kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Управление и кибернетика. Управление с обратной связью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Управление и кибернетика» (9 класс) Предмет: Информатика и ИКТ Цель урока: Познакомить учащихся с основами кибернетики, с кибернетической моделью процессов управления. Задачи: Образовательные: ? Дать представление о применении компьютера для автоматизации процессов управления; ? Ввести понятие алгоритма управления; ? Познакомить со способами описания алгоритмов. Развивающие: ? развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного (подведение итогов, актуализации знаний); ? развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения при решении задач; Воспитательные: ? воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям при решении целого ряда задач; ? воспитание в учениках уверенности в своих силах при решении задач. Оборудование: ? проектор, ? экран, ? персональный компьютерПлан 1. Введение 2. Актуализация опорных знаний 3. Понятие управления 4. Алгоритм управления 5. Кибернетика I. Вводная часть Каждый из нас слышал легенды о джине, человеке-волшебнике. Так вот эти легенды породили идею сказочного помощника человека, всемогущего, выполняющего его желания. Позже с развитием технических средств отраслей знаний, таких как точная механика, электроника, техническая кибернетика, появились и помощники человека. Помощники нужны были не только техническим специалистам. Надо сказать, что деятельность людей приводит к активному развитию науки и техники, особенно за последние 50-100 лет. И образ помощника принимает все более интеллектуальный характер. II. Актуализация опорных знаний Учитель: Давайте вспомним, когда же вошел компьютер в нашу жизнь?(1946). А теперь сравним возможности первого ЭВМ и ЭВМ в настоящее время. Во многих отраслях используются роботы: (в автомобильной промышленности, робот-шахматист). Учитель: Вы часто по телевизору слышите выражение: «Стыковка космического корабля прошла в автоматическом режиме». О чем это говорит? Ответ: Этой стыковкой управлял компьютер. Вопрос: А кто все сделал, чтобы действия выполнял компьютер? (человек). И сегодня мы с вами узнаем как компьютер управляет процессами, и тема сегодняшнего урока «Управление и кибернетика». (учащиеся записывают тему) III. Понятие управления А теперь рассмотрим примеры. Скажите, что изображено? Что происходит? Сколько объектов? Что можно сказать о взаимодействии светофора и автомобилем?Т.е. образуется следующая система управления: Управляющий объект Управляемый объект Один из учащихся еще раз формулирует определение и все записывают. Управление – целенаправленное воздействие одного объекта - управляющего на другой – управляемого. Для усвоения рассмотрим пример: Определите, кто играет роль управляющего и кто играет роль объекта управления в следующих системах: Школа, класс, стая волков, стадо коров, дрессировщик, собака, автомобиль, водитель. Управляющий объект Управляемый объект А с какой целью управляющий объект воздействует на управляемого? Назовите некоторые команды управления. IV. Алгоритм управления ЗАДАНИЕ: А сейчас проведем опыт: Один ученик выходит из класса. Остальные учащиеся должны написать команды для нахождения клада. Затем ученик заходит и пытается выполнить команды одного из учащихся. Учитель: Итак, сейчас вы были в роли управляющего объекта и составили последовательность команд, а одноклассник в роли объекта управления. Мы увидели, что объект управления не достиг цели (либо наоборот: достиг цели). Вопрос: А почему робот не достиг цели? (учащиеся предлагают варианты) Управляющее воздействиеТ.е. команды для исполнителя должны быть краткими, понятными, точными!!! В этом случае: Последовательность команд, которая приводит к достижению поставленной цели называется алгоритмом управления. Учитель: А сейчас предлагаю Вам побывать в роли строителей: Перед вами составные части дома: фундамент, кирпичи, крыша. Если бы вы строили этот дом, что бы вы в первую очередь положили? А если бы мы эту же задачу задали компьютеру? Что нам нужно сделать для этого компьютера? (составить алгоритм). П-р 2: Предлагается управляющая система: ПОВАР – КУХНЯ. Составить алгоритм управления лепки пельменей. 1) Дана управляющая система КЛАСС - УЧЕНИК. Составить алгоритм получения оценки «5». 2) Дана управляющая система СВЕТОФОР - ПЕШЕХОД. Составить алгоритм перехода через дорогу. 3) Дана управляющая система: КОМПЬЮТЕР - ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. Составить алгоритм управления включения, а затем выключения компьютера. V. Кибернетика Скажите, а о чем все это время мы говорили? (управлении, алгоритме управления). Существует специальная наука, которая изучает процессы управления. Она называется кибернетикой. Проще говоря кибернетика – это наука об управлении. А сейчас немного исторической справки: одним из основателей науки кибернетики был американский математик Норберт Винер, который в 1948 году написал книгу «Кибернетика». Он предвидел, что в будущем управлять различными процессами станет компьютер. А сейчас проверим, насколько вы усвоили изученный материал. (проводится игра «Кто хочет стать отличником») Запасной вариант: (см. файл запасные задачи) Волк, коза и капуста. На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним – волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу икапусту на другой берег. Однако в лодку, кроме крестьянина, помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять же волка с козой или козу с капустой без присмотра нельзя – волк может съесть козу, а коза – капусту. Как должен вести себя крестьянин? VI. Постановка домашнего задания П. 25

