Цели урока:Изучить некоторые алгоритмы управления.
Планируемые образовательные результаты:
предметные — представления о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи;
метапредметные — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
личностные —алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
Выяснить, что такое управление и обратная связь
Рассмотреть примеры алгоритмов управления
Выполнить практическое задание из ГИА
Оборудование:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронные ресурсы:
презентация «Алгоритмы управления»;
демонстрационные варианты КИМ по информатике 9 класс ;
открытый банк заданий ОГЭ.
1
Организационный момент
Слайд 1
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
- развитие памяти
Познавательные УУД:
- развитие познавательной активности
2
Запись домашнего задания.
§ 2.5 С. 109-112, № 8 С. 112
Работа с дневниками
3
Повторение
-Догадайся, как связано имя великого математика с темой урока?
-Подумай, как представленные объекты связаны с понятием «алгоритм»?
-Мы начали разговор об алгоритмах и исполнителях. Алгоритмы могут быть записаны различными способами.
Определите пословицы.
Из всего сказанного определите тему урока:
- От его имени произошло слово Алгоритм;
- они являются исполнителями алгоритма;
Отвечают пословицы (приложение)
5
Формулирование темы и целей урока (по 1 баллу за каждый ответ)
- Слайд 11-14
Сформулируйте на их основе тему урока:
- Так какова будет тема урока?
Тема урока:
Цели урока:
- узнать:
-познакомиться:
-научиться:
Слайд 15
Самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему урока, его цели и задачи. Записывают текущую дату и название урока в тетрадь
Коммуникативные УУД:
- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
Личностные УУД:
- формирование логического мышления
Регулятивные УУД:
- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка
6
Объяснение темы
Слайды 15-19
Учитель раскрывает понятия кибернетика, управления, обратная связь
Слайд 19
демонстрация управления роботом
Слайд 20 - определения
Получают представления о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи
Запускают программу управления роботом
Записывают определения в тетрадь
Коммуникативные УУД:
- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
Познавательные УУД:
- развитие познавательной активности
Личностные УУД:
- развитие внимания
- формирование навыков создания структурированного конспекта
7
Разминка (сопровождается музыкальным фоном)
Слайд 21
Выполняет комплекс упражнений для кистей рук, глаз, туловища.
Выполняют гимнастику вместе с учителем
8
Практическая часть Компьютерный практикум
Слайд 22
В приведённом выше списке помогает найти соответствие между управляющим и управляемым объектами и заполните таблицу
Слайд 23
Учитель помогает определить тип управляющего алгоритма
Слайд 24, 25, 26
Учитель помогает составить управляющие алгоритмы для исполнителя «Робот». Задания из ОГЭ по информатике, № 20.1 в структуре КИМа
Заполняют таблицу (приложение)
Учащиеся определяют тип управляющего алгоритма
Учащиеся составляют алгоритмы в среде Кумир. Возможна работа в парах
Познавательные УУД:
- формирование знаниевой компоненты по теме урока
Коммуникативные УУД:
- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
Регулятивные УУД:
-умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.
В приведённом ниже списке найдите соответствие между управляющим и управляемым объектами и заполните таблицу: оркестр, лошадь, тренер, наездник, актёр, дирижёр, водитель, режиссёр, спортсмен, автобус, светофор, автомобили.
Управляющий объект
Управляемый объект
Отметить алгоритмы с обратной связью
Задание 2
Первоклассник пришёл домой и увидел, что мама оставила ему записку с информацией о том, как разогреть обед:
- открой холодильник,
- достань из холодильника жёлтую кастрюлю,
- поставь кастрюлю на газовую плиту,
- зажги газ,
- подожди 5 минут,
- выключи газ,
- налей из кастрюли суп в тарелку.
К какому типу относится данный алгоритм (с обратной связью или без обратной связи?)
Задание 20.1 – 2012
Составьте в среде Кумир алгоритм закраски отмеченных клеток. Размеры поля неизвестны.
В программе «Кумир» загрузите для робота поле «20.1-2012.fil» (меню Робот-Загрузить обстановку)
В самом начале программы добавьте строчку «использовать Робот»
Напишите и проверьте алгоритм
Задание 20.1 - 2013
Составьте в среде Кумир алгоритм закраски отмеченных клеток. Размеры поля неизвестны. Ширина ступеньки 2 клетки, высота ступеньки 1 клетка. Количество ступенек неизвестны.
В программе «Кумир» загрузите для робота поле «20.1-2013.fil» (меню Робот-Загрузить обстановку)
В самом начале программы добавьте строчку «использовать Робот»
Напишите и проверьте алгоритм
Задание 130 (fipi.ru)
Составьте в среде Кумир алгоритм закраски отмеченных клеток. Размеры поля неизвестны. Ширина и количество ступенек неизвестны.
В программе «Кумир» загрузите для робота поле «130.fil» (меню Робот-Загрузить обстановку)
В самом начале программы добавьте строчку «использовать Робот»