kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференцированный подход к познавательной деятельности обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференцированный подход к познавательной деятельности обучающихся.

Современная система обучения ставит задачей не только усвоение детьми определенных знаний  и умений, но и развитие у них мышления, воображения, речи и т.д. Успех в её реализации определяется методикой, направленной на максимальную активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Опыт работы показал: успехи достигаются только там, где удаётся преодолеть устаревшие взгляды на процесс развития младших школьников.

Развитие учащихся в процессе учения, их активность и самостоятельность, наличие творческих моментов во многом завися от овладения учащимися приемами учебной работы и умственной деятельности.

Познавательную деятельность учащихся составляет овладение ими знаниями, умениями и навыками.

Отчетливо понимая динамичность логики и структуры учебного процесса, можно выделить в нем характерные этапы, по которым осуществляется движение учащегося от незнания к знанию. В качестве этапов познавательной деятельности (овладения знаниями, умения и навыками) принято считать следующие:

  1. Постановка перед учащимися целей и задач, создание необходимой обстановки и стимулов к учению.
  2. Восприятие учащимися нового материала и его осмысление.
  3. Закрепление и совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование умений и навыков.
  4. Применение знаний, умений и навыков.

Этапы познавательной деятельности находятся в диалектически сложной связи и зависимости и практически не разделимы. Знание отдельных этапов и их взаимосвязей позволяет правильно понять внутреннюю сущность познавательной деятельности.  

    Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке способствует повышению эффективности обучения и является одной из важных и насущных дидактических проблем.

     Из опыта работы чаще всего самостоятельная работа организуется как фронтальная  в сочетании с индивидуальной. Но так как не у всех учеников одинаков уровень знаний и познавательных способностей, при фронтальной работе одни ученики работают не в полную силу, а для других самостоятельная работа может оказаться непосильной. Одна из причин этого заключается в том, что данные формы работы не могут в полной мере учесть подготовленность и индивидуальные способности каждого ученика. В связи с этим возникает необходимость того, чтобы индивидуальная работа учеников носила дифференцированный характер. Хотелось бы сразу же отметить необходимость осуществления дифференцированного подхода в самом начале работы, а не когда уже отставание и неуспеваемость стали запущенными.

      Дифференцировать можно объём, и сложность заданий одновременно.

     С этой целью предлагается, например несколько заданий. Если ученик выполнил только одно задание, он получает «3», если два-три, то «4», если же он выполнил все задания полностью и правильно, то «5». При таком дифференцированном подходе слабоуспевающий ученик имеет возможность видеть перспективу своего роста, попытаться выполнить и более сложное задание. Работа части учеников по облегченным учебным заданиям не может быть длительной: это привело бы к углублению их отставания от уровня подготовки класса.

     В последние годы наметился другой, более существенный подход к дифференциации обучения, состоящий не только и не столько в упрощении содержании заданий ( одним проще, другим сложнее), а в дифференцировании степени помощи ученикам  со стороны учителя без существенного снижения сложности. Одни ученики нуждаются в большей помощи со стороны учителя, другие в обычных её дозах, третьим можно предоставит большую или полную самостоятельность.

     При разработке дифференцированных заданий следует глубоко продумывать вопрос о характере и мере помощи тем ученикам, которые в ней нуждаются. С этой целью в методике преподавании начальной школе  разработаны специальные виды дифференцированных заданий, которые в основном можно классифицировать по следующим признакам.

     1.Дифференцированные задания по оказанию помощи ученикам при анализе. Сюда входят вспомогательные задания, вопросы и указания, наводящие на решение основного вопроса задания с дополнительной конкретизацией (рисунками, схемами, чертежами).

     1.Вспомогательные задания представляют собой составную часть сложного упражнения. Допусти, ученикам нужно решить составную задачу: «На катке катались 15 девочек и 12 мальчиков. Затем 5 девочек ушли. На сколько меньше осталось девочек, чем мальчиков? »

      Некоторые ученики затрудняются вычленить необходимые элементы задачи, не могут разобраться в том, какие  числа нужно сравнить. Им легче будет это сделать, если они предварительно решат, например такую простую задачу: «на катке осталось 10 девочек и 12 мальчиков. На сколько меньше осталось девочек, чем мальчиков?» Это простая задача. В ней  всего два данных, а не три, как в предыдущей. Здесь легче заметить, что с числом мальчиков нужно сравнить число девочек, которые остались на катке.

     2.Вспомогательные вопросы и указания. Дидактическая цель применения вспомогательных вопросов и указаний в заданиях состоит в том чтобы помочь ученику воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа выполнения данного задания; обратить внимание ученика на какую-нибудь деталь, не выделенную в условии, но существенную для анализа. Приведем пример.

     « На первой полке 25 книг, на второй-20, а на третьей на 6 книг меньше, чем на первой и второй полках вместе».

    Прочитайте еще раз, что сказано в задаче о книгах, стоящих на третьей полке.

    В данном случае цель вспомогательного указания- обратить внимание учеников на такую важную деталь задачи ( которую ученики могут и не заметить), что на третьей полке книг меньше, чем на первой и второй.

    3. Задания с дополнительной конкретизацией. Здесь имеются в виду задания, для облегчения анализа которых используется дополнительная конкретизация в виде рисунков, схем и чертежей. Причем в 1 и 2 классах в целях конкретизации используются рисунки, а 3 и 4- рисунки, чертежи, в том числе и схематические.

     2. Дифференцированные задания по оказанию помощи ученикам в поисках выполнения задания. Большую помощь учителю в организации дифференцированного подхода в обучении учащихся оказывают карточки с заданиями. Подобные карточки издаются типографским способом или составляются самим учителем. Карточки могут использоваться по разному: при проведении обучающих самостоятельных и контрольных работ, для восполнения пробелов в знаниях детей, при организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

    Однако из основных предназначений карточек-осуществление с их помощью дифференцированного подхода к учащимся. Сюда входят задания с образцами рассуждения и выполнения задания; задания с частично выполненным решением; задания с сопутствующими указаниями, инструкциями; задания с теоретическими справками ; задания с алгоритмическими предписаниями.

    Приведем образцы лишь некоторых дифференцированных заданий, представив их в виде карточек-заданий.

1.Задания с частично выполненным решением.

Задача. В магазине за день продали 265 кг. сахарного песку. После этого в магазине осталось на 138 кг. песку больше, чем продали. Сколько килограммов сахарного песку было в магазине в начале дня? Закончи решение задачи:

1)165+138=…( кг)

2) 265+…=… (кг)

 2.Задание с теоретическими справками.

Помни! Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно знать его длину и ширину и найти произведение полученных чисел. Пользуясь правилом реши задачу: Сколько квадратных сантиметров голубой бумаги потребуется, чтобы склеить лист картона длиной 40 и шириной 30 см?

     3.Задания с образцами рассуждения.

Начерти два отрезка: один длиной 2 см, другой в 3 раза длиннее.

Рассуждай:   длина первого отрезка 2 см, другой в 3 раза длиннее, значит по

2 см в нем содержится 3 раза. Начерти отрезок.

     4.Задания с алгоритмическими предписаниями.

48:2

1.Представь делимое в виде суммы разрядных слагаемых.

2.Раздели эту сумму на число.

Выполни также действия

64:2=                                                     

96:3=

82:2=

48:4=

    Мы рассмотрели различные виды дифференцированных заданий. Если ученику будет оказана помощь, то он сможет выполнить более сложное задание, чем если бы его оставили без помощи.

     Приспособить задания к уровню знаний, умений и навыков невозможно без их систематического учета. Проверяя работы ребят, учителю  следует не только давать им оценку, но и учитывать, что на данный момент усвоил ученик и что еще предстоит усвоить в ближайшее время.

     Результаты работы необходимо фиксировать, выделяя общие характерные особенности способа действия, и тут же определять виды заданий для последующей работы.

    Дифференцированный подход к познавательной деятельности обучающихся позволяет развить способности слабого ученика, способствует овладению общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированный подход поднимает на более высокую ступень развития.     

Литература

Аристова Л.П. активность умения школьника. М.: Просвещение. 1968.

Половникова Н.А. Важнейшие условия познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения//Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1966.

Скаткин М.Н. активизация познавательной деятельности учащихся в обучении.М., 1965.Прил.к журн. «народное образование»1966, № 1.

Щукина Г.И.активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.М., 1979.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход к познавательной деятельности обучающихся. »



Дифференцированный подход к познавательной деятельности обучающихся.



Современная система обучения ставит задачей не только усвоение детьми определенных знаний и умений, но и развитие у них мышления, воображения, речи и т.д. Успех в её реализации определяется методикой, направленной на максимальную активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Опыт работы показал: успехи достигаются только там, где удаётся преодолеть устаревшие взгляды на процесс развития младших школьников.

Развитие учащихся в процессе учения, их активность и самостоятельность, наличие творческих моментов во многом завися от овладения учащимися приемами учебной работы и умственной деятельности.

Познавательную деятельность учащихся составляет овладение ими знаниями, умениями и навыками.

Отчетливо понимая динамичность логики и структуры учебного процесса, можно выделить в нем характерные этапы, по которым осуществляется движение учащегося от незнания к знанию. В качестве этапов познавательной деятельности (овладения знаниями, умения и навыками) принято считать следующие:

  1. Постановка перед учащимися целей и задач, создание необходимой обстановки и стимулов к учению.

  2. Восприятие учащимися нового материала и его осмысление.

  3. Закрепление и совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование умений и навыков.

  4. Применение знаний, умений и навыков.

Этапы познавательной деятельности находятся в диалектически сложной связи и зависимости и практически не разделимы. Знание отдельных этапов и их взаимосвязей позволяет правильно понять внутреннюю сущность познавательной деятельности.

Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке способствует повышению эффективности обучения и является одной из важных и насущных дидактических проблем.

Из опыта работы чаще всего самостоятельная работа организуется как фронтальная в сочетании с индивидуальной. Но так как не у всех учеников одинаков уровень знаний и познавательных способностей, при фронтальной работе одни ученики работают не в полную силу, а для других самостоятельная работа может оказаться непосильной. Одна из причин этого заключается в том, что данные формы работы не могут в полной мере учесть подготовленность и индивидуальные способности каждого ученика. В связи с этим возникает необходимость того, чтобы индивидуальная работа учеников носила дифференцированный характер. Хотелось бы сразу же отметить необходимость осуществления дифференцированного подхода в самом начале работы, а не когда уже отставание и неуспеваемость стали запущенными.

Дифференцировать можно объём, и сложность заданий одновременно.

С этой целью предлагается, например несколько заданий. Если ученик выполнил только одно задание, он получает «3», если два-три, то «4», если же он выполнил все задания полностью и правильно, то «5». При таком дифференцированном подходе слабоуспевающий ученик имеет возможность видеть перспективу своего роста, попытаться выполнить и более сложное задание. Работа части учеников по облегченным учебным заданиям не может быть длительной: это привело бы к углублению их отставания от уровня подготовки класса.

В последние годы наметился другой, более существенный подход к дифференциации обучения, состоящий не только и не столько в упрощении содержании заданий ( одним проще, другим сложнее), а в дифференцировании степени помощи ученикам со стороны учителя без существенного снижения сложности. Одни ученики нуждаются в большей помощи со стороны учителя, другие в обычных её дозах, третьим можно предоставит большую или полную самостоятельность.

При разработке дифференцированных заданий следует глубоко продумывать вопрос о характере и мере помощи тем ученикам, которые в ней нуждаются. С этой целью в методике преподавании начальной школе разработаны специальные виды дифференцированных заданий, которые в основном можно классифицировать по следующим признакам.

1.Дифференцированные задания по оказанию помощи ученикам при анализе. Сюда входят вспомогательные задания, вопросы и указания, наводящие на решение основного вопроса задания с дополнительной конкретизацией (рисунками, схемами, чертежами).

1.Вспомогательные задания представляют собой составную часть сложного упражнения. Допусти, ученикам нужно решить составную задачу: «На катке катались 15 девочек и 12 мальчиков. Затем 5 девочек ушли. На сколько меньше осталось девочек , чем мальчиков? »

Некоторые ученики затрудняются вычленить необходимые элементы задачи, не могут разобраться в том, какие числа нужно сравнить. Им легче будет это сделать, если они предварительно решат, например такую простую задачу: «на катке осталось 10 девочек и 12 мальчиков. На сколько меньше осталось девочек, чем мальчиков?» Это простая задача. В ней всего два данных, а не три, как в предыдущей. Здесь легче заметить, что с числом мальчиков нужно сравнить число девочек, которые остались на катке.

2.Вспомогательные вопросы и указания. Дидактическая цель применения вспомогательных вопросов и указаний в заданиях состоит в том чтобы помочь ученику воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа выполнения данного задания; обратить внимание ученика на какую-нибудь деталь, не выделенную в условии, но существенную для анализа. Приведем пример.