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. »

Управление и кибернетика Информатика 9 класс

Управление и кибернетика

Информатика 9 класс

Возникновение кибернетики Норберт Винер – американский математик, основоположник кибернетики. В 1948 году вышла в свет его книга «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине».

Возникновение кибернетики

Норберт Винер – американский математик, основоположник кибернетики. В 1948 году вышла в свет его книга «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине».

Что такое управление

Что такое управление

  • Управление есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые.
Системы управления без обратной связи. Управляющее УПРАВЛЯЕМЫЙ  объект УПРАВЛЯЮЩИЙ  объект воздействие

Системы управления без обратной связи.

Управляющее

УПРАВЛЯЕМЫЙ объект

УПРАВЛЯЮЩИЙ объект

воздействие

  • С кибернетической точки зрения все варианты управляющих воздействий следует рассматривать как управляющую информацию, передаваемую в форме команд .
Алгоритм управления

Алгоритм управления

  • Последовательность команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления .
  • Объект управления в этом случае называется исполнителем управляющего алгоритма .
Линейный алгоритм

Линейный алгоритм

  • В системах управления без обратной связи команды подаются последовательно, без учета состояния исполнителя.
  • Алгоритм, в котором все команды подаются последовательно, называется линейным .
Система управления с обратной связью Управляющее УПРАВЛЯЕМЫЙ  объект УПРАВЛЯЮЩИЙ  объект воздействие Обратная связь

Система управления с обратной связью

Управляющее

УПРАВЛЯЕМЫЙ объект

УПРАВЛЯЮЩИЙ объект

воздействие

Обратная связь

  • Обратная связь – это процесс передачи информации о состоянии объекта управления управляющему объекту.
Виды алгоритма при наличии обратной связи

Виды алгоритма при наличии обратной связи

  • Алгоритм, в котором содержится указание на повторение одних и тех же действий по некоторому условию называется циклическим .
  • Алгоритм, в котором по определенному условию происходит выбор одного из двух действий, называется ветвящимся .
АСУ

АСУ

  • Системы, в которых роль управляющего объекта поручается компьютеру, называется автоматическими системами с программным управлением .
  • Для функционирования АСУ необходимо:
  • Обеспечение прямой и обратной связи между компьютером и объектом управления В память компьютера должна быть заложена программа управления (алгоритм, записанный на языке программирования).
  • Обеспечение прямой и обратной связи между компьютером и объектом управления
  • В память компьютера должна быть заложена программа управления (алгоритм, записанный на языке программирования).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Управление и кибернетика. Управление с обратной связью.

Автор: Курышова Ольга Викторовна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "План-конспект открытого урока «Алгоритм. Управление с обратной связью»"
    ["seo_title"] => string(65) "plankonspiektotkrytoghourokaalghoritmupravlieniiesobratnoisviaziu"
    ["file_id"] => string(6) "339898"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471543119"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Информационные основы процессов управления "
    ["seo_title"] => string(48) "informatsionnyie-osnovy-protsiessov-upravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "148323"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419662180"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Информатика как наука. "
    ["seo_title"] => string(21) "informatika-kak-nauka"
    ["file_id"] => string(6) "176142"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424364118"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Мультимедийное сопровождение к уроку по теме "Управление и кибернетика. Управление с обратной связью" "
    ["seo_title"] => string(113) "mul-timiediinoie-soprovozhdieniie-k-uroku-po-tiemie-upravlieniie-i-kibiernietika-upravlieniie-s-obratnoi-sviaz-iu"
    ["file_id"] => string(6) "119449"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413435081"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок по информатике "Информационные модели систем управления" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-po-informatikie-informatsionnyie-modieli-sistiem-upravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "132287"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416321407"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства