I.Организационная часть. Сообщение цели и темы урока (приветствие, проверка присутствующих)
II. Актуализация опорных знаний 1. Что такое модель? Примеры?
2. Что такое моделирование? Примеры?
II. Изучение нового материала
Человек в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы и др.).
Наглядные модели часто используются в процессе обучения:
Например, в физике - двигатель, модель реактивного самолета;
в географии - карта, глобус;
в химии - модели молекул, атомов и кристаллических решеток;
в биологии - модели человеческих органов, скелет, ДНК.
Модели играют важную роль в создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т.д. Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей - законов, гипотез, теорий и т.д.
В своем художественном творчестве человек создает модели: любое литературное произведение, картина, скульптура, театральная постановка - модели реальной человеческой жизни.
Учащимся в классе демонстрируются модели объектов: глобус, атлас, скелет человека, плакат "Кровеносная система человека", модуль уха человека, модель сердца человека, манекен для шитья, кукла, модель самолета, модель корабля, чертеж детали, картина, математические формулы.
- Модели каких объектов вы видите в классе? (модель детали, модели человека, модели земли и другие)
- Предположите, для чего могут использоваться представленные вам модели? (глобус для изучения земли, скелет человека для изучения внутреннего строения человека, манекен для воспроизведения формы человека, для удобства работы портного и т.д.)
- Как они выполнены? (объемные, нарисованные, схематичные)
Проблемный вопрос:
- Что такое модель? (учащиеся предлагают варианты)
- Для чего человек создает модели, а не использует сам оригинал? (учащиеся предлагают варианты)
- О чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Тема нашего урока…
- Однако, это еще не все – возьмите листочки бумаги (раздаю чистые листы бумаги A4). Объединитесь в группы по 4 человека.
- Ваша задача – нарисовать цветок. Но! 1 группа рисует цветок для учебника биологии, 2 группа – для макета интерьера комнаты, а 3 группа – для иллюстрации детской сказки. У вас есть 3 минуты.
Примеры моделей:
-
Сравним результаты. Все три рисунка – это модели цветка. Значит, моделировали мы один и тот же предмет. Почему мы получили разные результаты? (цель была разная)
- В основе каждой модели лежит конкретная цель. Какой вывод можно сделать? (выслушиваем ответы)
Найдите вывод в учебнике на странице 37("Свойства модели, отраженные в модели, зависят от цели моделирования. Модели одного и того же объекта могут быть разными, если они создаются для разных целей.").
- Выполним еще одно задание, возьмите листы на столах. Вам нужно создать модель планера, способного парить на 2 метра. На выполнение задания вам дается 4 минуты.
Учащиеся создают самолетики. Большинство самолетиков разные.
- Сравним полученные модели. Моделировали мы один и тот же объект. Более того, цель также совпадала. Почему же тогда модели получились разные? (каждый из нас по-разному представлял то, что получится)
- Из ваших же слов можно сделать вывод – авторское видение приносит свой вклад в получение модели.
- Рассмотрим модели человека, у нас они присутствуют в классе, назовите их: кукла, манекен, скелет. Посмотрите ребята на слайд, предположите, что это может быть? Перед вами характеристика на ученика и медицинская справка.
- Модель позволяет представить в реальном времени оригинал, который может уже не существовать или его нет в действительности.
Задание 2.
Посмотрите пример моделей объекта «город»
Цель
Модель
Определение маршрута
План города
Обзор самых известных мест в городе
Набор открыток
Общие сведения о городе
Содержание экскурсии
Сведения о телефонах организаций
Телефонный справочник
Отражение личного восприятия города
Художественное произведение (стихи, картины, фильм)
Определите цели создания моделей объекта «школа»
Цель
Модель
Сайт
База данных по кадрам
План эвакуации
Сочинение на тему «Почему я люблю школу»
Классный журнал
IV. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок
Задание на дом. Читать п. ______________________, отвечать на вопросы