1) Босова Л.Л. “Информатика: Учебник для 5 класса”, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004 г., § 1.8, стр. 30-33
2) Босова Л.Л. “Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004 г., стр. 89-92.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку, садитесь!
Мы продолжаем говорить об информации.
Вспомните, какие формы представления информации вы знаете?
( числовая, символьная, графическая)
Сегодня на уроке мы расширим знания о формах представления информации, будем говорить о тексте как наиболее распространенной форме представления информации.
Откройте тетради и запишите тему урока «Текст как форма представления информации». Проведем разминку.
I. Разминка
Вспомним, что значит решить метаграммы. Нужно отгадать “спрятанное” в тексте слово. Затем в угаданном слове следует одну из указанных букв заменить другой, и значение слова изменится.
1.Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение,
А “Ф” на “П” заменишь коль,
То превращаюсь я в знак сложения.
(Флюс – плюс)
2.С буквой “Л” – в игре в футбол
Часто слышим слово…
С “Д” уж в слове смысл не тот –
Мерой стало просто…
(Гол – год)
3.С “Д” – давно я мерой стала,
С “Т” – уж нет и выше балла.
(Пядь – пять)
II.Актуализация знаний.
Проверим, как вы справились с домашним заданием. Поднимите тетради и покажите рисунки, которые у вас получились. Молодцы! Вы хорошо справились с домашним заданием. Перейдем к работе с карточками.
Задание №1.
На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки со следующими координатами:
Сейчас поменяйтесь работами, и проверьте работу соседа, сравнив рисунок на экране с вашим.
ЕСЛИ ВАШИ РИСУНКИ СОВПАЛИ С ПРЕДЛОЖЕННЫМИ НА ДОСКЕ, ТО ВЫ СТАВИТЕ ОЦЕНКУ «5», ЕСЛИ ЕСТЬ 1-3 НЕСОВПАДЕНИЯ, ТО ОЦЕНКА «4», ЕСЛИ ОШИБОК БОЛЬШЕ, ТО ПОСЛЕ УРОКА РАБОТЫ СДАЙТЕ НА ПРОВЕРКУ УЧИТЕЛЮ.
III. Изучение новой темы:
Мы научились представлять графическую информацию с помощью чисел, используя метод координат. Одной из распространенных форм представления информации является текст. Каждый из вас имеет представление, что такое текст, а как определяется понятие «текст» в науке информатике, вы найдете в учебнике на странице 35-36. Откройте учебник, у найденных определений сделайте пометки карандашом. На работу отводится 1 минута.
(обсудить определения, повторить одному из учеников). Изобразить схему на доске и записать её в тетрадь:
Текст это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.
Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.
Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл.
Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.
Казнить нельзя помиловать.
Рассмотрим всевозможные варианты расстановки запятой и посмотрим как при этом меняется смысл.
Таким образом, всего лишь от одного символа- запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.
На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Но со временем менялось то, на чем записывали и чем записывали. Но не менялось главное, чтобы внести изменения в текст, надо было переписать весь текст. А это очень длительный и трудоемкий процесс.
Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.
То есть, компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.
№1. задание на доске:
На доске записана текстовая информация: половинки слов. Слова разделены не на слоги. Половинки записаны вразнобой. Ваша задача соединить эти половинки между собой так, чтобы текст состоял из 8 слов.
( подробно разбираем выполнение задания всем классом)
МОРЕ- ГОРЕ –ГОРА- КОРА- КОМА- КУМА- СУМА- СУША
IV. Физкультминутка
– Я вам зачитаю текстовую информацию, которая записана на доске, а вы передайте её действиями:
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Поморгаем мы немножко.
Постоим, посмотрим в окошко.
Другу руку мы протянем,
Вместе с ним за парту сядем.
V. Работа на компьютере:
№1. Инструкция: слушая внимательно, записывайте только вторую букву каждого слова. Дальше надо разбить символы на слова, получится строка из хорошо известного вам текста стихотворения. Кто его автор? (Зимнее утро, А.С.Пушкин)
Итог урока: таким образом, на сегодняшнем уроке мы углубили знания о формах представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов.
Рефлексия:
На листах бумаги начертить три одинаковые вертикальные линии – шкалы. Обозначить начало отсчета. Первая показывает количество информации, которую вы получили на уроке. На второй отметьте – какую часть от всего услышанного вы запомнили, а на третьей – какую часть сможете передать другому.