kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект открытого урока «Алгоритм. Управление с обратной связью»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует усвоению понятий "кибернетика", "управление с обратной связью", познакомит с алгоритмическими структурами: линейные, циклические алгоритмы и ветвления.

Цель урока: способствовать усвоению понятий кибернетика, управление с обратной связью, познакомиться с алгоритмическими структурами: линейные, циклические алгоритмы и ветвления.

Задачи:

обучающие - обобщить понятие кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме.

развивающие – развивать умение определять механизм прямой и обратной связи в ситуациях управления; способствовать развитию коммуникативности.

воспитательные - продолжить воспитание правильного отношения к информации и ИКТ.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся - фронтальные

Необходимое техническое оборудование – компьютер, опорный конспект, проектор, экран.

Структура и ход урока

Итог урока.

Домашнее задание     

Этап урока.

Организационный момент.

Вопрос: Приведите примеры использования компьютера в вашей жизни (вообще примеры использования).

Одно из приложений компьютерной техники – использование ЭВМ для управления.

Рассказать про Н. Винера и его книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине».

Для того чтобы было возможно использовать ЭВМ для управления чем – либо. Необходимо сам процесс управления всесторонне и глубоко изучить. Этим и занимается наука – кибернетика.

Итак, кибернетика –наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.

Понятие управления. Схема управления. Алгоритм управления.

Доклад от обучающегося

С точки зрения кибернетики управление – информационный процесс. Вспомнить, какие знают информационные процесс. (Схема передачи информации).

Управление – целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, другие – управляемыми.

 Схема управления в простейшем случае, когда имеем только два объекта: один управляющий, другой – управляемый.

Алгоритм управления – последовательность команд управления, выполнение которой приводит к заранее поставленной цели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план конспект урока «Алгоритм. Управление с обратной связью»»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Алгоритм. Управление с обратной связью».


  1. Цель урока: способствовать усвоению понятий кибернетика, управление с обратной связью, познакомиться с алгоритмическими структурами: линейные, циклические алгоритмы и ветвления.

  2. Задачи:

      • обучающие - обобщить понятие кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме.

      • развивающие – развивать умение определять механизм прямой и обратной связи в ситуациях управления; способствовать развитию коммуникативности.

      • воспитательные - продолжить воспитание правильного отношения к информации и ИКТ.


  1. Тип урока – урок изучения нового материала.

  2. Формы работы учащихся - фронтальные

  3. Необходимое техническое оборудование – компьютер, опорный конспект, проектор, экран.

  4. Структура и ход урока

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

I

Организационный момент

-

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. Каждому ученику раздается опорный конспект.

Записывают тему урока.


2 мин.

II

Изучение нового материала:

  1. Наука кибернетика

Зарождение и предмет кибернетики. № 1

Вопрос: Приведите примеры использования компьютера в вашей жизни (вообще примеры использования).

Одно из приложений компьютерной техники – использование ЭВМ для управления.

Рассказать про Н. Винера и его книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине».

Для того чтобы было возможно использовать ЭВМ для управления чем – либо. Необходимо сам процесс управления всесторонне и глубоко изучить. Этим и занимается наука – кибернетика.

Итак, кибернетика –наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.

Записывают определение в опорный конспект:

Кибернетика – наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.


3 мин.


  1. Понятие управления. Схема управления. Алгоритм управления.

Кибернетическая схема управления – № 2.


Доклад от обучающегося

С точки зрения кибернетики управление – информационный процесс. Вспомнить, какие знают информационные процесс. (Схема передачи информации).

Управление – целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, другие – управляемыми.

Схема управления в простейшем случае, когда имеем только два объекта: один управляющий, другой – управляемый.

Алгоритм управления – последовательность команд управления, выполнение которой приводит к заранее поставленной цели.

Записывают определение в опорный конспект:

-Управление целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, другие – управляемыми.

- Алгоритм управления – последовательность команд управления, выполнение которой приводит к заранее поставленной цели.

15 мин.

  1. Примеры: прямая связь и обратная связь.

Линейные алгоритмы управления - № 3

Нелинейные алгоритмы управления - № 4

Разбор примеров: светофор -машины, человек – собака.

Демонстрация ЭОР №3, №4

Задание (устно):

Дополнить приведенный ниже список и указать, какой объект будет управляющим, а какой – управляемым:

  • танцевальная группа - …

  • корабль - …

  • пилот- …

  • дрессировщик - …

  • аниматор - …

Зарисовывают схемы – обратная и прямая связь.

Записывают определение:

- прямая связь – это процесс передачи команд управления от управляющего объекта к управляемому.

- обратная связь – это процесс передачи информации о состоянии исполнителя.

10 мин.

  1. Алгоритмические структуры


Компьютер и управление - № 5

В варианте управления без обратной связи алгоритм может представлять собой только однозначную (линейную) последовательность команд. При наличии обратной связи и «интеллектуального управляющего объекта» алгоритмы управления могут иметь сложную структуру, содержащую альтернативные команды (ветвления) и повторяющиеся команды (циклы).

Принцип управления обратной связью и есть основной закон, открытый наукой кибернетикой. Он действует в системах самой разно природы: технических, биологических, социальных

Самостоятельно работают текстом учебника

7 мин.


  1. Разбор примеров алгоритмических структур


Линейный алгоритм представлен на примере работы светофора (показать ЦОР) все команды выполняются последовательно друг за другом.

Циклический алгоритм представлен повторением последовательных команд. ЦОР

Ветвление представлено в виде условия, которое нужно выполнить чтобы прийти к результату. Показать пример собаки и человека (ЦОР).




III

Итог урока.

Закрепление материала.

-

Подведение итогов урока.

- что такое кибернетика? Управление?

В каких системах действует обратная связь? прямая связь?

Выставление оценок за активность на уроке.

Отвечают на вопросы.

2 мин.

IV

Домашнее задание.


§§2-6. Записать опорный конспект в тетрадь. Заполнить

таблицу 1 из опорного конспекта.

Записывают домашнее задание.

1 мин.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Норберт Винер. Американский математик. Книга «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине»


Записать определение вставляя пропущенные слова

Записать определение вставляя пропущенные слова

Записать определение вставляя пропущенные слова

прямая связь – это процесс передачи команд управления от _______________________

__________________________.

Примеры алгоритмических систем:

___________________________

обратная связь – это процесс передачи информации о __________________________.

Примеры алгоритмических систем:

_____________________________________________________________________________________________

___________________ – наука об общих свойствах процессов _________________ в живых и неживых системах.


__________________________– целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются ________, другие – __________________.

Вот начальная позиция Робика и программы Ж и Р. Программа Ж представлена в линейной алгоритмической структуре. В какой алгоритмический структуре представлена программа Р?
Нарисуй позицию Робика после выполнения программы Р.











Зарисовать схемы с обратной связью, стрелочками указать управление


Домашнее задание: §26. Записать опорный конспект в тетрадь. Заполнить таблицу.

Таблица 1

Приведите примеры кибернетических систем:

без обратной связи

с обратной связью







ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Норберт Винер. Американский математик. Книга «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине»


Записать определение вставляя пропущенные слова

Записать определение вставляя пропущенные слова

Записать определение вставляя пропущенные слова

прямая связь – это процесс передачи команд управления от управляющего объекта к управляемому.

Примеры алгоритмических систем:

Линейный алгоритм

обратная связь – это процесс передачи информации о состоянии исполнителя.

Примеры алгоритмических систем:

Циклический алгоритм, ветвление

кибернетика_ – наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.


Управление– целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, другие – управляемыми.

Вот начальная позиция Робика и программы Ж и Р. Программа Ж представлена в линейной алгоритмической структуре. В какой алгоритмический структуре представлена программа Р?
Нарисуй позицию Робика после выполнения программы Р.

Зарисовать схемы с обратной связью, стрелочками указать управление





Домашнее задание: §26. Записать опорный конспект в тетрадь. Заполнить таблицу.

Таблица 1

Приведите примеры кибернетических систем:

без обратной связи

с обратной связью







Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку «Алгоритм. Управление с обратной связью»»

Открытый урок в 9 классе по информатике «Управление с обратной связью»

Открытый урок в 9 классе по информатике «Управление с обратной связью»

Цель: способствовать усвоению понятий кибернетика, управление с обратной связью, познакомиться с алгоритмическими структурами: линейные, циклические алгоритмы и ветвления.

Цель:

способствовать усвоению понятий кибернетика, управление с обратной связью, познакомиться с алгоритмическими структурами: линейные, циклические алгоритмы и ветвления.

План 1. Кибернетика 2.Схемы систем управления без обратной связи и с Обратной связью. 3. Линейные, циклические алгоритмы и ветвление. 4. Упражнения

План

1. Кибернетика

2.Схемы систем управления без обратной связи и с Обратной связью.

3. Линейные, циклические алгоритмы и ветвление.

4. Упражнения

Линейные алгоритмы КРАСНЫЙ –ЗЕЛЕНЫЙ–ЖЕЛТЫЙ - КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ –ЖЕЛТЫЙ

Линейные алгоритмы

КРАСНЫЙ –ЗЕЛЕНЫЙ–ЖЕЛТЫЙ - КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ –ЖЕЛТЫЙ

Дополнить приведенный ниже список и указать, какой объект будет управляющим, а какой – управляемым :

Дополнить приведенный ниже список и указать, какой объект будет управляющим, а какой – управляемым :

  • танцевальная группа - …
  • корабль - …
  • Врач - …
  • пилот- …
  • дрессировщик - …
  • ученик - …
Обратная связь  Ветвления и циклы Обратная связь

Обратная связь Ветвления и циклы

Обратная связь

Вот начальная позиция Робика и программы Ж и Р. Программа Ж представлена в линейной алгоритмической структуре. В какой алгоритмический структуре представлена программа Р?  Нарисуй позицию Робика после выполнения программы Р.

Вот начальная позиция Робика и программы Ж и Р. Программа Ж представлена в линейной алгоритмической структуре. В какой алгоритмический структуре представлена программа Р? Нарисуй позицию Робика после выполнения программы Р.

Упражнение Смерть Кощея Бессмертного: дуб – сундук – заяц - утка – яйцо – иголка Стоит Илья муромец на перепутье двух дорог, и видит табличку на лево пойдешь жизнь потеряешь, на право пойдешь коня найдешь. «Сказка о золотой рыбке» Закинул старик невод, поймал тину и так пока не поймал рыбку ( линейный). ( ветвление). (циклический)

Упражнение

  • Смерть Кощея Бессмертного: дуб – сундук – заяц - утка – яйцо – иголка
  • Стоит Илья муромец на перепутье двух дорог, и видит табличку на лево пойдешь жизнь потеряешь, на право пойдешь коня найдешь.
  • «Сказка о золотой рыбке» Закинул старик невод, поймал тину и так пока не поймал рыбку

( линейный).

( ветвление).

(циклический)

Подведение Итогов урока

Подведение Итогов урока


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
План-конспект открытого урока «Алгоритм. Управление с обратной связью»

Автор: Баева Галина Николаевна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339898


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства