kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по информатике "В мире кодов" для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработку входит презентация, конспект, рабочая тетрадь к уроку. Занимательная тема для учащихся 5 класса. На этом уроке важно подчеркнуть многообразие окружающих нас кодов. К этому уроку относится очень большое количество разнообразных заданий. Работа на компьтере на данном уроке не предусмотрена.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь»



Задание 1. Какому числу соответствует запись? Соедините стрелочками.

VIII

6

5

9

8

4

7

V

VI

IX

VII

IV











Задание 2. Таблица кода Морзе





Закодируйте слово «снежинка».

с

н

е

ж

и

н

к

а




























Задание 3.



Расшифруйте подаваемые ломом сигналы.





Просмотр содержимого документа
«Урок»

Урок: В мире кодов.

Цели урока: научить учащихся кодировать информацию.

Задачи:

Образовательная: Дать понятие о видах кодировок и их использовании.

Воспитательная: воспитание познавательной потребности, интереса к предмету.

Развивательная: развить внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (слайд 1)

Здравствуйте, ребята, пожалуйста, садитесь.

Сегодня мы с вами отправимся в мир кодов, познакомимся со способами кодировок и сами попробуем кодировать.

  1. Повторение материала прошлого урока.

Для того, чтобы это сделать нам необходимо вспомнить некоторые термины из прошлого урока.

Какая наука изучает способы и методы обработки, передачи и хранения информации? (Ответ: информатика.)

Как называется канал передачи информации? (Ответ: источник)

Слайд 2.Разгадайте ребус, который вы видите на доске. (Ответ: код)

  1. Объяснение нового материала.

Итак, информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.

Для того, чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Послушайте звук, о чём он вам говорит? (Звучит звонок телефона и школьный звонок).Слайд 3

Ответ: звонок телефона означает, что кому-то нужно с вами поговорить, для этого нужно взять. Школьный звонок – собирает ребят на урок.

Необходимо заранее договариваться. Как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Ребята, откройте тетради и запишите определение. Слайд 4

КОД – это система условных знаков для представления информации.

КОДИРОВАНИЕ – это представление информации с помощью некоторого кода.



Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Слайд 5

Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом. Знаки, входящие в алфавит могут быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.



Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.



Чаще всего используют следующие кодировки информации: Слайд 6

  • Числовая – с помощью цифр;

  • Символьная – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;

  • Графический – с помощью рисунков или значков.

Ребята, запишите пожалуйста способы кодирования информации в тетрадях.

Слайд 7 Давайте посмотрим, как кодируется информация с помощью цифр, а значит познакомимся с числовым способом кодирования информации. Скажите, пожалуйста, как оцениваются ваши знания? (Отвечают ребята)

Итак, код используется для оценки знаний в школе. Число «5» - код отличных знаний, «4» - код хороших знаний, «3» - удовлетворительных, «2» - плохих.

Знаете ли вы, какими цифрами вы пользуетесь на уроках математики? (Ответ: арабскими).

А ещё с какими цифрами вы знакомы? (Ответ: римскими).

Где вы можете увидеть римские цифры, которыми кодируется какая-то информация? (Ответ: на циферблате часов, на уроках истории для обозначения века)

Давайте посмотрим соответствие арабских и римских цифр. Слайд 8



Давайте вспомним, как закодировать римскими цифрами:

  • Число 3 (Ответ: III)

  • Число 4 (Ответ: IV)

  • Число 6 (Ответ: VI)

Молодцы, значит мы можем сделать вывод, если перед V стоит I, то из числа 5 вычитается единица, и наоборот, если число I стоит после числа V, то единица прибавляется.

Итак, перед вами лежит рабочая тетрадь, задание 1, вы должны соединить стрелочками правильный ответ. Ответ на слайде

Слайд 9

Итак, мы попробовали кодировать информацию с помощью цифр, а теперь давайте познакомимся с символьным кодированием информации, при таком способе используется тот же алфавит, что и исходный текст. Например, на уроках русского языка вы кодируете информацию, используя буквы русского языка, на уроках английского – буквами английского языка, мы с вами познакомимся с алфавитом кода Морзе.

В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит надо было представить эту букву так, чтобы её удобно было передавать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе. О нём нам расскажет _______(сообщение о жизни С.Морзе в сопровождении презентации готовил ученик)(гиперссылка С.Морзе)



Итак, Самуэл Морзе придумал код Морзе, который представлен в таблице на доске.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас сейчас?(Ответ: зима)

Слайд 10.Так, как сейчас зима, давайте закодируем слово «снежинка», используя код Морзе. В рабочей тетради задание 2.

А теперь давайте проверим, обменяйтесь карточками, правильный ответ на доске.

Слайд 11. Разберём третий способ кодирования информации, который мы записали с вами в тетради – графический, с помощью рисунков и значков.

Давайте вспомним, вы вели дневники наблюдений за погодой? Как вы обозначали осадки? (Ответы ребят).

Значит, вы с помощью рисунков обозначали осадки и тогда, в любой момент, посмотрев в свой дневник наблюдений, вы могли ответить, были ли осадки в конкретный день.

Слайд 12.Флажковая азбука – ещё один из способов кодирования. На экране алфавит флажковой азбуки. Задание 3 в рабочей тетради. Расшифруйте подаваемые Ломом сигналы.

Проверьте ответы. Слайд 13

  1. Выполнение практической работы. Слайд 14. Ребята, раз у нас за окном зима, давайте мы с вами представим зимний день и как тихонечко падают снежинки и попробуем нарисовать снежинку в графическом редакторе Paint (Звучит музыка, ребята выполняют практическую работу).



Молодцы, давайте посмотрим, какие получились у вас снежинки. А теперь оцените, пожалуйста, свою работу.

  1. Домашнее задание. Слайд 15

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Используя любой способ кодировки закодировать новогоднее поздравление.

  1. Итоги урока.

Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чём вы сегодня узнали на уроке:

  • Какие существуют способы кодирования информации?

  • Что значит закодировать информацию числовым способом?

  • Что значит закодировать информацию словесным способом?

  • Что значит закодировать информацию графическим способом?

Ответы ребят.

Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.

  1. Оценки за урок.



Просмотр содержимого презентации
«Кодирование информации»

ВМИРЕКОДОВ

ВМИРЕКОДОВ

к м код

к

м

код

Код — это система условных знаков для представления информации Кодирование - это процесс представления информации в определенной форме (например, запись букв, произнесение слов, рисование).

Код — это система условных знаков для представления информации

Кодирование - это процесс представления информации в определенной форме (например, запись букв, произнесение слов, рисование).

Алфавит - знаки, используемые  для кодирования .

Алфавит - знаки, используемые

для кодирования .

СПОСОБЫ КОДИРОВАНИЯ числовой символьный графический

СПОСОБЫ КОДИРОВАНИЯ

числовой

символьный

графический

ЧИСЛОВОЙ СПОСОБ -  С ПОМОЩЬЮ ЧИСЕЛ

ЧИСЛОВОЙ СПОСОБ - С ПОМОЩЬЮ ЧИСЕЛ

Римские цифры 6 9 4 8 7 5

Римские цифры

6

9

4

8

7

5

СИМВОЛЬНЫЙ -   с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст

СИМВОЛЬНЫЙ - с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст

Азбука Брайля

Азбука Брайля

ЗАДАНИЕ Закодируйте слово: Снежинка Правильный ответ Слово Снежинка Закодированное слово с … н е — . ж . … — и н .. к — . а — .— .—

ЗАДАНИЕ

Закодируйте слово: Снежинка

Правильный ответ

Слово

Снежинка

Закодированное слово

с

н

е

.

ж

.

и

н

..

к

.

а

.—

.—

ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ –  с помощью рисунков или значков

ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ – с помощью рисунков или значков

Флажковая азбука Старший помощник Лом оказался старательным учеником. Чтобы по­радовать капитана Врунгеля, он выучил морскую семафорную азбуку, в которой каждая буква кодируется определенным положением рук с флажками.

Флажковая азбука

Старший помощник Лом оказался старательным учеником. Чтобы по­радовать капитана Врунгеля, он выучил морскую семафорную азбуку, в которой каждая буква кодируется определенным положением рук с флажками.

ЗАДАНИЕ Расшифруйте подаваемые Ломом сигналы:

ЗАДАНИЕ

Расшифруйте подаваемые Ломом сигналы:

Практическое задание

Практическое задание

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Придумать свою кодировку зарисовать её и закодировать с помощью неё новогоднее поздравление.

Просмотр содержимого презентации
«Морзе»

Самюэл Морзе  (1791-1872)

Самюэл Морзе (1791-1872)

Биография Морзе – американский изобретатель, по специальности художник. Родился в 1791 году  В 1813 году Морзе представил в Лондонскую королевскую академию художеств картину: «Умирающий Геркулес», удостоенную золотой медали. Кроме живописи, Морзе изучил и скульптуру.

Биография

Морзе – американский изобретатель, по специальности художник.

Родился в 1791 году

В 1813 году Морзе представил в Лондонскую королевскую академию художеств картину: «Умирающий Геркулес», удостоенную золотой медали. Кроме живописи, Морзе изучил и скульптуру.

Телеграфный аппарат В1837 году С.Морзе изобрёл электромагнитный телеграфный аппарат.

Телеграфный аппарат

В1837 году С.Морзе изобрёл электромагнитный телеграфный аппарат.

Азбука Морзе Для своего телеграфа он разработал

Азбука Морзе

Для своего

телеграфа он

разработал

"код Морзе" –

код состоящий из

сочетаний точек и

тире.

Последние годы жизни Последние годы С.Морзе жил в Пончкифи (близ Нью-Йорка) и умер 2 апреля 1872 г. в богатстве и почете.

Последние годы жизни

Последние годы

С.Морзе жил в

Пончкифи

(близ Нью-Йорка)

и умер

2 апреля 1872 г.

в богатстве и

почете.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по информатике "В мире кодов" для 5 класса

Автор: Погорелова Оксана Сергеевна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 259990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока по теме "В мире кодов. Способы кодирования информации" "
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotka-uroka-po-tiemie-v-mirie-kodov-sposoby-kodirovaniia-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "205249"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429848149"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока информатике «В мире кодов. Способы кодирования информации» 5класс "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-informatikie-v-mirie-kodov-sposoby-kodirovaniia-informatsii-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "130733"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415982110"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Разработка урока "Кодирование информации", 5 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-uroka-kodirovaniie-informatsii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "266958"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450277836"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Образовательная программа по предмету Информатика и ИКТ Класс 9 "
    ["seo_title"] => string(68) "obrazovatiel-naia-proghramma-po-priedmietu-informatika-i-ikt-klass-9"
    ["file_id"] => string(6) "126094"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415113420"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства