считать инструкции № 1 и № 5.
Верными ответами будут для инструкций №2, 3, 4, 6:
Инструкция 2. Нет точности: какое количество (в граммах) брать продуктов.
Инструкция 3. Нет последовательности действий и как следствие понятности (замесил тесто и вырезай булочки, а надо замесил, раскатать толщиной, например, 3 мм и вырезай).
Инструкция 4. Нет результативности. Что делать в том случае, если А=В?
Инструкция 6. Нет конечности. Что делать в том случае, когда доски закончились?
Задание: исправить алгоритмы(слайд 4)
Варианты исправленных инструкций.
2. Инструкция по варке манной каши
Включить плиту
Влить в кастрюлю 1,5 литра молока
Добавить 5 грамм соли, 15 грамм сахара
Довести молоко до кипения
8 столовых ложек манной крупы засыпать тонкой струйкой, непрерывно помешивая молоко
Довести до кипения
Кипятить 5 минут
Добавить 20 грамм сливочного масла
Выключить плиту, снять с плиты кастрюлю.
3. Инструкция приготовления коржиков
Разогреть духовку до 220 градусов.
Просеять 225 гр муки в миску и размешать с 40 гр масла.
Добавить в муку 1/2 стакана сахара, взять нож и рубить им тесто, добавляя 150 мл молока небольшими порциями.
Замесить тесто.
Раскатать тесто толщиной 2 мм.
С помощью круглой формы вырезать несколько булочек и положить их на противень, смазанный маслом.
Поместить противень в духовку, выпекать в духовке 13 минут.
4. Инструкция нахождения большего из двух данных чисел.
Из числа А вычесть число В.
Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.
Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше
Если получился ноль, сообщить, что числа равны
6.Инструкция покраски забора.
Покрасить первую доску.
Если есть еще доска, переместиться к следующей доске.
Перейти к действию 1.
Если доски закончились, завершить работу.
Формы представления алгоритма:
- Словесная (описание последовательности действий) Пр.: ранее звучащие
- Графическая (наглядность, рисунки) Пр.: на упаковках каш (слайд 5)
- Схема или графы (геометрические объекты, состоящие из вершин, соединенные друг с другом линиями) (слайд 6)
- Программа (если он предназначен для исполнения техническим устройством) (слайд 7)
- Блок-схема (набор графических объектов-блоков, которые имеют свое название и назначение) (слайд 8).
- Алгоритм и его свойства
-
Алгоритм и его свойства.
Вопрос Ответ
Алгоритм состоит из конкретных действий, следующих в определенном порядке:
Это свойство последовательности алгоритма
Свойства алгоритма Это его общие характеристики
Результативность В алгоритме не должно быть ошибок
Определенность (детерминированность)
На каждом шаге алгоритма у исполнителя должно быть достаточно информации, чтобы его выполнить
Понятность Свойство алгоритма, определенное исполнителем
С помощью одного и того же алгоритма можно решать однотипные задачи
Массовость алгоритма
Исполнение алгоритма приводит к конечному результату Конечность алгоритма
- Существует 4 вида алгоритмов: линейный, циклический, разветвляющийся, вспомогательный.(слайд 9)
-
Линейный (последовательный) алгоритм — описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.(слайд 10)
Пр.: Линейными являются алгоритмы отпирания дверей, заваривания чая, приготовления одного бутерброда.
Линейный алгоритм применяется при вычислении арифметического выражения, если в нем используются только действия сложения и вычитания.
Циклический алгоритм — описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Перечень повторяющихся действий называется телом цикла.(слайд 11)
Пр.: Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Каждый год наступают весна, лето, осень и зима. Жизнь растений в течение года проходит одни и те же циклы. Подсчитывая число полных поворотов минутной или часовой стрелки, человек измеряет время.
Условие — выражение, находящееся между словом «если» и словом «то» и принимающее значение «истина» или «ложь».
Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.(слайд 12)
Пр.: если пошел дождь, то надо открыть зонт; если болит горло, то прогулку следует отменить; если билет в кино стоит не больше десяти рублей, то купить билет и занять свое место в зале, иначе (если стоимость билета больше 10 руб.) вернуться домой.
В общем случае схема разветвляющего алгоритма будет выглядеть так: «если условие, то., иначе.». Такое представление алгоритма получило название полной формы.
Неполная форма, в которой действия пропускаются: «если условие, то.».
Вспомогательный алгоритм — алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя. (слайд 13)
Пр.: вы в детстве учились суммировать единицы, затем десятки, чтобы суммировать двузначные числа содержащие единицы вы не учились новому методу суммирования, а воспользовались старыми методами.
4 этап. Обсуждение итогов работы. Домашняя работа.
Выучить конспект урока. Придумать пример каждого вида алгоритма в виде блок-схемы.