Просмотр содержимого документа
«Компьютерное моделирование в среде электронных таблиц»
Урок информатики по теме: «"Математическое моделирование с использованием ЭТ".
Учитель Руснак Л. А. 28.01.2017
Класс: 10б
Цель:
● Образовательная:
o организовать деятельность учащихся по созданию компьютерной модели в электронных таблицах для практического использования в различных жизненных ситуациях.
● Развивающие:
o развивать практические навыки по составлению моделей в электронных таблицах;
o показать возможности применения табличного процессора Еxel в решении нестандартных задач.
o формировать межпредметную связь;
o развивать аналитические способности, внимание, мышление.
● Воспитательные:
о исследовательские навыки;
o комму никативные навыки, умение работать в команде, способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;
o отработать умение проводить анализ полученной информации.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности:
● фронтальная работа;
● беседа;
● компьютерный эксперимент.
Оборудование: проектор, компьютеры.
Программное обеспечение: MS Office – PowerPoint, Excel.
Этапы урока:
1. Организационный.
2. Актуализация знаний учебной деятельности.
3. Постановка цели урока.
4. Освоение нового материала через выдвижение гипотез и анализ результатов исследования моделей.
5. Первичная проверка понимания знаний. Практическая работа. Анализ результатов.
6. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
● Приветствие.
●
II. Постановка цели урока.
Тема нашего урока – “Математическое моделирование с использованием ЭТ Цель урока:
➢Познакомиться с математическим моделированием и этапами разработки компьютерной информационной модели.
➢Познакомиться с возможностями MS Excel при решении нестандартных задач из разных предметных областей.
➢ Практически применить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Табличные вычисления на компьютере».
➢ Создание модели, позволяющей рассчитывать оптимальную конфигурацию компьютерного класса по заданным параметрам.
III. Актуализация знаний учебной деятельности
На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами знакомиться с возможностями моделирования в среде электронных таблиц.
.
IV. Освоение нового материала
При изучении темы «Моделирование» мы с вами знакомились с математическими компьютерными моделями и пришли к выводу, что эти модели создаются для большей наглядности происходящих процессов и явлений.
Чаще всего э/т используются в заданиях такого типа, которые были рассмотрены в предыдущих параграфах: для получения расчётных ведомостей, списков и т.д. Однако э/т могут оказаться полезными и для научных целей.
Одна из функций ЭТ – решение задач моделирования в различных областях человеческой деятельности. ЭТ позволяют моделировать различные процессы - физические, математические, экономические, экологические, биологические. Сегодня мы решим некоторые из таких задач.
Создание и исследование компьютерной математической модели:
Темой исследовательской работы сегодня будет моделирование по заданным параметрам в MS Excel, а также рассмотрим основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере, проведем эксперимент с использованием имитационной модели.
Вспомним понятия модели:
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
I этап – описательная информационная модель. Такая модель выделяет существенные (с точки зрения целей проводимого исследования)параметры объекта, а несущественными параметрами пренебрегает.
II этап – формализованная модель. Описательная информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка. В такой модели с помощью формул, уравнений, неравенств и пр. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.
III этап – компьютерная модель. Необходимо формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную модель, то есть выразить её на понятном для компьютера языке.
Пути построения компьютерной модели:
Построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;
Построение компьютерной модели с использованием одного из приложений (электронных таблиц, т.п)
IV этап – компьютерный эксперимент. Если компьютерная модель существует в виде программы на одном из языков программирования, её нужно запустить на выполнение и получить результаты.
Если компьютерная модель исследуется в приложении, например в электронных таблицах, можно провести сортировку или поиск данных, построить диаграмму или график.
V этап – анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели. В случае различия результатов, полученных при исследовании информационной модели, с измеряемыми параметрами реальных объектов можно сделать вывод, что на предыдущих этапах построения модели были допущены ошибки или неточности.
Провести корректировку модели.
Динамическая пауза.
Работа с имитационной моделью.
Необходимо установить параметры модели, чтобы снаряд достиг заданной цели.
Используется имитационная модель из УМК Семакина И. Г. «Информатика и ИКТ».
Исследовательская работа на компьютерах. Учащиеся делятся на группы, распределяют роли и проводят исследование по заданным параметрам. Определена экспертная группа консультантов, которые проведут анализ предложенных бизнес-планов и подведут итоги тендера.
Объявлен тендер на приобретение компьютерного класса среди иркутских фирм.
Придумать название своей фирмы, сделать заставку.
Провести исследование и определить оптимальный подбор конфигурации компьютерного класса, не выходя за рамки предложенного бюджета.
. С помощью электронных таблиц исследуются математическая модель несколькими группами учащихся. В результате исследования учащиеся делают выводы, наглядно представляя результаты исследований с помощью графиков и диаграмм.
Задание для практической работы в Приложении.
Магазин по продаже компьютерных аксессуаров продает товары, указанные в прайс-листе. Стоимость товара указана в долларах. В честь Дня Святого Валентина объявляются 15% скидки. Автоматизируйте расчет покупки компьютера. В расчетах учтите текущий курс доллара.
Составьте расчетную квитанцию покупки компьютерного класса из 15 компьютеров. Исследуйте какое максимальное количество компьютеров можно купить на сумму 10000$, учитывая, что на один компьютерный класс необходимо иметь принтер и модем.
В состав компьютера входит монитор, клавиатура, мышка и коврик.
VII. Подведение итогов.
Итак, сегодня на уроке мы в очередной раз убедились в многофункциональности таблиц Excel. Мы увидели, что с помощью этой программы можно решать математические задачи. Я думаю, что цель нашего урока достигнута.
Используемая литература:
УМК Семакина И. Г. «Информатика и ИКТ». 8-11 классы. М: Бином, 2009г.