Хорошо, молодцы! Итак, на прошлом уроке вы познакомились со способами описания линейных алгоритмов, но рассмотрели подробно только два из них – это словесный и графический. На сегодняшнем уроке вы узнаете, как записывать линейный алгоритм с помощью программ. Вопрос: а что такое программа? Да, молодцы ребята. Программа – это последовательность команд на выбранном языке программирования, которая соответствует разработанному алгоритму. И сегодня на уроке мы с вами начнем знакомство с одним из таких языков – это язык программирования Free Pascal. Откроем тетради, запишем число и тему урока СЛАЙД 1 «Программирование линейных алгоритмов на языке FREE PASCAL». СЛАЙД 2 Язык программирования ПАСКАЛЬ (PASCAL) был создан в конце 60-х годов и получил свое название в честь великого французского математика и физика Блеза Паскаля (1623 – 1662). Достоинства языка программирования Pascal: 1. Простота языка позволяет быстро его освоить и создавать алгоритмически сложные программы. 2. Развитые средства представления структур данных обеспечивают удобство работы как с числовой, так с символьной и битовой информацией. 3. В языке Паскаль реализованы идеи структурного программирования, что делает программу наглядной и дает хорошие возможности для разработки и отладки. А знакомство с языком программирования начнем с решения следующей задачи. Внимание на слайд. СЛАЙД 3 Запишем условие в тетрадь. Задача: Заданы длины двух катетов прямоугольного треугольника a, b. Вычислите длину гипотенузы с. Значения a, b ввести с клавиатуры. Запишите условие задачи в тетрадке. Вопрос: и для начала определим, что нам известно? Вопрос: какая формула нам нужна для решения этой задачи? По какой формуле вычисляется гипотенуза с? (ученик диктует мне формулу, я ее записываю ее на доске.) Значит, решение задачи можно разбить на следующие этапы: СЛАЙД 4 1)Определение значений a,b (ввод величин a и b с клавиатуры в память компьютера). 2)Расчет значения с по формуле. 3)Вывод значения с на экран. Давайте запишем алгоритм графическим способом. (вызываю учащегося к доске). Молодец, присаживайся. Теперь, когда алгоритм записан графически, можно составить программу. Которая будет выглядеть так: СЛАЙД 5 {заголовок программы} Program Pr_1; {раздел описаний} Var a,b,c:real; {тело программы} begin write (‘a=’); read(a); write (‘b=’); read(b); c:=sqrt(a*a+b*b); writeln(‘c=’); end. Итак, в языке программирования Паскаль программа должна начинаться с заголовка, в котором первым словом будет слово Program. За ним следует имя программы. В нашей задаче заголовок имеет вид: Program Pr_1; Имя состоит из латинских букв, цифр и символа подчеркивания. Также в Паскале большие и маленькие буквы равнозначны. Имя не может начинаться с цифры. После заголовка идет раздел описаний. В нем описываются все объекты, которые будут использоваться в программе. В нашем случае в программе присутствует три переменных: a,b (значение катетов) – исходные данные; с (значение гипотенузы) – результат. Для их описания используют служебное слово Var, после которого перечисляются переменные и через двоеточие указывается их тип. Служебное слово real означает, что переменные относятся к вещественным (действительным) числам. Существуют следующие основные типы данных: целый, вещественный, символьный, строковый и логический типы данных. СЛАЙД 6 Целый тип (Byte, Integer)– предназначен для использования целых чисел. Возможные значения типов: Byte – целые числа от 0 до 255 Integer – целые числа от -32768 до 32767 Вещественный тип (Real)– для использования дробных чисел. Символьный тип (Char)– это любые буквы алфавита, символы и цифры 0-9 (один символ). Использование отдельных символов, заключаются в знаки апострофов, например 'а', '4', '+', '-', либо код символа #126. Строковый тип (составной) (String)– для использования наборов символов, заключенных в знаки апострофов, например 'тип', '123'. Логический тип – для использования логического значения True (истина) или False(ложь). Вернемся к нашей программе. СЛАЙД 5 За разделом описаний следует «тело программы». Она начинается со служебного слова begin, заканчивается, словом end и точкой. В теле программы следуют операторы языка Паскаль, которые предназначены для реализации задачи. Друг от друга они отделяются точкой с запятой. Рассмотрим основные операторы, используемые для решения поставленной задачи. В нашей программе используются операторы вывода write(‘a=’) выводит на экран два символа а=, которые показывают пользователю, что он должен ввести значение переменной а. Оператор вывода может выводить значения переменных, выражений и текстовую информацию. Для вывода текста его необходимо заключить в кавычки. Оператор write просто выводит информацию на экран, а оператор writeln после вывода информации переводит курсор на следующую строку. Аналогично у нас выводится и переменная b. Также в нашей программе используются операторы ввода read(a) он предназначен для ввода значения переменной a. Аналогично вводится и переменная b. И оператор присваивания. Оператор присваивания позволяет задать или изменить значение переменной. При присваивании переменной какого-либо значения старое значение переменной стирается, и она получает новое значение. В нашей программе оператор присваивания выполняет следующее: с помощью операции умножения (*) вычисляются b^2 и a^2. Из их суммы извлекается квадратный корень с помощью функции sqrt. Полученный результат записывается в переменную с. После выводим значение переменной (с=). Еще одним важным моментом при написании программы на Паскале является использование точки с запятой. Этот символ отделяет один оператор в теле программы от другого. Кроме того, заголовок программы и раздел описаний так же заканчиваются эти символом. В конце последнего оператора ставится точка. Таким образом, в нашей программе пользователь вводит значение катетов, затем вычисляется значение гипотенузы, после выводится это значение на экран. |