- Ребята, давайте посмотрим на доску, на ней написана тема сегодняшнего урока. Прочитайте тему! (дети читают).
- Как вы считаете, что зашифровано на доске?
- Чему вы должны научиться на уроке? (научиться понимать данные записи)
- Тему сегодняшнего урока я скрыла и назовёте мне её вы сами, но для этого нам с вами нужно немного поработать. Но прежде, мы поговорим с вами о информации. Давайте вспомним.
Вопросы для летучки:
Что такое информация?
Виды информации по форме представления.
С помощью чего человек получает информацию?
Какие действия можно совершать с информацией?
Какие вы знаете носители информации?
Как происходит передача информации?
- А теперь мы перейдем к теме сегодняшнего урока.
3. Этап изучения нового материала.
Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака. Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.
С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – “зебру”. “Зебра” является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей команды светофора. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2”— плохих). По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
На доске записана зашифрованная тема. Посмотрите, как можно расшифровать эту запись. Мы воспользуемся таблицей кодов, в которой каждая буква заменяется порядковым номером.
А-1
Б-2
В-3
Г-4
Д-5
Е-6
Ё-7
Ж-8
З-9
И-10
Й-11
К-12
Л-13
М-14
Н-15
О-16
П-17
Р-18
С-19
Т-20
У-21
Ф-22
Х-23
Ц-24
Ч-25
Щ-26
Ш-27
Ъ-28
Ы-29
Ь-30
Э-31
Ю-32
Я-33
- Возьмём предложение.
Рабочий стол
- Зашифруем ее с помощью кодировочной таблицы.
- Это будет выглядеть так: 18 1 2 16 25 10 11 19 20 16 13
( шифрование первого слово показывает учитель, далее дети работают сами)
- А теперь давайте расшифруем с помощью таблицы записанную тему урока.
- Запишем число и тему сегодняшнего урока в тетрадь. (дети записывают определения: код, кодирование)
4. Этап применения изученного материала
Одна и та же информация может быть представлена различными кодами, иначе говоря, в разных формах.
Люди выработали множество форм представления информации.
К ним относятся:
Разговорные языки (более 2000);
Язык мимики и жестов;
Язык рисунков и чертежей;
Научные языки (математики, физики, химии);
Языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
Специальный способ представления информации для слепых (Французского педагога Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых.);
Азбука Морзе;
Семафорная азбука (выполняем задание (закодировано слово «шторм»));
Ребусы – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. (2 ребуса отгадываем вместе).
Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом слове по одному и тому же правилу. (2 примера как кодируется информация перестановкой букв в словах)
5. Этап контроля и самоконтроля, рефлексии и коррекции.
Сейчас вам предстоит самостоятельно в парах поработать с кодированием информации, точнее вам нужно наоборот раскодировать те сообщения, которые у вас на карточках.
Ученики работают парами. Каждой паре выдаются задания на карточках. ( Приложение 1)
1) Закодируйте информацию с помощью кодовой таблицы.
2) Заполняют таблицу, внося ответы к ребусам в таблицу.
3) Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого слова. (пример на доске и аналогичные задания на карточках)
4) Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом слове по одному и тому же правилу. Восстановите зашифрованную информацию и сформулируйте правила перестановки. (пример на доске и аналогичные задания на карточках)
Ребята сдают карточки со своими работами.
6. Этап информации о домашнем задании
1) § 1.6
2) составить ребус для одного из известных вам понятий информатики
7. Этап подведения итогов урока
Что нового вы узнали на уроке?
Чему вы сегодня научились?
Используемая литература:
«Информатика» Л. Босова учебник для 5 класса Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2008
«Информатика» Л.Босова Рабочая тетрадь для 5 класса Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2008