kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока информатики в 6 классе по теме "Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока информатики в 6 классе по теме "Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока информатики в 6 классе по теме "Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником"»

Разработка урока по теме:

"Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником".


Предмет: Информатика.

Раздел программы: "Алгоритмика".

Тема урока: "Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником".

Класс - 6

Тип урока: Урок "открытия" новых знаний.

Цель урока: Познакомить с исполнителем Чертёжник, его системой команд и средой; научить составлять алгоритмы, используя СКИ Чертёжник.

Решаемые учебные задачи:

развить представления учащихся об исполнителях;

дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя;

познакомить с исполнителем Чертёжник (среда, круг решаемых задач, СКИ, режимы работы, отказы).

Предметный результат: научится писать простейшие программы в среде исполнителя Чертежник.

Личностный результат: самоопределение – готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные:

общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные:

взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

Планируемые результаты:

Предметные: умения разработки алгоритмов для управления исполнителем Чертежник.

Личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

УУД: умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов.

Основные понятия: алгоритм; исполнитель; формальный исполнитель; круг решаемых исполнителем задач; среда исполнителя; система команд исполнителя; система отказов исполнителя; режимы работы исполнителя (непосредственный, программный); управление; относительное смещение; абсолютное смещение.

Дидактические материалы: рабочие листы, лист самооценки.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ПК учащихся, учебник.

Свободное программное обеспечение: исполнитель Чертёжник в системе КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/)

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы проведения занятия: словесный (рассказ), наглядный (презентация), практический (практическая работа).

Межпредметные связи: математика, черчение.


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Организационно - мотивационный этап (2 мин)

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок


Готовятся к работе.



Приветствует гостей.

Включает в деловой ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой.






Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке присутствуют все? Спасибо.

Начать урок я хочу с ключа, который открывает все «замки» в душах людей. Знаете ли вы такой ключ?

Слайд 2 Конечно, это улыбка. Подарите свою улыбку мне, своим друзьям-одноклассникам и всем гостям.

Слайд3 Ребята, вы, наверное, слышали поговорку "Дорогу осилит идущий»…, а информатику мыслящий!" Пусть это будет девизом нашего урока.

Дорога познаний трудна, но интересна. Нам предстоит пройти много этапов. На каждом этапе вы будете приобретать новые знания и умения. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, по которым вы будете себя оценивать в баллах и в результате получите общую отметку за урок.


Личностные: самоорганизация


Регулятивные: целеполагание


Коммуникативны: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


2. Актуализация знаний (7 мин)

Цель этапа:

Сконцентрировать внимание на основных понятиях изученного материала прошлых уроков


Отвечают на вопросы.

Выполняют задание. Вспоминают изученный материал. Оценивают свою деятельность

Выявляет уровень знаний, ведет с учащимися диалог, в ходе которого учащиеся выявляют возникшие затруднения.

- На протяжении нескольких уроков мы изучаем одну большую тему.

- Какое понятие на наших уроках упоминается чаще всего?

Слайд 4(Алгоритм)

- Что такое алгоритм? Приведите примеры.

- Алгоритм – это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату.

Слайд 5, 6- Сегодня мы продолжим изучать с вами алгоритмы, но прежде, вы проверите свои знания по темам предыдущих уроков, так как они будут необходимы нам на сегодняшнем уроке. Задание состоит в том, что надо вставить пропущенные слова. На столе у вас лежат листы с заданием, возьмите ручки и заполните пустые клетки. На работу у вас 5 минут.

- Кто считает что, справился с заданием, показал высокий уровень знаний?

- Кто не успел справиться с заданием?

- Я предлагаю, вам посмотреть на доску и проверить правильно ли вы вставили слова. знания.

Слайд7- Поставьте себе отметку и впишите её в лист оценивания (нет ошибок отметка "5", 1-2 - "4", 3 - "3", 4 и более - "2").

- Молодцы!

Понимать для чего необходимо знать об алгоритмах.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Личностные:

осознание своих возможностей


Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в коллективе


Познавательные:

умение анализировать, выделять и формулировать цели

3. Определение темы и цели урока. (8 мин)

Цель этапа:

Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности.









Выполняют задание, слушают, смотрят, вспоминают, делают выводы и обосновывают ответы.

Пытаются формулировать тему, цель и план урока.

Подводит учащихся к теме и цели урока.

Учитель пошагово предлагает ученикам составить алгоритм работы


- Скажите, пожалуйста, с какой наукой информатика связано очень тесно?

-С математикой.

Слайд 7- Давайте вспомним математику. Выполните задание в паре.

(Выполняют задание, выставляют баллы в оценочный лист).

Слайд 9- Раз уж мы с вами говорили об исполнителях и алгоритмах, то может даже есть какой-нибудь исполнитель, занимающиеся такими геометрическими построениями? И как бы он мог называться?

-Рисователь, построитель, чертежник.

- Да, действительно, есть такой исполнитель. Называется он Чертёжник!

Слайд 10 - Попробуйте сформулировать тему урока.

- Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

- Открываем тетради, записываем тему урока.

-Как вы думаете, что нам нужно знать про этого исполнителя?

- СКИ, среда, система отказов, управление...

Слайд 11- Какова цель сегодняшнего урока?

- Узнать об исполнителе Чертёжник, его системе команд и среде; научиться составлять алгоритмы, используя СКИ Чертёжник.


Регулятивные:

- определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке;

- определение последовательности действий на уроке.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4. Открытие нового знания. (10 мин)

Цель – организовать осмысленное восприятие новой информации.



Слушают, запоминают, наблюдают, отвечают на вопросы учителя, работают с кластером.























































































Изложение учебного материала с использованием презентации диалог с учащимися.









































Работа с учебником.

















































Слайд 12- У вас на парте лежат рабочие листы с заданиями. Подпишите их. Первое задание это кластер, который вы должны заполнить по ходу моего объяснения нового материала.

Слайд 13- Чтобы управлять исполнителем Чертежник, необходимо знать среду и систему команд.

Чертёжник - это исполнитель, предназначенный для построения рисунков на координатной плоскости. При задании точек этой координатной плоскости, координаты x и y разделяются запятой.

Слайд 14 СКИ Чертежник:

-поднять перо;

-опустить перо;

-сместиться в точку (a,b);

-сместиться на вектор (a,b).

Слайд 15-Чертёжник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след — отрезок от предыдущего положения пера до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остается. В начальном положении перо Чертёжника всегда поднято и находится в точке (0,0).

По команде подними перо Чертёжник поднимает перо. Если перо уже было поднято, Чертёжник игнорирует эту команду: он не меняет положение пера и не сообщает об отказе. Иначе говоря, каким бы ни было положение пера до команды подними перо, после этой команды оно будет поднятым.

Точно так же, независимо от первоначального положения, после выполнения команды опусти перо оно оказывается опущенным, то есть готовым к рисованию.

- Рисунки Чертёжник выполняет с помощью команд сместиться в точку и сдвинуться на вектор.

Слайд 16 По команде сместиться в точку (а, b) Чертёжник сдвигается в точку с координатами (а, b). Видно, что, независимо от предыдущего положения, перо оказывается в точке (2, 3), но длина и направление отрезка, который при этом чертится, могут быть различны. Команду сместиться в точку называют командой абсолютного смещения.

- Посмотрите в учебник с. 119 рис. 64. Назовите координаты точек, в которых находился Чертежник до выполнения команды сместиться в точку (2 ,3)?

-1,1; 3,1; 0,2; 1,2; 2,2; 3,2; 4,2; 1,3; 3,3; 0,4; 1,4; 2,4; 3,4; 4,4; 1,5; 3,5.

- Молодцы!

Слайд 17 - Пусть перо Чертёжника находится в точке (x, у). По команде сместиться на вектор (а, b) Чертёжник отсчитывает а единиц вправо вдоль горизонтальной оси (оси абсцисс), b единиц вверх вдоль вертикальной оси (оси ординат) и сдвигает перо в точку с координатами (х + а; у + b). Таким образом, координаты, указанные в команде, отсчитываются не от начала координат, а относительно текущего положения пера Чертежника. Поэтому команду сместиться на вектор называют командой относительного смещения.

- Из рисунка видно, что положение пера после команды зависит от его предыдущего положения, зато в результате получаются отрезки, длина и направление которых одинаковы.

В математике направленные отрезки называются векторами, отсюда и происходит название команды.

- Посмотрите в учебнике на рис. 65. Назовите координаты точек, в которых находилось перо Чертёжника до выполнения команды  сместиться на вектор (2, 3) и куда оно переместилось после выполнения этой команды?

- 0,0; 1,0; 2,0; 0,1; 1,1;

Слайд 18- Чертёжник может исполнять только правильно записанные команды. Например, если вместо команды сместиться на вектор  написать сдвинь на вектор, то Чертёжник эту запись не поймёт и сразу же сообщит об ошибке. Ошибки в записи команд называются синтаксическими.

Алгоритм может содержать логические ошибки. Например, все команды могут быть записаны правильно, но в результате логической ошибки последовательность их выполнения не будет приводить к поставленной цели или выполнение некоторых команд приведёт к отказу.

Слайд 20 - Кто успел заполнить кластер ставил себе в оценочный лист 1 балл, кто не успел - 0 баллов.

Знает систему команд исполнителя

Личностные:

осознание значимости темы

Регулятивные:

принимают учебную задачу, сохраняют, решают

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учеником, слушают, слышат друг друга, составляют связные высказывания

Познавательные: логические умения (сравнивают, анализируют, классифицируют)


5. Физкультминутка (1 мин)

Цель:

Снятие физического и умственного напряжения.


Учащиеся выполняют упражнения


Учитель показывает упражнения


Слайд 21

- Мы много работали, устали.

Теперь проверим, хорошие ли мы исполнители?

- Я буду давать команды, а вы их выполнять.

(Даются команды на активизацию мышц рук, головы, глаз и т.д. )

  1. Встать

  2. Поднять левую руку вверх

  3. Поднять правую руку вверх

  4. Поставить руки на пояс

  5. Наклониться влево

  6. Вернуться в исходное положение

  7. Наклониться вправо

  8. Вернуться в исходное положение

  9. Присесть

  10. Вернуться в исходное положение

  11. Улыбнуться соседу по парте

  12. Погладить себя по голове

- Молодцы!

.

Личностные:

-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.

6. Этап закрепления (первичное закрепление и применение знаний) (5 мин)

Цель:

Проговаривание и закрепление нового знания, применение на практике.



Выполняют задание, фиксируют результаты выполнения алгоритма, проверяют работу друг у друга, выставляют баллы.










Организует выполнение задания, инструктирует, корректирует работу учащихся.











Слайд 22- Сейчас в рабочем листе вы выполните №207 и №210 задания самостоятельно.

Слайд 23, 24- Проверим? Поменяемся рабочими листами с соседом. Правильный результат на экране.

- Кто правильно справился с заданием поставьте себе 1 балл, кто не справился - 0 баллов.

- Молодцы!

Умеет правильно выполнять задание.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации,

умение планировать свою трудовую деятельность

7. Практическое применение знаний и формирование умений и навыков.

(8 мин)

Цель: закрепить полученные знания (применение полученного знания в практике)

Набирают и выполняют программу, уценивают свою деятельность, задают вопросы.

Корректирует деятельность обучающихся в процессе практической работы; контролирует и консультирует обучающихся, напоминает правила ТБ.

Слайд 25- Сейчас мы с вами поработаем в системе программирования КуМир. На Рабочем столе компьютера найдите ярлык КуМир-Стандарт. Запустите эту программу двойным щелчком мыши. В строке меню выбираем Чертёжник , Показать окно исполнителя Чертежника.

- В окне исполнителя нажимаем на кнопку Поверх всех окон.

- Далее Вставка, Использовать Чертежник.

- Выполните задания №211, 212, 213.

- Если вы все сделали правильно поставьте себе 3 балла, в противном случае - 0 баллов.



Регулятивные:

- контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

- обще учебное умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать.


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок(3 мин)

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока,

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Организует рефлексию.

Организует оценку и самооценку учебной деятельности.

Слайд26

Выскажитесь одним предложением,
выбирая начало фразы:

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смогла…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

- Молодцы! Спасибо за работу.



Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные:

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные:

умение провести самооценку и организовать взаимооценку, осознанность учения

13. Домашнее задание (1 мин)

Записывают домашнее задание, приводят в порядок рабочее место.

Объясняет задание

Слайд 27П. 18, стр. 118-123, задание на листках № 208, 209





Литература: 1. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Елена Валерьевна Першакова

Дата: 05.02.2020

Номер свидетельства: 538578


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства