kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Кодирование текстовой информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект   разработан по информатике   8 класса для   учебника   Н.Д. Угринович   "Информатика и ИКТ"   2013 год.

Задачи:
а)    Повторить что такое кодирование и декодирование, единицы измерения информации;
б)    Сформулировать определение текстовой информации и таблицы кодировки;
в)    Сформулировать процесс кодировки текстовой информации, продемонстрировать различные кодировки;
г)    Провести первичное закрепление.
д)    Развивать память при повторении пройденного материала;
е)    Установить логическую связь между ранее изученными определениями 
ж)    Воспитывать у учащихся мотивацию к учебной деятельности.
2.    Оборудование:
1)    тетрадь
2)    учебник 
3)    раздаточный материал: таблица кодировки, задание практической работы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Кодирование текстовой информации" »

Информатика 8 класс

Тема «Кодирование текстовой информации»

Задачи:

      1. Повторить что такое кодирование и декодирование, единицы измерения информации;

      2. Сформулировать определение текстовой информации и таблицы кодировки;

      3. Сформулировать процесс кодировки текстовой информации, продемонстрировать различные кодировки;

      4. Провести первичное закрепление.

      5. Развивать память при повторении пройденного материала;

      6. Установить логическую связь между ранее изученными определениями

      7. Воспитывать у учащихся мотивацию к учебной деятельности.

  1. Оборудование:

    1. тетрадь

    2. учебник

    3. раздаточный материал: таблица кодировки, задание практической работы.


ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организационный момент



2. Повторение


Мы приступаем к изучению новой главы «Кодирование и обработка текстовой информации». Откройте тетради, напишите дату и тему сегодняшнего урока «Кодирование текстовой информации»

Открывают тетради, записывают.

Изучая знаковые системы вы изучали что такое кодирование.?

Кодирование - это представление информации с помощью какой-либо знаковой системы.

А процесс обратный кодированию называется…

Декодированием

Давайте вспомним единицы измерения. Какая наименьшая единица измерения информации?

Бит

Следующая за ней?

Байт

1 байт это сколько бит?

8

А следующая единица после байта?

Кбайт

Сколько в 1Кбайте байт?

1024

А какую вы знаете основную формулу, связанную с мощностью алфавита и количеством информации?


Информация всегда хранится и передается в закодированном виде. При разговоре информация кодируется с помощью звуков, а также жестов и мимики.


А в компьютере, какие бывают виды информации?

звуковая, графическая, текстовая


3. Изучение нового материала


Сегодня речь пойдет о кодировании текстовой информации в компьютере. Кто может сформулировать что же такое текстовая информация? давайте теперь запишем определение текстовой информации, показанное на слайде.

Текстовая информация - это информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков в письменной форме.

Для представления текстовой информации в компьютере, это прописные и строчные буквы русского и латинского алфавита, также знаки, цифры и математические символы, т.е. все символы которые можно ввести с помощью клавиатуры, достаточно 256 знаков.


Тогда по формуле, связанной с нахождением количества информации, можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак.


Какая формула нахождения количества информации?


Если всего 256 знаков, то, что будет равно 256 это?

N - мощность алфавита - число символов в алфавите

Подставляя, вместо N - 256, получаем, что I равно …?

8 бит или 1 байт

Вы знаете, что вся информация в компьютере представляется в двоичной системе счисления, и текстовая информация не исключение.


Только что по формуле получили, что для кодирования каждого знака требуется количество информации равное 8 битам, т.е. длина двоичного кода знака составляет 8 двоичных знаков.


Т.е. каждому знаку необходимо поставить в соответствие уникальный код, если говорить о десятичной СС, то это от 0 до 255, а для компьютера это от 00000000 до 11111111.


При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.


Присваивание знаку конкретного двоичного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице.


Определение: Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.


Для разных типов ЭВМ используются различные таблицы кодировки. С распространением персональных компьютеров типа IBM PC международным стандартом стала таблица кодировки под названием ASCII (American Standart Code for Information Interchange) – американский стандартный код для информационного обмена.


В процессе вывода текста на экран компьютера производится обратное перекодирование, т.е. преобразование двоичного кода знака в его изображение.


Рассмотрим кодировки знаков, представленных на экране.


Стандартной таблицей является только первая половина таблицы, т.е. символы от нуля (00000000) до 127 (01111111). Сюда входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов, начиная с 10000000 и заканчивая 11111111, используются в разных вариантах. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита. В настоящее время существует пять кодовых таблиц для русских букв (Windows, MS-DOS, КОИ-8, Mac, ISO), поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой.


С таким думаю, встречался хотя бы раз каждый, когда при посещении какого-нибудь интернет-ресурса, открывается страница, с непонятным текстом. Вот это и обозначает, что кодировки не совпадают.


В последние годы широкое распространение получил новый международный стандарт кодирования текстовых

символов Unicode, который отводит на каждый символ 2 байта, т.е 16 битов.


Тогда скажите, пожалуйста, какое количество символов можно закодировать с помощью этой кодировки?

65536

Такого количества символов оказалось достаточно, чтобы закодировать не только русский и латинский алфавиты, цифры, знаки, математические символы, но и греческий, арабский и другие алфавиты.



4. Закрепление


Теперь практическое задание. Я вам выдаю карточку с таблицей кодировки. И вам нужно провести кодирование написанных словосочетаний, и декодирование.


Если осталось время {1. Каков размер алфавита, используемого в компьютерах для представления текстов?

2. Сколько места в памяти занимает код одного символа?

3. Зачем ввели кодировку Unicode?

4. Имеются два текста на разных языках. Первый текст использует 32-символьный алфавит и содержит 200 символов, второй - 16-символьный алфавит и содержит 250 символов. Какой из текстов содержит большее количество информации и на сколько битов?}



5. Постановка домашнего задания


Откройте дневники, запишите домашнее задание параграф 3.1 на стр.74, определения в тетради



6. Подведение итогов




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока "Кодирование текстовой информации"

Автор: Сугак Анна Васильевна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Кодирование текстовой информации""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kodirovaniie-tiekstovoi-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "264300"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449680276"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока информатики "Кодирование текстовой и графической информации""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-informatiki-kodirovaniie-tiekstovoi-i-ghrafichieskoi-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "258100"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448447856"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "План-конспект урока информатики по теме: "Тексты в компьютерной памяти" с применением ЭОР "
    ["seo_title"] => string(96) "plan-konspiekt-uroka-informatiki-po-tiemie-tieksty-v-komp-iutiernoi-pamiati-s-primienieniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "104684"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750314"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока информатики на тему "Текст как форма представления информации", 5 класс "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-informatiki-na-tiemu-tiekst-kak-forma-priedstavlieniia-informatsii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113614"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410615913"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "конспект  урока информатики "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-informatiki-1"
    ["file_id"] => string(6) "198380"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428401405"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства