Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
2. Повторение |
Мы приступаем к изучению новой главы «Кодирование и обработка текстовой информации». Откройте тетради, напишите дату и тему сегодняшнего урока «Кодирование текстовой информации» | Открывают тетради, записывают. |
Изучая знаковые системы вы изучали что такое кодирование.? | Кодирование - это представление информации с помощью какой-либо знаковой системы. |
А процесс обратный кодированию называется… | Декодированием |
Давайте вспомним единицы измерения. Какая наименьшая единица измерения информации? | Бит |
Следующая за ней? | Байт |
1 байт это сколько бит? | 8 |
А следующая единица после байта? | Кбайт |
Сколько в 1Кбайте байт? | 1024 |
А какую вы знаете основную формулу, связанную с мощностью алфавита и количеством информации? | |
Информация всегда хранится и передается в закодированном виде. При разговоре информация кодируется с помощью звуков, а также жестов и мимики. | |
А в компьютере, какие бывают виды информации? | звуковая, графическая, текстовая |
3. Изучение нового материала |
Сегодня речь пойдет о кодировании текстовой информации в компьютере. Кто может сформулировать что же такое текстовая информация? давайте теперь запишем определение текстовой информации, показанное на слайде. | Текстовая информация - это информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков в письменной форме. |
Для представления текстовой информации в компьютере, это прописные и строчные буквы русского и латинского алфавита, также знаки, цифры и математические символы, т.е. все символы которые можно ввести с помощью клавиатуры, достаточно 256 знаков. | |
Тогда по формуле, связанной с нахождением количества информации, можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак. | |
Какая формула нахождения количества информации? | |
Если всего 256 знаков, то, что будет равно 256 это? | N - мощность алфавита - число символов в алфавите |
Подставляя, вместо N - 256, получаем, что I равно …? | 8 бит или 1 байт |
Вы знаете, что вся информация в компьютере представляется в двоичной системе счисления, и текстовая информация не исключение. | |
Только что по формуле получили, что для кодирования каждого знака требуется количество информации равное 8 битам, т.е. длина двоичного кода знака составляет 8 двоичных знаков. | |
Т.е. каждому знаку необходимо поставить в соответствие уникальный код, если говорить о десятичной СС, то это от 0 до 255, а для компьютера это от 00000000 до 11111111. | |
При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку. | |
Присваивание знаку конкретного двоичного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице. | |
Определение: Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки. | |
Для разных типов ЭВМ используются различные таблицы кодировки. С распространением персональных компьютеров типа IBM PC международным стандартом стала таблица кодировки под названием ASCII (American Standart Code for Information Interchange) – американский стандартный код для информационного обмена. | |
В процессе вывода текста на экран компьютера производится обратное перекодирование, т.е. преобразование двоичного кода знака в его изображение. | |
Рассмотрим кодировки знаков, представленных на экране. | |
Стандартной таблицей является только первая половина таблицы, т.е. символы от нуля (00000000) до 127 (01111111). Сюда входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов, начиная с 10000000 и заканчивая 11111111, используются в разных вариантах. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита. В настоящее время существует пять кодовых таблиц для русских букв (Windows, MS-DOS, КОИ-8, Mac, ISO), поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой. | |
С таким думаю, встречался хотя бы раз каждый, когда при посещении какого-нибудь интернет-ресурса, открывается страница, с непонятным текстом. Вот это и обозначает, что кодировки не совпадают. | |
В последние годы широкое распространение получил новый международный стандарт кодирования текстовых символов Unicode, который отводит на каждый символ 2 байта, т.е 16 битов. | |
Тогда скажите, пожалуйста, какое количество символов можно закодировать с помощью этой кодировки? | 65536 |
Такого количества символов оказалось достаточно, чтобы закодировать не только русский и латинский алфавиты, цифры, знаки, математические символы, но и греческий, арабский и другие алфавиты. | |
4. Закрепление |
Теперь практическое задание. Я вам выдаю карточку с таблицей кодировки. И вам нужно провести кодирование написанных словосочетаний, и декодирование. | |
Если осталось время {1. Каков размер алфавита, используемого в компьютерах для представления текстов? 2. Сколько места в памяти занимает код одного символа? 3. Зачем ввели кодировку Unicode? 4. Имеются два текста на разных языках. Первый текст использует 32-символьный алфавит и содержит 200 символов, второй - 16-символьный алфавит и содержит 250 символов. Какой из текстов содержит большее количество информации и на сколько битов?} | |
5. Постановка домашнего задания |
Откройте дневники, запишите домашнее задание параграф 3.1 на стр.74, определения в тетради | |
6. Подведение итогов |