« На первой полке 25 книг, на второй-20, а на третьей на 6 книг меньше, чем на первой и второй полках вместе».

Прочитайте еще раз, что сказано в задаче о книгах, стоящих на третьей полке.

В данном случае цель вспомогательного указания- обратить внимание учеников на такую важную деталь задачи ( которую ученики могут и не заметить), что на третьей полке книг меньше, чем на первой и второй.

3. Задания с дополнительной конкретизацией. Здесь имеются в виду задания, для облегчения анализа которых используется дополнительная конкретизация в виде рисунков, схем и чертежей. Причем в 1 и 2 классах в целях конкретизации используются рисунки, а 3 и 4- рисунки, чертежи, в том числе и схематические.

2. Дифференцированные задания по оказанию помощи ученикам в поисках выполнения задания. Большую помощь учителю в организации дифференцированного подхода в обучении учащихся оказывают карточки с заданиями. Подобные карточки издаются типографским способом или составляются самим учителем. Карточки могут использоваться по разному: при проведении обучающих самостоятельных и контрольных работ, для восполнения пробелов в знаниях детей, при организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Однако из основных предназначений карточек-осуществление с их помощью дифференцированного подхода к учащимся. Сюда входят задания с образцами рассуждения и выполнения задания; задания с частично выполненным решением; задания с сопутствующими указаниями, инструкциями; задания с теоретическими справками ; задания с алгоритмическими предписаниями.

Приведем образцы лишь некоторых дифференцированных заданий, представив их в виде карточек-заданий.



1.Задания с частично выполненным решением.

Задача. В магазине за день продали 265 кг. сахарного песку. После этого в магазине осталось на 138 кг. песку больше, чем продали. Сколько килограммов сахарного песку было в магазине в начале дня? Закончи решение задачи:

1)165+138=…( кг)

2) 265+…=… (кг)

2.Задание с теоретическими справками.

Помни! Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно знать его длину и ширину и найти произведение полученных чисел. Пользуясь правилом реши задачу: Сколько квадратных сантиметров голубой бумаги потребуется, чтобы склеить лист картона длиной 40 и шириной 30 см?



3.Задания с образцами рассуждения.

Начерти два отрезка: один длиной 2 см, другой в 3 раза длиннее.

Рассуждай: длина первого отрезка 2 см, другой в 3 раза длиннее, значит по

2 см в нем содержится 3 раза. Начерти отрезок.



4.Задания с алгоритмическими предписаниями.

48:2

1.Представь делимое в виде суммы разрядных слагаемых.

2.Раздели эту сумму на число.

Выполни также действия

64:2=

96:3=

82:2=

48:4=



Мы рассмотрели различные виды дифференцированных заданий. Если ученику будет оказана помощь , то он сможет выполнить более сложное задание, чем если бы его оставили без помощи.

Приспособить задания к уровню знаний, умений и навыков невозможно без их систематического учета. Проверяя работы ребят, учителю следует не только давать им оценку, но и учитывать, что на данный момент усвоил ученик и что еще предстоит усвоить в ближайшее время.

Результаты работы необходимо фиксировать, выделяя общие характерные особенности способа действия, и тут же определять виды заданий для последующей работы.

Дифференцированный подход к познавательной деятельности обучающихся позволяет развить способности слабого ученика, способствует овладению общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированный подход поднимает на более высокую ступень развития.



Литература

Аристова Л.П. активность умения школьника. М.: Просвещение. 1968.

Половникова Н.А. Важнейшие условия познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения//Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1966.

Скаткин М.Н. активизация познавательной деятельности учащихся в обучении.М., 1965.Прил.к журн. «народное образование»1966, № 1.

Щукина Г.И.активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.М., 1979.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дифференцированный подход к познавательной деятельности обучающихся.

Автор: Казанцева Наталья Сергеевна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232764

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Познавательная деятельность обучающихся. "
    ["seo_title"] => string(50) "poznavatiel-naia-dieiatiel-nost-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442916268"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(126) "razvitiie-sposobnosti-obuchat-sia-ili-ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107917"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-poznavatiel-nogo-intieriesa-na-urokakh-gieografii-motivatsiia-uchashchikhsia-k-izuchieniiu-gieografii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252762"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447434892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства