Урок 10
Тема: «Формы представления информации».
Цели урока:
Образовательные
- Закрепить знания, полученные на прошлом уроке;
- Ввести понятие координата;
- Формирование умения кодировать и декодировать информацию;
Развивающие
- Развивать логического мышления;
- Развивать процессы мышления, познавательных интересов, памяти, восприятия;
- Развивать устную речь;
Воспитательные
- Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;
- Формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе;
Здоровьесберегающая
- Соблюдение правил ТБ, смена деятельности учащихся во избежание переутомления.
Тип урока: повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний.
Оборудование: проектор, компьютеры, принтер, карточки, презентация в Power Point.
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная, фронтальная.
План урока:
№
Этап урока
Время
1
Организационный момент
1-2 мин.
2
Актуализация знаний
5
3
Изучение нового материала
7
4
Физминутка
2
5
Закрепление материала
7
6
Контроль знаний
5
7
Практическая работа
15
8
Подведение итогов.
2
Ход урока
- Орг. момент.
- Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Цель: обобщить и систематизировать сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке.
- Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.6 №1 - №4 с.28.
- Что вы понимаете под кодированием информации? [Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]
- Что можно назвать кодом? [Код – это система условных знаков для представления информации.]
- Цель: Закрепить представление учащихся о кодировании как о преобразовании информации из одного вида в другой.
Отгадайте ребус:
Ответ: Информатика.
Ответ: Клавиша.
- Объяснение нового материала: Способы кодирования информации.
Особенности изложения содержания темы урока.
С многообразием форм кодирования информации ученики познакомились на предыдущем уроке.
Задача этого урока – подчеркнуть, что за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации: графический, числовой и символьный.
Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.
Учитель:
- С многообразием форм кодирования информации мы познакомились на предыдущем уроке.
Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах.
(Слайд 5)
Формы представления(способы кодирования) информации:
– разговорные языки (более 2000);
– язык мимики и жестов;
– язык рисунков и чертежей;
– научные языки (математики, программирования);
– языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
– специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).
Учитель:
- Как вы думаете, с какой целью кодируется информация? (Ответы детей).
Вывод:
Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.
Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т. д.
Учитель:
- Давайте вспомним известные нам способы кодирования информации.(Ответы детей)
- В какой форме чаще всего нам встречается закодированная информация? (Ответы детей)
Вывод: Чаще всего применяются следующие способы кодирования информации:
(Слайд 6)
Способы кодирования информации:
1) графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);
2) числовой (с помощью чисел);
3) символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).
(Дать понятие декодирования информации)
Декодировать информацию – это значит восстановить её первоначальный вид.
Для декодирования надо знать код!
- Физкультминутка
- Изучаем понятие КООРДИНАТА.
Учитель:
- У вас на столах лежат карточки с кодовой таблицей. Используя эту таблицу, декодируйте зашифрованное сообщение.
12 16 16 18 5 10 15 1 20 29 (координаты)
- Задание: (Слайд 7) "Представьте себе, что вы - пчелки. Летая в поисках сладкого нектара вы обнаружили странное поле. Поле, где все цветы cмешались. На нем растут и полевые цветы, и садовые, встречаются даже лесные. Вкусы пчелок различны, значит различны и цветы, которые они выберут для будущего меда."
"Облети все полевые цветы"
Учитель: Ребята, что вам напоминает это поле цветов?
(ответы детей)
Давайте, вспомним, как в шахматах называют место расположения фигуры?
(ответы детей)
-Выписать на доске: К(конь-А4), Ф(ферзь-С3).
Вернёмся к нашему заданию и выпишем место расположения каждого цветка. (пишем в тетрадь)
Одуванчик - А1;
Тюльпан - С1;
Ромашка - В2;
Гвоздики - А3;
Ландыши - А4;
Колокольчики - В4;
Васильки - С3;
Незабудка - D3.
Учитель:
- Ребята, мы указали координаты каждого цветка.
- Где вы встречали слово «координата»?
(Ответы детей).
- «Координатная» сказка. (слайд 8)
«Кораблик»
(Слайд 9)
Пошли гулять (2;2), (3;1), (1;2), (1;3) и (3;3).
Пришли они на (2;1).
- Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь! - И стал так хохотать - чуть было не захлебнулся.
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали - думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес (3;2). Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили (1;1).
Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воду высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл. И не догонишь!
Учитель:
- Ребята, вот еще пример записи координат в виде чисел.
На первом месте мы записали координату по горизонтали, а на втором - по вертикали (как в шахматах), поставили между числами точку с запятой и заключили в скобки.
- Подведение итогов по теме:
- От чего зависит выбор способа кодирования информации?
- Какие существуют способы кодирования информации?
- Что значит декодировать информацию?
- Практическая работа.
Цель:
Закрепление изученного материала посредством компьютерной программы «Мир информатики» 3 год обучения «Координаты»
- Д/з. § 1.7,
Письменно в обычных тетрадях задания к параграфу № 4 - 6.