ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ и ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
«Учитель, который мало или вообще
не принимает во внимание различия
индивидуальностей в классе, есть
личность, которой безразличны
жизни ее учеников».
Уильям А. Вард
Цели:
1} Обобщение основных аспектов индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.
2} Применение технологии дифференцированного подхода как одного из методов индивидуального обучения на уроках математики.
3} Формирование навыков построения уроков с использованием дифференцированного подхода.
Индивидуализация – учет личностных особенностей каждого ученика.
Дифференцированное обучение- создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности
Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни.
С точки зрения И.П. Подласого, “педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности”
Дифференцированное обучение позволяет создавать оптимальные условия, обеспечивающие образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями .
Как научить каждого, ведь они такие разные ?!!!
Главной педагогической установкой технологии дифференцированного обучения является формирование положительной мотивации учения у обучающихся, определение в классе место каждого ребенка, учитывая его психофизиологические особенности.
Ключевым моментом является создание таких условий, при которых каждый из обучаемых испытал бы учебный успех, смог бы увидеть свои достижения и захотел ликвидировать пробелы в своих знаниях и умениях.
Для этого перед разными категориями учащихся ставятся различные цели:
одни должны достичь усвоения базового уровня, другие должны добиться более высоких результатов.
В соответствии с этим в классе могут быть выделены три группы обучающихся «А» , «В» и «С».
Охарактеризуйте учащихся разных типологических групп?
• Группа «А» - отличается медлительностью умственных действий, у них пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно с трудом решают по образцу и алгоритму, могут решить задачи в один – два шага, решение более сложных задач начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск решения, не могут найти связи между данными и искомыми величинами, часто пропускают обоснование гипотез, не видят существенных зависимостей и ключевых моментов в решении задач.
• Группа «В» - имеют достаточные знания программного материала, активно их применяют на практике, решая задачи базового и среднего уровня. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа, но, овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) задач.
• Группа «С» - интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории и применить ее на практике. Решают задачи продвинутого уровня. Могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия. Эти учащиеся быстро и легко обобщают методы решения классов однородных задач, отчетливо выделяют ключевую подзадачу в решенной, могут сформулировать ее в ходе поиска решения самостоятельно или с небольшой помощью учителя, находят несколько способов решения одной задачи.
Какие цели реализует учитель в каждой типологической группе учащихся при дифференцированном обучении?
С учащимися группы «А»
• Ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы. Пробуждение интереса к предмету путем использования игровых моментов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
• Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал, решенную задачу.
• Доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися группы «В»
• Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы.
• Развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения математике.
• Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей.
• Доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися группы «С»
• Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.
• Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли математики в жизни, науке, технике.
• Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой.
• Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Дифференцированный подход на определенных этапах урока:
На этапе введения нового понятия, т.е. при изучении нового материала, можно работать со всем классом без деления его на группы. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Задания на группы получают различные по содержанию, и по форме подачи.
Групповая деятельность эффективна на этапе закрепления и формирования умений.
Индивидуальная работа в основном проводится на этапе проверки знаний и умений.
Чтобы закрепить ситуацию успеха, созданную на уроке, учащиеся в домашних условиях выполняют дифференцированную домашнюю работу.
Охарактеризуйте разноуровневые задания для самостоятельной работы
Задания составляются в трех вариантах
• Первый вариант содержит большое количество простых тренировочных упражнений с постепенным пошаговым нарастанием трудности.
• Во втором варианте преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса.
• И в третьем варианте задания, выполнение которых требует применение нестандартных приемов.
С помощью каких педагогических технологий можно реализовать индивидуальный и дифференцированный подход?
-Коллективный способ обучения;
- Индивидуальный способ обучения;
- Развитие критического мышления;
- Проблемное обучение;
- Модульная технология.
- Адаптивная система обучения;
- игровой метод;
- создание проблемно-поисковых ситуаций;
- метод проектов;
- моделирование;
- алгоритмический метод;
- групповую работу;
- систему подсказок учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся;
- исследовательские методы;
- компьютер (презентация).
Дифференциация обучения «+»
- Слабые учащиеся охотно принимают участие в обсуждении заданий ,
- повышается интерес,
- создается благоприятный психологический климат,
- Учащиеся испытывают чувство удовлетворения, после каждого решенного задания, чувство успеха,
- Происходит повышение познавательной активности,
- растет уверенность в своих силах, нет чувства страха перед новыми заданиями,
- рискуют попробовать свои силы в незнакомой ситуации,
- берутся за решение задач более высокого уровня.
- активизация мыслительной деятельности,
- положительная мотивация к учебе.
Сегодня каждый учитель использует дифференцированный подход в своей работе. Ведь именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим людям, вырабатывает ответственность к принятию решений.
Умение учителя найти подход к каждому ученику иногда отражается не только на учебе, но и на судьбах отдельных учеников.
«… разных детей и учить надо по-разному,
потому что каждый по-своему воспринимает информацию”
Гарднер