Цели урока:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- углубить представления учащихся о формах представления информации;
- акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации:
- формировать практический навык работы на компьютере.
Задачи:
Обучающая:
- повторение и обобщение темы «кодирование информации»
- стимулирование интереса к теме.
Развивающая:
- развитие логического мышления, памяти, внимательности;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности.
Воспитывающая:
- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Оборудование:
- Комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)
- Презентация «Текст как форма представления информации»
- Карточки для работы в группах
- Карточки для самостоятельной работы
- Практическая работа
Основные понятия:
- код;
- кодирование;
- текст;
- текстовая информация.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.
- Проверка домашнего задания (письменного) РТ: № 96, 97, 98 с.66-68
Учащиеся производят взаимопроверку домашнего задания, а затем сверяют с доской.
- Работа в группах (Приложение 1)
1 группа
Задание: Определите правило кодирования и восстановите зашифрованный текст. Объясните это понятие.
ФНОАРНМНЫА ПНРНЕАДНСНТНААВНЛНЕАННИАЯА ИАННФНОАРНМНААЦНИАИА
2 группа (использовано задание из РТ: № 90 с.63)
Задание: Определите правило кодирования по ключу и декодируйте текст(* - пробел между словами). Расскажите о форме кодирования.
Ключ: 11-16-21-7-19-16-7-21 – самый современный информационный канал.
21-19-22-6-16-17*4*22-26-7-16-11-11 – 14-7-5-13-17* 4*3-17-33.
Ответ: Трудно в учении – легко в бою.
3 группа
Задание: Закодируйте слово ТЕКСТ, используя графическую форму. Предложите отгадать слово учащимся класса.
Примечание: Задание выполняется на листе бумаги А3.
ПРОВЕРКА. ИТОГ.
- Какие формы представления информации вы знаете?
- Зависит ли форма представления информации (бумага, камень, электронный носитель информации) от носителя?
- Самостоятельная работа. (Приложение 2)
1 вариант
Задание . На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки со следующими координатами:
1(40,20), 2(40,70), 3(70,100), 4(100,70), 5(100,20), 6(80,90), 7(80,100), 8(90,100), 9(90,80).
Соедините точки:
1-2-3-4-5-1.
6-7-8-9.
Вариант 2
Задание. На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки со следующими координатами:
1(30,60), 2(60,30), 3(150,30), 4(180,60), 5(100,60), 6(100,140), 7(160,60).
Соедините точки:
1-2-3-4-1.
5-6-7.
Проверка
Сейчас поменяйтесь работами, и проверьте работу соседа, сравнив рисунок на экране с вашим.
ЕСЛИ ВАШИ РИСУНКИ СОВПАЛИ С ПРЕДЛОЖЕННЫМИ НА ДОСКЕ, ТО ВЫ СТАВИТЕ ОЦЕНКУ «5», ЕСЛИ ЕСТЬ 1-3 НЕСОВПАДЕНИЯ, ТО ОЦЕНКА «4», ЕСЛИ ОШИБОК БОЛЬШЕ, ТО ОЦЕНКА «3».
3. Работа по теме урока
- Подготовительная работа к изучению нового материала
На доске закреплены карточки со словами:
текстовая информация,
текст,
словесное высказывание,
напечатанное, написанное,
устная форма.
Задание: Систематизируйте информацию.
Проверка
- Сформулируйте тему нашего урока?
Тема: Текст как форма представления информации
- Новый материал
- Подчеркнуть, что текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.
- Подготовить и продемонстрировать тексты, отличающиеся по размеру, оформлению, назначению, способу создания и др.
- Актуализировать исторические сведения учащихся и вспомнить на чем и с помощью писали в былые времена.
- Отметить, что только компьютер коренным образом изменил технологию письма.
Задание №1. Является ли текстом или текстовой информацией:
1.Прочитанная басня Н.В. Крылова «Лебедь, щука и рак».
2.Фотография в альбоме
3.Написанное вами сочинение.
4.Мнение вашего друга по поводу просмотренного фильма.
5.Просмотренная картина.
Вывод:
Текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.
Письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка символов в тексте изменяет его смысл.
Текстовая информация – это информация, представленная в форме письменного текста.
Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.
Тексты отличаются один от другого по:
- оформлению и размеру;
- назначению и смыслу;
- носителю информации;
- способу создания и т.д.
Задание № 2.
Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.
Казнить нельзя помиловать.
Рассмотрим всевозможные варианты расстановки запятой и посмотрим, как при этом меняется смысл.
Казнить, нельзя помиловать.
Казнить нельзя, помиловать.
Вывод: Таким образом, всего лишь от одного символа- запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.
- Новый материал (продолжение)
На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Но со временем менялось то, на чем записывали и чем записывали. Но не менялось главное, чтобы внести изменения в текст, надо было переписать весь текст. А это очень длительный и трудоемкий процесс.
Вопрос: На чем и с помощью чего записывали информации люди в былые времена?
Записывали информацию на камне, глине, дереве, папирусе, пергаменте, бумаге … с помощью острого камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки, пишущей машинки (конец XIX века). Недостаток – чтобы внести изменения в текст, надо его заново переписать.
Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания. В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров со своим помощником Петром Мстиславцем отпечатал первую книгу в 1564 г.
Изобретение печатной машинки тоже не решило всех проблем. Нисколько не упростился процесс тиражирования рукописей для обычного человека. Правда, печатная машинка помогала только в обработке текста. Все иллюстрации приходилось рисовать от руки и снимать через копировальную бумагу.
Компьютер коренным образом изменил технологию письма. Достоинства – в текст можно вносить изменения, не переписывая его, записать в память, длительно хранить, отпечатать на принтере копии без повторного набора, отправлять по электронной почте.
ИТОГ
4. Практическая работа
Практическая работа (Приложение 3) заготовлена. Файлы с заданием размещены в папке Заготовки.
5. Итог урока. Домашнее задание.
-Что нового вы узнали на уроке?
Учащиеся смайликом показывают был ли для них урок полезен.
За активную работу на уроке получают оценки: _________________________________.
За работу на компьютере: _______________________
Домашнее задание: §8 , РТ: № 102 с.76, № 99 (в.2, 5, 6) с.69
Литература
1.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2.Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
4.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
5.Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
6.Материалы (картинки) из интернета
Просмотр содержимого документа
«Текст как форма представления информации»
5 класс
Тема: «Текст как форма представления информации»
Цели урока:
систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
углубить представления учащихся о формах представления информации;
акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации:
формировать практический навык работы на компьютере.
Задачи:
Обучающая:
- повторение и обобщение темы «кодирование информации»
- стимулирование интереса к теме.
Развивающая:
- развитие логического мышления, памяти, внимательности;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности.
Воспитывающая:
- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Оборудование:
Комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)
Презентация «Текст как форма представления информации»
Карточки для работы в группах
Карточки для самостоятельной работы
Практическая работа
Основные понятия:
код;
кодирование;
текст;
текстовая информация.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.
Учащиеся производят взаимопроверку домашнего задания, а затем сверяют с доской.
1 группа
Задание: Определите правило кодирования и восстановите зашифрованный текст. Объясните это понятие.
ФНОАРНМНЫА ПНРНЕАДНСНТНААВНЛНЕАННИАЯА ИАННФНОАРНМНААЦНИАИА
2 группа (использовано задание из РТ: № 90 с.63)
Задание: Определите правило кодирования по ключу и декодируйте текст(* - пробел между словами). Расскажите о форме кодирования.
Ключ: 11-16-21-7-19-16-7-21 – самый современный информационный канал.
21-19-22-6-16-17*4*22-26-7-16-11-11 – 14-7-5-13-17* 4*3-17-33.
Ответ: Трудно в учении – легко в бою.
3 группа
Задание: Закодируйте слово ТЕКСТ, используя графическую форму. Предложите отгадать слово учащимся класса.
Примечание: Задание выполняется на листе бумаги А3.
ПРОВЕРКА. ИТОГ.
- Какие формы представления информации вы знаете?
- Зависит ли форма представления информации (бумага, камень, электронный носитель информации) от носителя?
1 вариант
Задание .
На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки со следующими координатами:
1(40,20), 2(40,70), 3(70,100), 4(100,70), 5(100,20), 6(80,90), 7(80,100), 8(90,100), 9(90,80).
Соедините точки:
1-2-3-4-5-1.
6-7-8-9.
Вариант 2
Задание.
На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки со следующими координатами:
1(30,60), 2(60,30), 3(150,30), 4(180,60), 5(100,60), 6(100,140), 7(160,60).
Соедините точки:
1-2-3-4-1.
5-6-7.
Проверка
Сейчас поменяйтесь работами, и проверьте работу соседа, сравнив рисунок на экране с вашим.
ЕСЛИ ВАШИ РИСУНКИ СОВПАЛИ С ПРЕДЛОЖЕННЫМИ НА ДОСКЕ, ТО ВЫ СТАВИТЕ ОЦЕНКУ «5», ЕСЛИ ЕСТЬ 1-3 НЕСОВПАДЕНИЯ, ТО ОЦЕНКА «4», ЕСЛИ ОШИБОК БОЛЬШЕ, ТО ОЦЕНКА «3».
3. Работа по теме урока
На доске закреплены карточки со словами:
текстовая информация,
текст,
словесное высказывание,
напечатанное, написанное,
устная форма.
Задание: Систематизируйте информацию.
Проверка
- Сформулируйте тему нашего урока?
Тема: Текст как форма представления информации
Подчеркнуть, что текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.
Подготовить и продемонстрировать тексты, отличающиеся по размеру, оформлению, назначению, способу создания и др.
Актуализировать исторические сведения учащихся и вспомнить на чем и с помощью писали в былые времена.
Отметить, что только компьютер коренным образом изменил технологию письма.
Задание №1. Является ли текстом или текстовой информацией:
Прочитанная басня Н.В. Крылова «Лебедь, щука и рак».
Фотография в альбоме
Написанное вами сочинение.
Мнение вашего друга по поводу просмотренного фильма.
Просмотренная картина.
Вывод:
Текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.
Письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка символов в тексте изменяет его смысл.
Текстовая информация – это информация, представленная в форме письменного текста.
Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.
Тексты отличаются один от другого по:
оформлению и размеру;
назначению и смыслу;
носителю информации;
способу создания и т.д.
Задание № 2.
Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.
Казнить нельзя помиловать.
Рассмотрим всевозможные варианты расстановки запятой и посмотрим, как при этом меняется смысл.
Казнить, нельзя помиловать.
Казнить нельзя, помиловать.
Вывод: Таким образом, всего лишь от одного символа- запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.
На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Но со временем менялось то, на чем записывали и чем записывали. Но не менялось главное, чтобы внести изменения в текст, надо было переписать весь текст. А это очень длительный и трудоемкий процесс.
Вопрос: На чем и с помощью чего записывали информации люди в былые времена?
Записывали информацию на камне, глине, дереве, папирусе, пергаменте, бумаге … с помощью острого камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки, пишущей машинки (конец XIX века). Недостаток – чтобы внести изменения в текст, надо его заново переписать.
Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания. В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров со своим помощником Петром Мстиславцем отпечатал первую книгу в 1564 г.
Изобретение печатной машинки тоже не решило всех проблем. Нисколько не упростился процесс тиражирования рукописей для обычного человека. Правда, печатная машинка помогала только в обработке текста. Все иллюстрации приходилось рисовать от руки и снимать через копировальную бумагу.
Компьютер коренным образом изменил технологию письма. Достоинства – в текст можно вносить изменения, не переписывая его, записать в память, длительно хранить, отпечатать на принтере копии без повторного набора, отправлять по электронной почте.
ИТОГ
4. Практическая работа
Практическая работа (Приложение 3) заготовлена. Файлы с заданием размещены в папке Заготовки.
5. Итог урока. Домашнее задание.
-Что нового вы узнали на уроке?
Учащиеся смайликом показывают был ли для них урок полезен.
За активную работу на уроке получают оценки: _________________________________.
За работу на компьютере: _______________________
Домашнее задание: §8 , РТ: № 102 с.76, № 99 (в.2, 5, 6) с.69
Литература
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Материалы (картинки) из интернета
5
Просмотр содержимого презентации
«Текст как форма представления информации»
5 класс
Домашнее задание:
РТ: № 99 с.69 (варианты: 2, 5, 6)
Проверка домашнего задания
№ 96 с.66
а) КОМПЬЮТЕР
б) МОНИТОР
в) СИСТЕМНЫЙ БЛОК
г) КЛАВИАТУРА
д) СЧАСТЬЕ БЕЗ УМА – ДЫРЯВАЯ СУМА
е) ВСЯКОЕ СЕМЯ ЗНАЕТ СВОЁ ВРЕМЯ
ж) ALL IN GOOD TIME
№ 9 8 с.6 8
- ТОПОР
- ЛЕЙКА
- ПРОРУБЬ
- ЁЖ
- КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЁТ
Работа в группах
1 группа
Задание: Определите правило кодирования
и восстановите зашифрованный текст. Объясните
это понятие.
ФНОАРНМНЫА ПНРНЕАДНСНТНААВНЛНЕАННИАЯА
ИАННФНОАРНМНААЦНИАИА
Формы представления
информации
2 группа
Задание: Определите правило кодирования по ключу
и декодируйте текст (* - пробел между словами).
Расскажите о форме кодирования.
Ключ: 11-16-21-7-19-16-7-21 –
самый современный информационный канал.
21-19-22-6-16-17 * 4 * 22-26-7-16-11-11 –
14-7-5-13-17 * 4 * 3-17-33.
Трудно в учении – легко в бою .
3 группа
Задание: Закодируйте слово, используя графическую
форму. Предложите отгадать слово учащимся класса.
Текст
Самостоятельная работа
Задание №1 .
- Прочитанная басня Н.В. Крылова «Лебедь, щука и рак».
- Фотография в альбоме.
- Написанное вами сочинение.
- Мнение вашего друга по поводу просмотренного фильма.
- Просмотренная картина.
Текст
- одна из наиболее распространенных форм представления информации.
- это всякая записанная речь, любое описание чего-нибудь, любое письменное сообщение.
- это определенная последовательность символов.
Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.
Текст
Словесное высказывание
напечатанное
написанное
в устной форме
Книги читать –
скуки не знать.
Рукопись А.С. Пушкина
Тексты отличаются один от другого по:
- оформлению и размеру;
- назначению и смыслу;
- носителю информации;
- способу создания и т.д.
Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл.
Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.
Казнить нельзя помиловать.
Казнить, нельзя помиловать.
Казнить нельзя, помиловать.
Таким образом, всего лишь от одного символа- запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.
На протяжении тысячелетий люди записывали информацию
В течение этого времени менялось:
- то, на чем записывали информацию (камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага); то, с помощью чего это делали (камень, костяная палочка, птичье перо, авторучки).
- то, на чем записывали информацию (камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага);
- то, с помощью чего это делали (камень, костяная палочка, птичье перо, авторучки).
Но не менялось главное:
- чтобы внести изменение в текст, его надо было переписать. А это очень длительный и трудоёмкий процесс .
- чтобы внести изменение в текст, его надо было переписать. А это очень длительный и трудоёмкий процесс .
Иван Федоров
«Апо́стол» 1564 год
Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.
То есть, компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.
Текст
Для человека текст – это способ хранения и передачи информации другим людям.
Для компьютера текст – это просто цепочка символов, которые он хранит, обрабатывает и передает по информационным каналам .
Самое главное:
- Текст — одна из наиболее распространённых форм представления информации.
- Всякий текст — это определённая последовательность символов.
- Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте изменяет его смысл.
Практическая работа