Алгоритмический подход. 9 класс
Григоренко Анастасия Алексеевна,
учитель математики и информатики
г.Волгодонск Ростовской области
Цель занятия: Повторить такие понятия, как алгоритм и его свойства, виды алгоритма и способы представления. Развитие творческого мышления школьников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению.
Задачи урока:
Образовательная: организовать и направить познавательную деятельность на понимание сути алгоритма, их использование в жизни.
Развивающая: развивать логическое и алгоритмическое мышление школьников.
Воспитательная: показать связь алгоритма с практикой жизни, развитие навыков групповой работы.
Вид урока: урок-обобщение
Оборудование:
- Компьютеры, выход в Интернет.
- Мультимедийный проектор.
Наглядные материалы: мультимедийная презентация, карточки с заданиями.
План урока:
- Организационный момент;
- Актуализация знаний;
- Повторение основных понятий;
- Распределение по группам;
- Самостоятельная работа;
- Защита проектов;
- Выставление оценок;
- Подведение итого;
- Рефлексия.
Ход урока:
- Организационный момент (приветствие учащихся, объявление темы и цели урока).
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы раскроем ваши творческие способности, поговорим о некотором понятии информатики. А о каком именно, мы сейчас узнаем.
- Актуализация знаний
Предлагаю сыграть в игру Баше. Играют двое. Перед нами 21 предмет. За один ход можно взять 1, 2, 3, 4 палочки. Проигрывает тот, кто забирает последнюю палочку.
Можно ли всегда остаться в выигрыше? При каких условиях?
Мы составили последовательность действий. А что это такое с точки зрения информатики? (алгоритм).
- Повторение основных понятий.
В 2003 году отмечалось 1400-летие со дня рождения одного из величайших ученых Средней Азии и средневекового Востока Мухамада ибн Мусы аль-Хорезми. Имя ученого аль-Хорезми превратилось в понятие algorithmi. Отсюда и возник современный научный термин "алгоритм".
Алгоритм - совокупность правил и действий для решения какой-то задачи.
Толковый словарь Ожегова.
Какими свойствами обладает алгоритм? Что они означают?
?Всегда ли план действий можно назвать алгоритмом?
Кто придумывает алгоритмы?
Можно ли жить по алгоритму?
Линейные алгоритмы в моей жизни.
Циклические алгоритмы в моей жизни.
Где я сталкиваюсь с развилками каждый день?
Насколько интересней, осмысленней и счастливей могла бы стать наша жизнь, умей мы отвечать на такие вопросы как: Как защититься от нападения преступника? Как избежать обмана? Что делать, если поссорился с другом? ...если не складываются отношения в семье?
Но нет двух одинаковых людей, как и двух одинаковых ситуаций. Поэтому общих ответов, пригодных на все случаи жизни, быть просто не может. Однако можно предложить общий МЕТОД, способный помочь находить или конструировать такие ответы для каждой конкретной ситуации. Этот метод - АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ПОДХОД ко всем проблемам, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Итак, можно поставить задачу использования информатики (алгоритмов и компьютерных программ) для помощи людям в решении их ЛИЧНЫХ проблем. Это направление, которое можно было бы назвать ВИТАМАТИКОЙ, отличается от других применений информационных технологий своей направленностью на ЖИТЕЙСКИЕ ИНТЕРЕСЫ людей - не в роли ученых, инженеров, бухгалтеров и т.п., а в качестве ПРОСТО ЛЮДЕЙ.
IV. Распределение по группам
На сегодняшнем уроке мы проверим Витаматику в деле.
Вы разделены на 5 групп. По какому признаку? Чтобы ответить на этот вопрос вам нужно группой решить алгоритм, записанный на доске и у вас на партах в виде блок-схемы.
Вашу принадлежность к тому или иному типу профессии я взяла из результатов психологической проверки на профессиональную пригодность. Сейчас вы вновь подтвердили к какому типу вы относитесь.
V. Самостоятельная работа
Возьмите в руки конверт, в нем находится задание для каждой отдельной группы. Вам необходимо составить блок-схему. Вашим помощником может быть компьютер, ресурсы сети Интернет, энциклопедии. Ваша задача не только составить блок-схему, но и оформить ее и выдвинуть одного члена вашей группы для защиты вашего проекта.
На выполнение работы вам отводится – 10 минут.
Задания для типа «Человек-человек».
Вы молодой специалист, окончивший высшее учебное заведение по специальности «Юриспруденция». Ваши планы: открыть собственную Нотариальную контору. Составьте блок-схему «Как подобрать персонал и организовать работу коллектива?».
Задания для типа «Человек - природа».
Составить блок-схему определения относится ли данное животное, насекомое или млекопитающее к красной книге Ростовской области: бурый ушан, выдра речная, европейская норка, заяц-русак, лесная кошка, сайга, степная пеструшка, трещотка ширококрылая.
Задания для типа «Человек – техника»
Составить блок-схему, определяющую положительные и отрицательные стороны использования двигателя внутреннего сгорания.
Задания для типа «Человек – знаковая система»
Все люди стремятся к идеальному во всём.
Идеальный вес? - вот вопрос интересующий многих людей сейчас. - И найти на него правильный ответ очень проблематично.
Почему? - Как найти средство для похудения, сесть правильно на диету, заняться тренировкой тела и тем самым добиться результатов и определённых норм веса Вашего тела очень много в Интернете но не многие знают нормативы к которым им нужно приблизиться или стремиться.
Формулы для определения идеального веса.
Формула "Лоренца":
Норма веса = (рост человека в см.–100)–(рост человека в см.–150)/2
Например:
Норма веса человека ростом 172 см должна вычисляться так:
Норма веса = (172 - 100) - (172 - 150)/2 = 72 -11 = 61 кг
Задания для типа «Человек – художественный образ».
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
VI. Защита проектов.
Прежде чем мы приступим к защите ваших проектов обратите внимание на оценочный лист, находящий у вас на столах.
Во время выступления других групп вам необходимо оценить их работу по следующим критериям:
- общее впечатление;
- правильность изложения материала;
- ораторское мастерство.
Максимальное количество по каждому критерию – 5 баллов.
VII. Выставление оценок
Спасибо ребята за ваши ответы.
По результатам вашей работы вы получили следующие оценки ______
Особенно мне хотелось бы отметить _______________
VIII. Подведение итогов
Давайте подведем итог. Какой вывод можно сделать по каждой из работ?
Ч-Ч: как правильно организовать работу, строить прогноз.
Ч-П: что нужно уметь систематизировать материал, выбирать главное.
Ч-Зс: добиваться своих целей
Ч-Т: уметь выделить положительные и отрицательные стороны.
Ч-Хо: всегда быть рассудительным.
В витаматике представлен ОБЩИЙ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ, состоящий из четырех основных шагов:
1. Прогноз
2. Оптимизация
3. Адаптация
4. Самосовершенствование
Жизни ход вперед прогнозируй.
Что возможно - оптимизируй.
Не выходит - приноровись.
Не умеешь - сам изменись.
А не хочешь - запомни впредь:
В жизни главное - захотеть!
Сможешь к лучшему измениться -
Проще будет приноровиться,
Что-то с ходу оптимизировать,
Поумнеть, и впредь - прогнозировать,
Чтоб себя успеть воплотить,
Жить любя, и смерть победить!
Выучите это стихотворение (хотя бы первые четыре строчки) и попробуйте следовать ему всякий раз, когда сталкиваетесь с той или иной Проблемой (а лучше, согласно 1-й строке - еще до того, как с ней столкнулись). И вскоре сами увидите, насколько легче Вам станет справляться с превратностями судьбы. Желаю вам успехов.
IХ. Рефлексия.
Ребята, предлагаю вам составить синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения. С помощью синквейна вы выразите свое отношение к пройденному уроку.
Данное стихотворение состоит из пяти строк:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Спасибо за урок.