МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 176
РАССМОТРЕНА
УТВЕРЖДЕНА
на заседании методического объединения
приказом директора МАОУ гимназии №176
протокол от ______ № _____
от 31________№ ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета « Искусство»
Ступень образования:
основное общее образование
Нормативный срок:
2 года
Класс:
8-9 классы
Составители:
Коваленок Т.В.
учитель
высшей квалификационной категории
ЕКАТЕРИНБУРГ
2015 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Представленная программа по искусству составлена на основе программы «Искусство 8-9 классы» основного общего образования по искусству.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов (в модальности «не менее») по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в искусстве, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности Даются знания учащимся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения", эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Содержание обучения в программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и врем При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, уроками музыки, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Цели.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Место предмета в учебном плане гимназии
Количество часов
8 класс
9 класс
в неделю (час)
1
1
за год (час)
34
34
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Музыкальное искусство» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для сохранения и развития музыкальной культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.
В результате обучения искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 8 класс
В результате изучения искусства ученик должен
знать/понимать
иметь представление о значении искусства в жизни человека;
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической,,ценностно-ориентирующей);
уметь
использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности
Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 9 класс.
В результате изучения искусства ученик должен
знать/понимать
представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;
понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Уметь
осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов искусства и определять средства художественной выразительности
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Искусство"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 176
РАССМОТРЕНА
УТВЕРЖДЕНА
на заседании методического объединения
приказом директора МАОУ гимназии №176
протокол от ______ № _____
от 31________№ ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета « Искусство»
Ступень образования:
основное общее образование
Нормативный срок:
2 года
Класс:
8-9 классы
Составители:
Коваленок Т.В.
учитель
высшей квалификационной категории
ЕКАТЕРИНБУРГ
2015 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Представленная программа по искусству составлена на основе программы «Искусство 8-9 классы» основного общего образования по искусству.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов (в модальности «не менее») по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в искусстве, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности Даются знания учащимся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения", эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Содержание обучения в программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и врем При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, уроками музыки, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Цели.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Место предмета в учебном плане гимназии
Количество часов
8 класс
9 класс
в неделю (час)
1
1
за год (час)
34
34
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Музыкальное искусство» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для сохранения и развития музыкальной культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.
В результате обучения искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 8 класс
В результате изучения искусства ученик должен
знать/понимать
иметь представление о значении искусства в жизни человека;
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической,,ценностно-ориентирующей);
уметь
использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности
Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 9 класс.
В результате изучения искусства ученик должен
знать/понимать
представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;
понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Уметь
осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов искусства и определять средства художественной выразительности
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности
Содержание учебного предмета
8 класс 34 часа
Основные виды деятельности обучающихся
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (2 ч)
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его нолифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства. Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и научного).
Примерный художественный материал
Изучение произведений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры (одежды, посуды, мебели, музыкальных инструментов и др.) в контексте разных стилей1 по выбору учителя на знакомом материале.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч) Искусство как образная модель окружающего мира,
обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.
Понимать роль искусства в жизни человека.
Воспринимать и эмоционально оценивать произведения искусств.
Различать виды искусств
Пониматьи правильно применять в речи освоенные понятия.
Наблюдать, воспринимать и оценивать произведения разных видов искусств.
Описывать и интерпретировать произведения искусств.
Анализировать и называть выразительные средства видов искусств.
Выбирать и использовать различные художественные средства и техники для создания выразительного художественного образа.
Понимать роль искусства в жизни человека.
Воспринимать и эмоционально оценивать произведения искусств.
Различать виды искусств
Пониматьи правильно применять в речи освоенные понятия.
Наблюдать, воспринимать и оценивать произведения разных видов искусств.
Описывать и интерпретировать произведения искусств.
Анализировать и называть выразительные средства видов искусств.
Выбирать и использовать различные художественные средства и техники для создания выразительного художественного образа.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 ч)
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.
.
. Воспринимать и эмоционально оценивать произведения искусств.
Различать виды искусств
Пониматьи правильно применять в речи освоенные понятия.
Наблюдать, воспринимать и оценивать произведения разных видов искусств.
Описывать и интерпретировать произведения искусств.
Анализировать и называть выразительные средства видов искусств.
Выбирать и использовать различные художественные средства и техники для создания выразительного художественного образа.
.
Раздел 4. «Красота в искусстве и жизни»(10 ч)
Что такое красота. Символы красоты. Различие реакций человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей- действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Воспринимать и эмоционально оценивать произведения искусств.
Различать виды искусств
Пониматьи правильно применять в речи освоенные понятия.
Наблюдать, воспринимать и оценивать произведения разных видов искусств.
Описывать и интерпретировать произведения искусств.
Анализировать и называть выразительные средства видов искусств.
Выбирать и использовать различные художественные средства и техники для создания выразительного художественного образа.
Раздел 5. «Прекрасное пробуждает доброе» (8 ч)
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Цснностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Понимать эстетическое содержание и особенности выражения общественных идей в художественных образах классического и народного искусства.
Уметь выражать свое отношение к тем или иным художественным образам различных произведений искусства.
Понимать, Описывать и интерпретировать произведения искусств.
Выбирать и использовать различные художественные средства и техники для создания выразительного художественного образа.
Анализировать итоги собственной творческой деятельности.
IX КЛАСС (34 ч)
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 ч)
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации личности. Массовая культура, ее функции. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на людей. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Понимать эстетическое содержание и особенности выражения общественных идей в художественных образах классического и народного искусства.
Уметь выражать свое отношение к тем или иным художественным образам различных произведений искусства.
Понимать, Описывать и интерпретировать произведения искусств.
Выбирать и использовать различные художественные средства и техники для создания выразительного художественного образа.
Анализировать итоги собственной творческой деятельности.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 ч)
Порождающая энергия искусства — пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предсказание сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Уметь выражать свое отношение к тем или иным художественным образам различных произведений искусства.
Понимать, Описывать и интерпретировать произведения искусств.
Выбирать и использовать различные художественные средства и техники для создания выразительного художественного образа.
Анализировать итоги собственной творческой деятельности.
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция искусства (10 ч)
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Арттерапевтическое воздействие музыки. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Клип, монтаж в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Специфика изображений в полиграфии. Единство стиля в материальной и духовной культуре. Традиции и новаторство в искусстве (по эпохам).
Понимать эстетическое содержание и особенности выражения общественных идей в художественных образах классического и народного искусства.
Уметь выражать свое отношение к тем или иным художественным образам различных произведений искусства.
Понимать, Описывать и интерпретировать произведения искусств.
Выбирать и использовать различные художественные средства и техники для создания выразительного художественного образа.
Анализировать итоги собственной творческой деятельности.
Создавать творческие работы в лепке, в технике бумажной пластике, в техниках декоративно- прикладного искусства, архитектуры, дизайна
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (8 ч)
Искусство открывает возможность видеть и чувствовать мир по-новому. Мышление научное и художественное. Временные и пространственные искусства и специфика их восприятия. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники. Творческое воображение на службе науки и искусства — новый взгляд на старые проблемы. Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Искусство в жизни выдающихся людей. Психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья. Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека.
Понимать эстетическое содержание и особенности выражения общественных идей в художественных образах классического и народного искусства.
Уметь выражать свое отношение к тем или иным художественным образам различных произведений искусства.
Понимать, Описывать и интерпретировать произведения искусств.
Выбирать и использовать различные художественные средства и техники для создания выразительного художественного образа.
Анализировать итоги собственной творческой деятельности.
Учебно-методический комплект
Название
Автор
Гриф
Выходные данные
Программа общеобразовательных учереждений « Искусство.8-9классы».
Министерство образования и науки Российской Федерации
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.
М. «Просвещение». 2007.
УЧЕБНИК
«Искусство.8-9классы». »
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Министерство образования и науки Российской Федерации
М. «Просвещение».2011.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Сборник нормативных документов «Искусство»
Аркадьев А.Г., Днепров Э.Д.
М.: Дрофа, 2004
Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков.
З.А. Степанчук и коллектив авторов.
Волгоград, «Учитель».2008.
Материально-техническое обеспечение
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
1.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.9.
Дидактические материалы по всем курсам изобразительного искусства:
Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.
1.10.
Возможно включение в состав библиотечного фонда хрестоматий разработанных для других УМК.
1.11.
Энциклопедические и справочные издания: «Греки», С. Пич , «Росмэн»,1994.
«Государственная Третьяковская галерея», Чуран,, М. «Правда», 1976 г.
«Государственный Эрмитаж», путеводитель, С-Пб., «Аврора», 1991 г.
«Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина»,
«Правда», 1982 г.
«Государственный русский музей», Ивлев Ю.М., «Правда», 1981
«Малая история искусств», Виноградова Н.А., М., «Искусство», 1979 г.
1.12.
Книги для чтения по искусству: «Французская живопись к. XIX нач.XX в. Коллекция Эрмитажа, Л., «Аврора», 1973 г.
«Сальвадор Дали», М., «Изобразительное искусство», 1992 г.
«Путешествие в Палех», Яковлев К., Ярославль, «Верхне-Волжское», 1970 г.
«Эрмитаж. Западноевропейская живопись», Л., «Аврора», 1980 г.
«Народный узор», Л., «Аврора», 1972
«Картины п,о русской истории», М., «Искусство», 1989г.
«Хатынь», путеводитель по мемориальному комплексу.
«Лаковая миниатюра», М., «Плакат», !981 г.
«Портреты XVIII столетия», Б. Косолапов, М., 1988 г.
«В.И.Суриков», Мазуренко, М., «Изобразительное искусство», 1988 г.
«Пейзажная Живопись XVIII- ½ XIX» , М., «Изобразительное искусство», 1988 г.
«Государственный музей Палехского искусства», М., 1974 г.
«Художественное стекло», М., Планета, 1986 г.
1.13.
Иллюстрации: «Государственная Третьяковская галерея», выпуск № 1;
«Домашний музей», выпуск № 11;
«Дрезденская картинная галерея»;
«Живопись О. Домье», М., «Изобразительное искусство», 1986 г;
«Итальянская живопись», выпуск № 2;
«Картины русских художников», выпуск № 9, М., «Изобразительное искусство», 1986 г
«Памятники архитектуры», Чистяков , », выпуск № 1, 2, 1953;
1.14.
Таблицы: Учебно-наглядные пособия по искусству первобытного мира;
Учебно-наглядные пособия по искусству Древнего Египта;
Учебно-наглядные пособия по искусству Древней Греции;
Учебно-наглядные пособия по искусству Древнего Рима;
Учебно-наглядные пособия по искусству Древнего Рима;
Учебно-наглядные пособия по искусству Средневековья;
Возможно включение в фонд кабинета практикумов, разработанных для других УМК по обществоведению.
4.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1.
Видеофильмы по искусству: «Государственная Третьяковская галерея», «МУЗ видео»;
«Древний Египет», «Кварт»;
«Древний мир» «Кварт»;
«Русские императорские дворцы», «Кварт»;
«Архитектура старой Москвы», «Кварт»;
«Искусство XX века», », «Кварт»;
«Екатеринбург – сердце Урала», «Про»;
«Мир искусства», «Мир искусства»;
«Что такое искусство», Кварт»;
«У истоков авангарда» «Rise Media»
4.2.
Слайды по искусству.
4.3.
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Фонохрестоматия музыкального материала
5.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (ТСО)
5.1.
Телевизор
5.2.
ПК
5.3
Музыкальный центр
Критерии оценивания основных видов учебной деятельности:
Оценка творческих работ учащихся изобразительного направления.
Критерии оценивания:
1.Самостоятельность мышления и образность художественного языка.
2.Использование техник, с которыми познакомились на занятиях в классе и опыта изобразительной деятельности накопленной за время прохождения курса.
3.Прилежание.
4.Срок сдачи работы.
Оценка
Ставится, если ученик:
«5»
проявил самостоятельность мышления и образность художественного языка; прилежание отличное; использовал техники, с которыми познакомились на занятиях в классе и опыта изобразительной деятельности накопленной за время прохождения курса; сдал работу в срок
«4»
Проявил традиционное решение задания; использовал в работе мыслительные и изобразительные штампы; использовал техники, с которыми познакомились на занятиях в классе и опыта изобразительной деятельности накопленной за время прохождения курса; прилежание хорошее;
сдал работу в срок.
«3»
Прилежание удовлетворительное;
сдал работу с опозданием.
«2»
Работа не выполнена; прилежание не удовлетворительное.
Оценка проверочных работ.
Критерии оценивания:
1.Полнота и правильность ответов.
2.Степень осознанности, понимания изученного.
3.Языковое оформление ответов.
Оценка
Ставится, если ученик:
«5»
Правильно ответил на 85%-100% заданий.
«4»
Правильно ответил на 75%-84% заданий.
«3»
Правильно ответил на 60%-74% заданий.
«2»
Правильно ответил менее 60% заданий.
Оценка устных ответов учащихся.
Критерии оценивания:
1.Полнота и правильность ответов.
2.Степень осознанности, понимания изученного.
3.Языковое оформление ответов.
Оценка
Ставится, если ученик:
«5»
Полно излагает изученный материал, дает правильные определения понятий.
Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести примеры из жизни.
Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.
1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
Обнаруживает знание и понимание основных положений материала, но: излагает неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировок.
Не умеет обосновать свои суждения и привести примеры.
Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
«2»
Обнаруживает незнание и непонимание основных положений материала.
Для получения четвертной аттестации (зачета) необходимо выполнение трех творческих заданий и четвертного теста в объеме не менее 60%